Туризм в Татарстане
Правдоподобная история о первой попытке абсолютно женской команды из КГУ-шного турклуба пройти пеший поход первой категории сложности. По горам Восточного Саяна. Зимнее путешествие вокруг Мунку-Сардык Пешеходный туризм в Татарстане

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


Отчеты
Самые популярные
Новые
Все

По видам
Местные маршруты
Велосипедный
Пешеходный
Лыжный
Водный
Горный
Спелео

Поиск


Кнопки

Турклуб МАИ

Страница спортивного туризма Архипова И.



Версия для печати | Комментарии (0)

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан


О Т Ч Е Т
о велосипедном туристском спортивном походе
третьей категории сложности
по Республике Татарстан,


совершенном с 3 по 16 июля 2006г.


Маршрутная книжка № 12-ПТК-06

Руководитель группы: Сибгатуллин А.Р.

Казань 2006

Справочные сведения.

Проводящая организация: Поход проведен: Клубом Любителей Современных и Экстремальных Видов Спорта "eXf", 420111, г. Казань, ул. Островского, д.21/8, офис 41.
Вид туризма: велосипедный.
Категория сложности: третья.
Район похода: Россия, Республика Татарстан.
Количество участников: 2 человека.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 13/13 дней.
Cроки проведения: 3 - 16 июля 2006 года.
Протяженность маршрута: 1153,4 км.
Набор высоты: 3875 м.
Нитка маршрута:

Казань - Пестрецы - Тюлячи - Мамадыш - Елабуга - Набережные Челны - Нижнекамск - Альметьевск - Камские Поляны - Четырчи - Чистополь - Билярск - Болгар - Тетюши - Камское Устье - Васильево - Раифа - Казань.

Сведения об участниках.

Фамилия, имя Год рождения адрес обязанности
1 Сибгатуллин Альберт
(фото 17)
1983 Казань, ул. Вагапова, 15-77 руководитель, завхоз
2 Баранов Владимир Леонидович
(фото 18)
1949 Казань, ул. Дачная, 35-1 ремонтник, хронометрист

Поход рассмотрен: МКК ПТК "Траверс" (116-00-54554000)

Содержание отчета.

1. Идея, цель. Изучение района путешствия в свете требований современной методики для уточнения расчета категорий сложности препятствий и трудности похода в спортивном велосипедном туризме. Повышение спортивной квалификации.

2. График движения. 3. Техническое описание прохождения.

№ строки Т, время (час:мин) мск L (км) похода текущие высота (м) абсолютная уклон (%) Набор высоты (м) Покрытие (смотри графу один раздела пять части справочные сведения) дороги Z (км) данного типа дороги Описание (комментарий)
123456789
03.07. за день в "седле" 4:00; V=18, временами осадки; за 1 день = 72 км
100 11:00 0,0 60 0 0 1 0 Казань, фото 1. Географический центр Казани; перекресток улиц Космонавтов/Победы;
101   6,0 70 0,17% 10 1 6 Фото 2. у знака Пестречинский район
102   9,1 85 0,48% 25 1 3,1  
103   12,2 65 -0,65% 25 1 3,1  
104 14:15 14,4 115 2,27% 75 1 2,2 Кощаковский родник, обед.
105   20,0 120 0,09% 80 1 5,6 Старое Шигалеево
106   27,3 100 -0,27% 80 1 7,3 река Сула в Шихазде
107   30,5 200 3,13% 180 1 3,2  
108 17:45 36,5 195 -0,08% 180 1 6 Пестрецы, кирпичный завод
109   39,0 150 -1,80% 180 1 2,5 ручей
110   41,2 190 1,82% 220 1 2,2  
111   48,7 195 0,07% 225 1 7,5 Кокушкино; фото 3.
112   50,2 150 -3,00% 225 1 1,5 река Ушня
113   51,8 180 1,88% 255 1 1,6 Большие Бутырки
114   54,0 115 -2,95% 255 1 2,2 река Иинка
115   56,0 175 3,00% 315 1 2  
116   60,3 105 -1,63% 315 1 4,3 река Нурминка
117   65,6 185 1,51% 395 1 5,3  
118 20:00 72,0 120 -1,02% 395 1 6,4 река Сеинка в Пановке; бивак у здания школы у Шпагина Игоря Петровича; за день в "седле" 4:00; V=18, временами осадки; за 1 день = 72 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

