Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан
О Т Ч Е Т
о велосипедном туристском спортивном походе
третьей категории сложности
по Республике Татарстан,
совершенном с 3 по 16 июля 2006г.
Маршрутная книжка № 12-ПТК-06
Руководитель группы: Сибгатуллин А.Р.
Казань 2006
Справочные сведения.
Проводящая организация: Поход проведен: Клубом Любителей Современных и Экстремальных Видов Спорта "eXf", 420111, г. Казань, ул. Островского, д.21/8, офис 41.
Вид туризма: велосипедный.
Категория сложности: третья.
Район похода: Россия, Республика Татарстан.
Количество участников: 2 человека.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 13/13 дней.
Cроки проведения: 3 - 16 июля 2006 года.
Протяженность маршрута: 1153,4 км.
Набор высоты: 3875 м.
Нитка маршрута:
Казань - Пестрецы - Тюлячи - Мамадыш - Елабуга - Набережные Челны - Нижнекамск - Альметьевск - Камские Поляны - Четырчи - Чистополь - Билярск - Болгар - Тетюши - Камское Устье - Васильево - Раифа - Казань.
Сведения об участниках.
№ | Фамилия, имя | Год рождения | адрес | обязанности |
1 | Сибгатуллин Альберт (фото 17) |
1983 | Казань, ул. Вагапова, 15-77 | руководитель, завхоз |
2 | Баранов Владимир Леонидович (фото 18) |
1949 | Казань, ул. Дачная, 35-1 | ремонтник, хронометрист |
Поход рассмотрен: МКК ПТК "Траверс" (116-00-54554000)
Содержание отчета.
1. Идея, цель. Изучение района путешствия в свете требований современной методики для уточнения расчета категорий сложности препятствий и трудности похода в спортивном велосипедном туризме. Повышение спортивной квалификации.
2. График движения. 3. Техническое описание прохождения.
№ строки | Т, время (час:мин) мск | L (км) похода текущие | высота (м) абсолютная | уклон (%) | Набор высоты (м) | Покрытие (смотри графу один раздела пять части справочные сведения) дороги | Z (км) данного типа дороги | Описание (комментарий) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
03.07. за день в "седле" 4:00; V=18, временами осадки; за 1 день = 72 км | ||||||||
100 | 11:00 | 0,0 | 60 | 0 | 0 | 1 | 0 | Казань, фото 1. Географический центр Казани; перекресток улиц Космонавтов/Победы; |
101 | 6,0 | 70 | 0,17% | 10 | 1 | 6 | Фото 2. у знака Пестречинский район | |
102 | 9,1 | 85 | 0,48% | 25 | 1 | 3,1 | ||
103 | 12,2 | 65 | -0,65% | 25 | 1 | 3,1 | ||
104 | 14:15 | 14,4 | 115 | 2,27% | 75 | 1 | 2,2 | Кощаковский родник, обед. |
105 | 20,0 | 120 | 0,09% | 80 | 1 | 5,6 | Старое Шигалеево | |
106 | 27,3 | 100 | -0,27% | 80 | 1 | 7,3 | река Сула в Шихазде | |
107 | 30,5 | 200 | 3,13% | 180 | 1 | 3,2 | ||
108 | 17:45 | 36,5 | 195 | -0,08% | 180 | 1 | 6 | Пестрецы, кирпичный завод |
109 | 39,0 | 150 | -1,80% | 180 | 1 | 2,5 | ручей | |
110 | 41,2 | 190 | 1,82% | 220 | 1 | 2,2 | ||
111 | 48,7 | 195 | 0,07% | 225 | 1 | 7,5 | Кокушкино; фото 3. | |
112 | 50,2 | 150 | -3,00% | 225 | 1 | 1,5 | река Ушня | |
113 | 51,8 | 180 | 1,88% | 255 | 1 | 1,6 | Большие Бутырки | |
114 | 54,0 | 115 | -2,95% | 255 | 1 | 2,2 | река Иинка | |
115 | 56,0 | 175 | 3,00% | 315 | 1 | 2 | ||
116 | 60,3 | 105 | -1,63% | 315 | 1 | 4,3 | река Нурминка | |
117 | 65,6 | 185 | 1,51% | 395 | 1 | 5,3 | ||
118 | 20:00 | 72,0 | 120 | -1,02% | 395 | 1 | 6,4 | река Сеинка в Пановке; бивак у здания школы у Шпагина Игоря Петровича; за день в "седле" 4:00; V=18, временами осадки; за 1 день = 72 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
04.07. за день в "седле" 5:33, V=18; за 2 дня = 172 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
200 | 9:00 | 0,0 | 120 | 0 | 0 | 1 | 0 | бивак у здания школы у Шпагина Игоря Петровича; |
201 | 3,0 | 135 | 0,50% | 15 | 1 | 3 | ||
202 | 4,3 | 115 | -1,54% | 15 | 1 | 1,3 | ||
203 | 6,4 | 180 | 3,10% | 80 | 1 | 2,1 | ||
204 | 8,8 | 170 | -0,42% | 80 | 1 | 2,4 | граница административных районов; фото 4. | |
205 | 16,3 | 95 | -1,00% | 80 | 1 | 7,5 | река Тямтибаш | |
206 | 17,4 | 130 | 3,18% | 115 | 1 | 1,1 | ||
207 | 22,4 | 95 | -0,70% | 115 | 1 | 5 | Тюлячи, обед | |
208 | 49,5 | 100 | 0,02% | 120 | 1 | 27,1 | Бол. Савруши | |
209 | 54,6 | 140 | 0,78% | 160 | 1 | 5,1 | ||
210 | 63,0 | 170 | 0,36% | 190 | 3 | 8,4 | Фото 5. | |
211 | 70,0 | 185 | 0,21% | 205 | 4 | 7 | ||
212 | 71,6 | 110 | -4,69% | 205 | 4 | 1,6 | ||
213 | 73,5 | 110 | 0,00% | 205 | 1 | 1,9 | ||
214 | 79,0 | 75 | -0,64% | 205 | 4 | 5,5 | По дороге в Верхнюю Ошму | |
215 | 83,8 | 135 | 1,25% | 265 | 4 | 4,8 | ||
216 | 85,8 | 155 | 1,00% | 285 | 4 | 2 | ||
217 | 86,2 | 140 | -3,75% | 285 | 4 | 0,4 | ||
218 | 87,0 | 160 | 2,50% | 305 | 4 | 0,8 | ||
219 | 20:00 | 100,0 | 80 | -0,62% | 305 | 4 | 13 | Верх. Ошма, школа; за день в "седле" 5:33, V=18; за 2 дня = 172 км |
"1" (асфальт) - синяя линия;
"3" (проселок) - зеленая линия;
"4" (щебень) - красная линия.
05.07. за день в "седле" 5:00, V=18, за 3 дня = 262 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
300 | 9:00 | 0,0 | 80 | 0 | 0 | 4 | 0 | Верх. Ошма, школа |
301 | 0,2 | 55 | -12,50% | 0 | 4 | 0,2 | ||
302 | 1,7 | 105 | 3,33% | 50 | 1 | 1,5 | ||
303 | 3,2 | 140 | 2,33% | 85 | 1 | 1,5 | ||
304 | 5,1 | 85 | -2,89% | 85 | 1 | 1,9 | ||
305 | 5,8 | 125 | 5,71% | 125 | 1 | 0,7 | ||
306 | 7,0 | 145 | 1,67% | 145 | 1 | 1,2 | ||
307 | 7,7 | 150 | 0,71% | 150 | 1 | 0,7 | ||
308 | 8,0 | 145 | -1,67% | 150 | 3 | 0,3 | ||
309 | 9,1 | 115 | -2,73% | 150 | 1 | 1,1 | ||
310 | 13,2 | 75 | -0,98% | 150 | 1 | 4,1 | ||
311 | 13,6 | 85 | 2,50% | 160 | 1 | 0,4 | ||
312 | 21,0 | 65 | -0,27% | 160 | 1 | 7,4 | Мамадыш; фото 6. | |
313 | 27,1 | 130 | 1,07% | 225 | 1 | 6,1 | ||
314 | 35,0 | 60 | -0,89% | 225 | 1 | 7,9 | за Вяткой | |
315 | 42,0 | 80 | 0,29% | 245 | 1 | 7 | ||
316 | 58,0 | 190 | 0,69% | 355 | 1 | 16 | родник | |
317 | 18:30 | 90,0 | 130 | -0,19% | 355 | 1 | 32 | Елабуга, фото 7; за день в "седле" 5:00, V=18, за 3 дня = 262 км; Ужин в лагере "Лесная сказка" |
"1" (асфальт) - синяя линия;
"4" (щебень) - красная линия.