04.07. за день в "седле" 5:33, V=18; за 2 дня = 172 км
123456789
200 9:00 0,0 120 0 0 1 0 бивак у здания школы у Шпагина Игоря Петровича;
201   3,0 135 0,50% 15 1 3  
202   4,3 115 -1,54% 15 1 1,3  
203   6,4 180 3,10% 80 1 2,1  
204   8,8 170 -0,42% 80 1 2,4 граница административных районов; фото 4.
205   16,3 95 -1,00% 80 1 7,5 река Тямтибаш
206   17,4 130 3,18% 115 1 1,1  
207   22,4 95 -0,70% 115 1 5 Тюлячи, обед
208   49,5 100 0,02% 120 1 27,1 Бол. Савруши
209   54,6 140 0,78% 160 1 5,1  
210   63,0 170 0,36% 190 3 8,4 Фото 5.
211   70,0 185 0,21% 205 4 7  
212   71,6 110 -4,69% 205 4 1,6  
213   73,5 110 0,00% 205 1 1,9  
214   79,0 75 -0,64% 205 4 5,5 По дороге в Верхнюю Ошму
215   83,8 135 1,25% 265 4 4,8  
216   85,8 155 1,00% 285 4 2  
217   86,2 140 -3,75% 285 4 0,4  
218   87,0 160 2,50% 305 4 0,8  
219 20:00 100,0 80 -0,62% 305 4 13 Верх. Ошма, школа; за день в "седле" 5:33, V=18; за 2 дня = 172 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия;
"3" (проселок) - зеленая линия;
"4" (щебень) - красная линия.

05.07. за день в "седле" 5:00, V=18, за 3 дня = 262 км
123456789
300 9:00 0,0 80 0 0 4 0 Верх. Ошма, школа
301   0,2 55 -12,50% 0 4 0,2  
302   1,7 105 3,33% 50 1 1,5  
303   3,2 140 2,33% 85 1 1,5  
304   5,1 85 -2,89% 85 1 1,9  
305   5,8 125 5,71% 125 1 0,7  
306   7,0 145 1,67% 145 1 1,2  
307   7,7 150 0,71% 150 1 0,7  
308   8,0 145 -1,67% 150 3 0,3  
309   9,1 115 -2,73% 150 1 1,1  
310   13,2 75 -0,98% 150 1 4,1  
311   13,6 85 2,50% 160 1 0,4  
312   21,0 65 -0,27% 160 1 7,4 Мамадыш; фото 6.
313   27,1 130 1,07% 225 1 6,1  
314   35,0 60 -0,89% 225 1 7,9 за Вяткой
315   42,0 80 0,29% 245 1 7  
316   58,0 190 0,69% 355 1 16 родник
317 18:30 90,0 130 -0,19% 355 1 32 Елабуга, фото 7; за день в "седле" 5:00, V=18, за 3 дня = 262 км; Ужин в лагере "Лесная сказка"

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия;
"4" (щебень) - красная линия.

06.07. за день в "седле" 3:20, V=16; временами осадки; за 4 дня = 317,5 км
123456789
400 13:00 0,0 130 0 0 1 0 Елабуга
401   7,1 95 -0,49% 0 1 7,1  
402   12,4 150 1,04% 55 1 5,3  
403   14,0 165 0,94% 70 1 1,6  
404   20,0 135 -0,50% 70 1 6 Набережные Челны; фото 8
405   21,0 155 2,00% 90 1 1  
406   48,1 170 0,06% 105 1 27,1  
407 19:20 55,5 155 -0,34% 105 1 7,4 Бивак в лесопосадке за ж.д. переездом после поворота на Нижнекамск; за день в "седле" 3:20, V=16; временами осадки; за 4 дня = 317,5 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

07.07. за день в "седле" 5:10, V=17; за 5 дней = 406,5 км
123456789
500 8:30 0 155 0 0 1 0 бивак
501 8:35 2,0 145 -2,50% 0 1 2  
502   3,1 130 -1,36% 0 1 1,1  
503   4,6 175 3,00% 45 1 1,5  
504 10:30 15,0 185 0,10% 55 1 10,4 Нижнекамск; фото 9.
505   17,3 85 -4,35% 55 1 2,3  
506 14:40 45,0 65 -0,07% 55 1 27,7 р. Зай перед деревней Борок, обед
507   55,0 120 0,55% 110 1 10  
508   62,3 150 0,41% 140 1 7,3  
509   64,1 160 0,56% 150 1 1,8  
510   68,2 70 -2,20% 150 1 4,1  
511   70,2 115 2,25% 195 1 2  
512   72,0 75 -2,22% 195 1 1,8 Верх. Челны
513   74,4 110 1,46% 230 1 2,4  
514   76,0 75 -2,19% 230 1 1,6  
515   78,3 115 1,74% 270 1 2,3  
516   83,0 75 -0,85% 270 1 4,7  
517   85,7 115 1,48% 310 1 2,7  
518 19:30 89,0 110 -0,15% 310 1 3,3 Заинск, перед строениями справа в 200 м в лесополосе; за день в "седле" 5:10, V=17; за 5 дней = 406,5 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

08.07.за день в "седле" 6:15, V=19; за 6 дней = 524,5 км
123456789
600 8:30 0,0 110 0 0 1 0 бивак
601   2,7 65 -1,67% 0 1 2,7  
602   10,3 85 0,26% 20 1 7,6  
603   16,2 120 0,59% 55 1 5,9  
604   23,0 70 -0,74% 55 1 6,8  
605   24,5 125 3,67% 110 1 1,5  
606   27,0 75 -2,00% 110 1 2,5  
607   28,0 120 4,50% 155 1 1  
608   36,2 100 -0,24% 155 4 8,2  
609   40,8 110 0,22% 165 1 4,6  
610   50,0 255 1,58% 310 1 9,2  
611   61,5 120 -1,17% 310 1 11,5  
612   65,1 195 2,08% 385 1 3,6 Альметьевск; фото 10
613   67,4 100 -4,13% 385 1 2,3  
614   112,3 240 0,31% 525 1 44,9 поворот к турбазе, на южном берегу
615 20:10 118,0 240 -1,75% 525 1 5,7 южный берег Карабашского водохранилища, бивак хорош для дневки; за день в "седле" 6:15, V=19; за 6 дней = 524,5 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия;
"4" (щебень) - красная линия.

09.07. за день в "седле" 5:40, V=17; за 7 дней = 620,5 км
123456789
700 8:30 0,0 240 0 0 1 0 поворот к турбазе на южном берегу
701   2,0 225 -0,75% 0 1 2  
702   8,0 75 -2,50% 0 1 6  
703   8,4 125 12,50% 50 1 0,4  
704   11,6 165 1,25% 90 1 3,2  
705   15,0 135 -0,88% 90 1 3,4  
706   15,8 165 3,75% 120 1 0,8  
707   17,9 185 0,95% 140 1 2,1  
708   22,6 225 0,85% 180 1 4,7 Новочершилинский
709   24,2 250 1,56% 205 1 1,6  
710   25,2 275 2,50% 230 1 1  
711   29,8 165 -2,39% 230 1 4,6  
712   35,0 200 0,67% 265 1 5,2  
713   36,1 295 8,64% 360 1 1,1  
714   43,0 315 0,29% 380 1 6,9  
715   48,0 215 -2,00% 380 1 5 Миннибаево
716   50,5 320 4,20% 485 1 2,5  
717   57,0 160 -2,46% 485 1 6,5  
718   60,7 265 2,84% 590 1 3,7  
719   65,0 190 -1,74% 590 1 4,3 обед у запруды р. Кичуй
720   68,4 150 -1,18% 590 1 3,4  
721   69,0 175 4,17% 615 1 0,6  
722 20:30 96,0 120 -0,20% 615 1 27 оз. Кузайкино перед деревней; за день в "седле" 5:40, V=17; за 7 дней = 620,5 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

10.07. за день в "седле" 5:54, V=18; за 8 дней =729,5 км
123456789
800 8:50 0,0 120 0 0 1 0 бивак
801   1,0 150 3,00% 30 1 1  
802   5,0 140 -0,25% 30 1 4  
803   5,4 95 -11,25% 30 1 0,4  
804   6,0 140 7,50% 75 1 0,6  
805   8,8 105 -1,25% 75 1 2,8  
806   10,1 150 3,46% 120 1 1,3  
807   17,9 90 -0,77% 120 1 7,8  
808   19,0 110 1,82% 140 1 1,1  
809   38,4 80 -0,15% 140 1 19,4  
810   39,2 120 5,00% 180 1 0,8  
811   44,0 65 -1,15% 180 1 4,8 река Шешма
812   45,9 80 0,79% 195 1 1,9  
813   62,0 70 -0,06% 195 1 16,1 Азеево
814   67,1 155 1,67% 280 1 5,1  
815   72,0 90 -1,33% 280 1 4,9 Каргали, обед; фото 11. Работа с картами
816   75,0 145 1,83% 335 1 3 знак Каргали
817   83,0 150 0,06% 340 1 8  
818   86,0 90 -2,00% 340 1 3 река Толкишка
819   88,4 140 2,08% 390 1 2,4  
820 19:20 107,0 100 -0,22% 390 1 18,6 поворот к лагерю
821 19:40 109,0 90 -0,50% 390 3 2 Змеево под Чистополем, на берегу Камы; за день в "седле" 5:54, V=18; за 8 дней = 729,5 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия;
"3" (проселок) - зеленая линия.

11.07. за день в "седле" 5:42, V=19; за 9 дней = 837,5 км
123456789
900 8:40 0,0 90 0 0 3 0 поворот к лагерю
901   5,1 60 -0,78% 0 1 5,1  
902   12,8 95 0,45% 35 1 7,7 Фото 12. Географический центр Татарстана
903   21,0 135 0,49% 75 1 8,2 Чистополь; фото 13
904   28,2 185 0,69% 125 1 7,2  
905   78,2 150 -0,07% 125 1 50  
906   85,0 150 0,00% 125 4 6,8  
907   88,3 155 0,15% 130 3 3,3  
908   96,0 135 -0,26% 130 1 7,7  
909 19:20 108,0 100 -0,29% 130 1 12 у лагеря ДУБОК под Билярском, за день в "седле" 5:42, V=19; за 9 дней = 837,5 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия;
"3" (проселок) - зеленая линия;
"4" (щебень) - красная линия.

12.07. за день в "седле" 4:00, V=17; за 10 дней = 905 км
123456789
1000 9:40 0,0 100 0 0 1 0 Фото 14. Родник, Билярск
1001   10,0 110 0,10% 10 1 10 Билярск, фото 15
1002   19,7 155 0,46% 55 1 9,7  
1003   46,8 170 0,06% 70 1 27,1  
1004 19:30 67,5 140 -0,14% 70 1 20,7 Баз. Матаки, река Нохратка; за день в "седле" 4:00, V=17; за 10 дней = 905 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

13.07. за день в "седле" 2:57; V=23; за 11 дней = 973 км
123456789
1100 9:30 0,0 140 0 0 1 0  
1101   1,5 110 -2,00% 0 1 1,5  
1102   2,9 125 1,07% 15 1 1,4  
1103   9,7 100 -0,37% 15 1 6,8  
1104   12,3 135 1,35% 50 1 2,6  
1105   37,6 60 -0,30% 50 1 25,3 Никольское
1106 15:00 68,0 80 0,07% 70 1 30,4 Болгар, турбаза у заповедника, за день в "седле" 2:57; V=23; за 11 дней = 973 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

14.07. за день в "седле" 3:00, V=17; за 12 дней = 1023,4 км
123456789
1200 14:00 0,0 130 0 0 1 0 Тетюши; фото 16
1201   6,8 165 0,51% 35 1 6,8  
1202   7,2 180 3,75% 50 1 0,4  
1203   9,8 200 0,77% 70 1 2,6  
1204   15,0 225 0,48% 95 1 5,2  
1205   15,7 200 -3,57% 95 1 0,7  
1206   18,0 225 1,09% 120 1 2,3  
1207   25,7 75 -1,95% 120 1 7,7 Сюкеево, река
1208   34,0 95 0,24% 140 1 8,3  
1209   34,9 60 -3,89% 140 1 0,9  
1210   35,6 110 7,14% 190 1 0,7  
1211 18:00 50,4 90 -0,14% 190 1 14,8 Камское Устье, палаточный лагерь на берегу Волги; за день в "седле" 3:00, V=17; за 12 дней = 1023,4 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

15.07. за день в "седле" 7:25; V=17; за 13 дней = 1153,4 км
123456789
1300 10:15 0,0 90 0 0 1 0 Камское Устье
1301   2,5 150 2,40% 60 1 2,5  
1302   5,5 155 0,17% 65 1 3  
1303   7,1 100 -3,44% 65 1 1,6  
1304   7,6 120 4,00% 85 1 0,5  
1305   14,0 165 0,70% 130 1 6,4  
1306   17,3 135 -0,91% 130 1 3,3  
1307   18,0 170 5,00% 165 1 0,7  
1308   34,0 185 0,09% 180 1 16  
1309   38,0 60 -3,13% 180 1 4 Шеланга, обед у Волжского причала
1310   47,1 175 1,26% 295 1 9,1 знак В.Услонский район перед Шелангой
1311   59,6 200 0,20% 320 1 12,5 указатель Нариман
1312   92,0 70 -0,40% 320 1 32,4 река Морквашинка
1313 18:00 98,0 165 1,58% 415 1 6 Набережные Моркваши
1314   110,0 140 -0,21% 415 1 12 знак Казань, окружная дорога
1315   118,0 110 -0,38% 415 1 8 перед озером Лебяжье
1316 20:30 130,0 90 -0,17% 415 1 12 Кремль; финиш; за день в "седле" 7:25; V=17; за 13 дней = 1153,4 км

Цветом и начертанием линии графика показано препятствие - покрытие дороги в обозначении:
"1" (асфальт) - синяя линия.

4. Потенциально опасные участки. На маршруте ими являются дороги с интенсивным автомобильным движением и протяженные подъемы и спуски с плохим состоянием покрытия дорог.

5. Перечень интересных объектов.

Мамадыш. Центр Мамадышского района. Расположен в Прикамье, в северо-восточной части Республики Татарстан, на правом берегу реки Вятка, в 80 км к юго-востоку от ж/д. станции Кукмор, в 167 км к востоку от Казани, в 80 км к западу от г. Набережные Челны. По его территории проходит Камско-Вятский водораздел. Пристань на правом берегу Вятки (приток Камы). Мамадышский район расположен в красивейшем месте республики. Благодатные леса, полноводные реки Вятка и Кама. Под лесом занято около 25% процентов всей площади. Если верить легендам, сюда приезжала отдыхать царица Сююмбике.
Территория района составляет 2,6 тысяч квадратных километров. Он считается самым крупным в республике. Здесь живёт более 50 тысяч человек разных национальностей: татары, русские, марийцы, удмурты и другие. 15 тысяч из них проживают в городе Мамадыш.
История города Мамадыш уходит своими корнями вглубь веков. Он упоминается в рукописях Киевской Руси с 1151 года. Первые поселения появились в 1391 году. Далее существует как татарская деревня Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С 17 в. в ней начинают селиться и русские, а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится селом Троицкое. 28 сентября 1781 года указом Екатерины II город объявляется уездным и создается свой герб. На гербе города - золотой сноп и два серебряных серпа на зелёном фоне, которые сами показывают, чем издревле занимались мамадышцы. В 1930 году организовывается Мамадышский район.
На сегодняшний день в районе функционируют 56 библиотек, множество музеев, домов культуры, других учреждений культурно-общественного направления. Возрождаются забытые традиции татарского народа: Сумбела, Рамазан, Науруз, Питрау. Работают множество учебных заведений разного профиля: филиал КИСИ, профлицей №87, музыкальная и спортивная школы, около 40 начальных, основных и средних школ, дом школьников, станция туристов.

Елабуга. Город областного подчинения, центр Елабужского района. Город расположен на правом берегу реки Кама, в 210 км на восток от г. Казани, в 25 км на запад от г. Набережные Челны и находится в географическом центре промышленно развитого региона.
Через Елабугу проходит автомобильная дорога Москва - Казань - Уфа - Челябинск. Авиационные перевозки выполняются в крупном, имеющем статус международного, аэропорту "Бегишево". Население города насчитывает около 68000 человек, с районом - 78 тысяч.
Город Елабуга - небольшой и тихий, имеющий богатую, более чем двухсотлетнюю историю, известный в царской России и за ее пределами как торгово-купеческий - переживает свое новое рождение. Возник во второй половине 16 в. как татарское селение Алабуга. В конце 17 века - дворцовое село, в 1780 преобразовано в уездный город Вятского наместничества, позже - Вятской губернии. Благодаря удобному географическому положению Елабуга развивалась как торговый центр. В конце 19 века в городе действовали чугунолитейные, колокольные, воскосвечные, салотопенные, пивомедоваренные и др. небольшие заводы. С увеличением доли русского населения в деревне возводится церковь и появляется особо почитаемая икона Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), по преданию подаренная церкви царём Иваном IV Грозным. С этого времени деревня становится селом с названием Трёхсвятское; дополнительно используется также татарское название в искажённой форме Елабуга.
Почти в центре города находится могила Н. А. Дуровой, героини Отечественной войны 1812 года, служившей ординарцем фельдмаршала М. И. Кутузова. Дом-музей художника-пейзажиста И. И. Шишкина - уроженца города. Музей поэтессы М. И. Цветаевой, которая трагически погибла и похоронена в Елабуге. Близ Елабуги, на высоком мысу правого берега реки Камы, - Елабужское (Чёртово) городище - остатки укреплённого поселения одного из племён, обитавших здесь во 2-й половине 1-го тыс. н. э. В восточной части городища - остатки квадратной в плане каменной цитадели волжских болгар (400 м2), ранее с круглыми башнями по углам (10 в., сохранилась одна башня), характерными для феодальных замков на территории бывшей Волжско-Камской Болгарии. Бывшее село Сорали (ныне Бехтерево) - родина учёного, врача и педагога В. М. Бехтерева. В Елабуге сохранились памятники истории и архитектуры. В городе работают церкви, мечети.
Среди более 700 зданий, сооружений г. Елабуги, имеющих архитектурную, историко-художественную и иную ценность Елабужское "Чертово" городище занимает особое место. Это самый древний памятник современной Елабуги, сохранивший остатки 3-х линий укреплений и следов пребывания людей с I тыс. до н.э.
Уникальным памятником архитектуры Волжской Болгарии является каменная башня X-XIVвв. и руинированные остатки крепости - цитадели. Ближайшим, и, пожалуй, единственным аналогом Елабужской мечети-цитадели является мечеть-риббат в Сусе на территории современного Туниса и мечети Мутаваккиля под Багдадом. Более того, уцелевшая башня городища - это единственное в Республике Татарстан и Российской Федерации сохранившееся домонгольское сооружение булгарской архитектуры X-XI вв., в строительстве которого принимали участие арабские мастера.
Дом-музей И.И.Шишкина - это дом, в котором провел детские и юношеские годы знаменитый художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин. Экспозиция Дома-музея И.И.Шишкина состоит из 2-х отделов - мемориального и картинной галереи, и занимает два этажа особняка Шишкина. Картинная галерея располагает подлинными графическими и живописными произведениями художника, в числе которых 22 офорта художника, а также 14 живописных картин.
Могила Н.А.Дуровой расположена на территории бывшего Троицкого кладбища и является подлинным местом захоронения Н.А.Дуровой. В 1993 году на могиле установлено надгробие из красного гранита.
Музей-усадьба Н.А.Дуровой - создан в мемориальном доме, в котором Н.А.Дурова - героиня Отечественной войны 1812г., ординарец Кутузова М.И., писательница - прожила последние годы жизни (с 1841 по 1866гг.). В основу экспозиции легли предметы быта I половины и сер. ХIХ века, новоделы, муляжи, копии архивных материалов. Экспозиция музея размещена в пяти залах: "Детство", "Военная служба", "Дорога", "Жизнь в Елабуге", "Зал памяти!" и рассказывает о жизни и литературной деятельности Н.А.Дуровой (1783-1866гг). Воссоздана усадьба с надворными постройками.
С Елабугой связаны последние дни жизни известной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Умерла М.И.Цветаева 31 августа 1941 года и похоронена на Петропавловском кладбище. Гранитное надгробие на могиле Цветаевой М. И. сооружено в 1970г., на месте металлического креста, установленного в 60-х годах Анастасией Ивановной Цветаевой.
Близ Елабуги находится Камско-Криушский пойменный заказник. Это хорошо сохранившийся ландшафтный комплекс площадью 5,2 га. В Национальном парке около 20 памятных мест, виды которых запечатлел в своих полотнах знаменитый русский художник-пейзажист И. И. Шишкин.

Набережные Челны. Второй по величине город в Республике Татарстан (после г. Казань), крупный индустриально-промышленный центр. Город республиканского подчинения, центр Тукаевского района РТ, центр Нижнекамского ТПК, второй по численности населения город Татарстана. Расположен в Прикамье, в северо-восточной части республики на левом берегу реки Кама. В 225 км к востоку от республиканского центра - г. Казани. По обоим берегам Камы раскинулась обширная (включающая 19 районов) пригородная зона. На окраине города - климатическая курортная местность Тарловка. Территория города - 140 км2 . В административном отношении территория города разделена на 2 района: (Автозаводской и Комсомольский или Новый город и Старый город). Набережные Челны являются важнейшим транспортным узлом северо-востока республики Татарстан.
Численность населения Республики Татарстан по данным последней переписи населения составляет 3773 тыс. человек. В Набережных Челнах проживает 525,6 тысяч граждан, в районе 29 864 человек, что составляет около 13,5% населения республики. Бурный рост Набережных Челнов связан со строительством Нижнекамской ГЭС и особенно - Камского автомобильного завода. В городе проживает свыше 80 национальностей. Около 90% населения составляют татары (40,6%) и русские (48,7%), практически в одинаковых соотношениях, третьими по численности являются чуваши - почти 13 тыс. чел. (2,5%), украинцы - более 12 тыс. чел (2,3%), башкиры - около 10 тыс. чел. (1,9%) и народы др. нац. - 4%.
Город имеет высокий экономический потенциал, оптимальные условия для роста мощных производительных сил и повышения эффективности производства. Объем промышленной продукции предприятий города составляет 20% от общего объема выпуска Татарстана. Основные отрасли городского хозяйства - машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, перерабатывающая промышленность. В городе Набережные Челны задействовано более 2000 предприятий промышленности и строительства.
Основные исторические даты:
В 15-16 веках - земля принадлежит казанским ханам.
В 1626 год - Первые русские переселенцы организовали починок Мыс Челны на покинутой ранее населением земле.
До реформы 1861 года территория принадлежит царскому двору. Здесь проживали потомки дворцовых (удельных) крестьян и занимались преимущественно крестьянским хозяйством. Жителей тогда было немногим более 6000 человек.
В 1930 году в результате проведенного районирования Татарии Набережные Челны становятся районным центром и одновременно городом.
1962 год - строительство Нижнекамской ГЭС. В город прибыли подразделения строителей Воткинской ГЭС, строительно-монтажные организации Куйбышевгидростроя.
В июле 1964 года было создано крупное Управление строительства "Камгэсэнергострой" (до 60 тысяч строителей). Эта организация построила Заинскую ГРЭС, Нижнекамскую ТЭЦ, КамАЗ, строило ТатАЭС, ЕлАЗ и др.
1969 году Центральный Комитет Коммунистический партии и Советское Правительство приняло решение о строительстве в Набережных Челнах Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей (крупнейшая стройка страны в девятой пятилетке).
1969 год 13 декабря - экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли - начало строительства Камского Автомобильного Завода.
Начало 1970 года - население города составляет около 40 тысяч человек.
В начале 70-х годов было положено начало орошаемому земледелию. Поставлена задача создания крупных водоводов и межхозяйственных оросительных систем с забором воды из Камы, возделывания на поливе кормовых корнеплодов и картофеля. В Челнинском районе создана единая оросительная система для совхозов "Камский", "Гигант", "Ильбухтинский" на площадь 1200 гектаров.
В 1976 г. сдается первая очередь автогиганта.
В 1980 г. завод "Татэлектромаш", выдает свою первую продукцию - электродвигатели к большегрузным автомобилям "БелАЗ".
К лету 1988 года численность горожан составила 500 тысяч человек.
1988 г. октябрь - сходит с конвейера автосборочного завода миллионный по счету "КАМАЗ".

Нижнекамск. Город областного подчинения, центр Нижнекамского района. Район расположен в центральной части республики на левом берегу реки Кама. В 237 км к востоку от республиканского центра - г. Казани, в 36 км к западу от города Набережные Челны.
Численность населения: Нижнекамск - 227 тыс. человек; район - 37 811 человек.
Является одним из крупнейших в стране центров нефтехимической промышленности. Промышленность сосредоточена в основном в г. Нижнекамск.
Возник в начале 1960-х гг. как посёлок при строительстве Нижнекамского комбината. Город Нижнекамск с 1966 г. Получил название по расположению в нижнем течении реки Кама.
В древности нижнекамские земли были покрыты бескрайней Чулыманской тайгой. Здесь проживали редкие пьяноборские племена - предки современных удмуртов и коми. Во времена великого переселения народов сюда приходит часть гуннских племен, которые растворяются в местной среде. Затем появляется новая археологическая культура - чияликская - предки венгров, которые в конце 9 века уходят на берега Дуная. Оставшиеся группы поддерживали экономические, политические и социальные отношения с волжскими булгарами. Памятники этой эпохи - деревни Малые Ерыклы, Средние Челны, Клятлы, село Большие Аты.
В 13 веке приходят монголы. Один из лучших полководцев Чингизхана - Субедей - покоряет волжских булгар и другие народы Поволжья. Край входит в состав Золотой Орды. Происходит этническая ратация. Памятники золотоордынской эпохи - деревня Малые Ерыклы, села Каенлы, Туба, Средние Челны.
В 17 веке эти земли были приписаны Троицкому монастырю. Его настоятель, отец Моисей, выхлопотал их у царя Михаила Федоровича (200 четей земли с сенными покосами и рыбной ловлей). На них стали селиться вотчинские крестьяне, образовавшие селения Бетьки, Прости, Соболеково, Танах, Подгорную Слободу. Бетьки, Прости, Соболеково сохранились до наших дней и находятся недалеко от Нижнекамска, а Подгорная Слобода стала пригородом Елабуги.
В конце 19 века известные купцы Стахеевы приобретают здесь земельный участок под названием Святой Ключ красивейшее место на левом берегу Камы. Благодаря их стараниям он стал пунктом приемки и отправки хлеба. Через святоключинскую пристань проходили пароходы Камского, Бельского, Волжского и Вятского пароходств. В Соболековскую пристань заходили мелкие буксиры с реки Зай. Святой Ключ с часовней был приписан к Соболековской церкви, куда на богослужение выезжал знаменитый праведник Иоанн Кронштадский. Сегодня Святой Ключ находится на территории поселка Красный Ключ, где есть своя церковь, носящая имя Иоанна Кронштадского.
К началу 20 века Нижнекамский край был уже достаточно густонаселенным. По статистическому описанию, сделанному в 1901 году, село Борки являлось одним из самых крупных крестьянских поселений, состояло из 940 дворов с населением 2139 человек. Далее шли села Балчиклы, Бетьки, Соболеково, Большое и Нижнее Афанасово.
В декабре 1960 года деревя Ахтуба принимает первых первостроителей, которые потянулись со всех концов огромной страны для возведения нового города на Каме и гиганта нефтехимии. В апреле 1961 года был заложен фундамент первого жилого дома. А 22 сентября 1966 года Нижнекамск получил статус города. Проекту застройки Нижнекамска была присуждена Золотая медаль ВДНХ. Рос нефтехимический комбинат, шинный завод, вместе с ними рос и город, вбирая в себя прилегающие деревеньки, память о которых сохранилась лишь в названиях улиц Ахтубинская, Чабьинская. Сегодня Нижнекамск - крупный промышленный и культурный центр, третий по величине город республики, который продолжает расти и развиваться.

Альметьевск. Город областного подчинения, центр Альметьевкого района. Расположен в Прикамье, на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на левом берегу р. Зай (приток Камы), в 16 км к северо-западу от ж.д. станции Альметьевская, в 279 км к юго-востоку от республиканского центра - г. Казани, в 126 км к югу от Набережных Челнов.
Город Альметьевск и подчинённые его администрации населённые пункты - 153,3 тыс. чел., в том числе: г. Альметьевск - 142,8 тыс. человек, п.г.т. Нижняя Мактама - 10,5 тыс. человек, район - 40 624 человека.
Альметьевск - крупнейший центр нефтяной промышленности Татарии, начальный пункт магистрального нефтепровода "Дружба", а также нефтепроводов в Нижний Новгород, Пермь, Самару и другие.
Основан в 17 веке. В связи с открытием и разработкой нефтяных месторождений село Альметьево в 1953 преобразовано в город Альметьевск. Название в русской притяжательной форме от башкирского личного имени Альмет.
В застройке города - памятник архитектуры - мечеть (1877 г.). Драматический театр. Картинная галерея.

6. Дополнительные сведения. В походное специальное, групповое снаряжение входили: палатка - 1 , котелок - 3 , топор - 1, медицинская аптечка - 1, ремонтный набор - 1, велосипед - 2, МТБ и турист, спальный мешок - 2, коврик - 2, велорюкзак - 2, газовая горелка - 1. Измерения производились: расстояния вело компьютером "BC 800 sigma sport"; высоты, температуры - часами "casio ALT 6200-1".

7. Стоимость. Финансовые затраты на питание и другие (например, оплата пребывания в экскурсионных объектах) потребности за время активной части похода составили 1400 рублей.

8. Итоги, выводы. Группа прошла новый для себя, достаточно сложный и интенсивный маршрут. Суммарная оценка сложности (КС) маршрута этого пути в баллах удовлетворяет требованиям зачетных значений (смотри "Русский турист", Москва, 2001, выпуск седьмой). Полученная перед походом информация о районе путешествия позволяла предусмотреть запасные варианты и версии преодоления предполагаемых препятствий.
Информация о районе путешествия и уровне подготовленности участников позволила составить реальные: график движения, который (с некоторыми поправками) не был нарушен и был выполнен; расчет запаса продуктов и состав ремонтного набора, которые (с небольшими добавлениями) удовлетворили требования по энергетическим затратам и износу туристского снаряжения.

9. Приложения. Высотный график. Фотографии. Карта маршрута (на карте обозначено: числом (03.07.06) - место и дата остановки на бивак-ночлег; знаком Фото 1 и т.д. - место фотосъемки) из атласа автодорог, 2003, в 1 см 30 км.

Высотный график.

Фотографии.

1. Географический центр Казани
2. Пестречинский район
3. Ленино-Кокушкино
4. Тюлячинский район
5. Эх, дороги
6. Мамадыш
7. Елабуга
8. Набережные Челны
9. Нижнекамск
10. Альметьевск
11. Работа с картами
12. Географический центр Татарстана
13. Чистополь
14. Родник, Билярск
15. Билярск
16. Тетюши
17. Альберт Сибгатуллин
18. Владимир Баранов
   

Карта маршрута.



СЛОВА И ВЕТЕР. Сайт команды байдарочников Баннеры на нашем сайте

©1999-2018Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009