06.07. за день в "седле" 3:20, V=16; временами осадки; за 4 дня = 317,5 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
400 | 13:00 | 0,0 | 130 | 0 | 0 | 1 | 0 | Елабуга |
401 | 7,1 | 95 | -0,49% | 0 | 1 | 7,1 | ||
402 | 12,4 | 150 | 1,04% | 55 | 1 | 5,3 | ||
403 | 14,0 | 165 | 0,94% | 70 | 1 | 1,6 | ||
404 | 20,0 | 135 | -0,50% | 70 | 1 | 6 | Набережные Челны; фото 8 | |
405 | 21,0 | 155 | 2,00% | 90 | 1 | 1 | ||
406 | 48,1 | 170 | 0,06% | 105 | 1 | 27,1 | ||
407 | 19:20 | 55,5 | 155 | -0,34% | 105 | 1 | 7,4 | Бивак в лесопосадке за ж.д. переездом после поворота на Нижнекамск; за день в "седле" 3:20, V=16; временами осадки; за 4 дня = 317,5 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
07.07. за день в "седле" 5:10, V=17; за 5 дней = 406,5 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
500 | 8:30 | 0 | 155 | 0 | 0 | 1 | 0 | бивак |
501 | 8:35 | 2,0 | 145 | -2,50% | 0 | 1 | 2 | |
502 | 3,1 | 130 | -1,36% | 0 | 1 | 1,1 | ||
503 | 4,6 | 175 | 3,00% | 45 | 1 | 1,5 | ||
504 | 10:30 | 15,0 | 185 | 0,10% | 55 | 1 | 10,4 | Нижнекамск; фото 9. |
505 | 17,3 | 85 | -4,35% | 55 | 1 | 2,3 | ||
506 | 14:40 | 45,0 | 65 | -0,07% | 55 | 1 | 27,7 | р. Зай перед деревней Борок, обед |
507 | 55,0 | 120 | 0,55% | 110 | 1 | 10 | ||
508 | 62,3 | 150 | 0,41% | 140 | 1 | 7,3 | ||
509 | 64,1 | 160 | 0,56% | 150 | 1 | 1,8 | ||
510 | 68,2 | 70 | -2,20% | 150 | 1 | 4,1 | ||
511 | 70,2 | 115 | 2,25% | 195 | 1 | 2 | ||
512 | 72,0 | 75 | -2,22% | 195 | 1 | 1,8 | Верх. Челны | |
513 | 74,4 | 110 | 1,46% | 230 | 1 | 2,4 | ||
514 | 76,0 | 75 | -2,19% | 230 | 1 | 1,6 | ||
515 | 78,3 | 115 | 1,74% | 270 | 1 | 2,3 | ||
516 | 83,0 | 75 | -0,85% | 270 | 1 | 4,7 | ||
517 | 85,7 | 115 | 1,48% | 310 | 1 | 2,7 | ||
518 | 19:30 | 89,0 | 110 | -0,15% | 310 | 1 | 3,3 | Заинск, перед строениями справа в 200 м в лесополосе; за день в "седле" 5:10, V=17; за 5 дней = 406,5 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
08.07.за день в "седле" 6:15, V=19; за 6 дней = 524,5 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
600 | 8:30 | 0,0 | 110 | 0 | 0 | 1 | 0 | бивак |
601 | 2,7 | 65 | -1,67% | 0 | 1 | 2,7 | ||
602 | 10,3 | 85 | 0,26% | 20 | 1 | 7,6 | ||
603 | 16,2 | 120 | 0,59% | 55 | 1 | 5,9 | ||
604 | 23,0 | 70 | -0,74% | 55 | 1 | 6,8 | ||
605 | 24,5 | 125 | 3,67% | 110 | 1 | 1,5 | ||
606 | 27,0 | 75 | -2,00% | 110 | 1 | 2,5 | ||
607 | 28,0 | 120 | 4,50% | 155 | 1 | 1 | ||
608 | 36,2 | 100 | -0,24% | 155 | 4 | 8,2 | ||
609 | 40,8 | 110 | 0,22% | 165 | 1 | 4,6 | ||
610 | 50,0 | 255 | 1,58% | 310 | 1 | 9,2 | ||
611 | 61,5 | 120 | -1,17% | 310 | 1 | 11,5 | ||
612 | 65,1 | 195 | 2,08% | 385 | 1 | 3,6 | Альметьевск; фото 10 | |
613 | 67,4 | 100 | -4,13% | 385 | 1 | 2,3 | ||
614 | 112,3 | 240 | 0,31% | 525 | 1 | 44,9 | поворот к турбазе, на южном берегу | |
615 | 20:10 | 118,0 | 240 | -1,75% | 525 | 1 | 5,7 | южный берег Карабашского водохранилища, бивак хорош для дневки; за день в "седле" 6:15, V=19; за 6 дней = 524,5 км |
"1" (асфальт) - синяя линия;
"4" (щебень) - красная линия.
09.07. за день в "седле" 5:40, V=17; за 7 дней = 620,5 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
700 | 8:30 | 0,0 | 240 | 0 | 0 | 1 | 0 | поворот к турбазе на южном берегу |
701 | 2,0 | 225 | -0,75% | 0 | 1 | 2 | ||
702 | 8,0 | 75 | -2,50% | 0 | 1 | 6 | ||
703 | 8,4 | 125 | 12,50% | 50 | 1 | 0,4 | ||
704 | 11,6 | 165 | 1,25% | 90 | 1 | 3,2 | ||
705 | 15,0 | 135 | -0,88% | 90 | 1 | 3,4 | ||
706 | 15,8 | 165 | 3,75% | 120 | 1 | 0,8 | ||
707 | 17,9 | 185 | 0,95% | 140 | 1 | 2,1 | ||
708 | 22,6 | 225 | 0,85% | 180 | 1 | 4,7 | Новочершилинский | |
709 | 24,2 | 250 | 1,56% | 205 | 1 | 1,6 | ||
710 | 25,2 | 275 | 2,50% | 230 | 1 | 1 | ||
711 | 29,8 | 165 | -2,39% | 230 | 1 | 4,6 | ||
712 | 35,0 | 200 | 0,67% | 265 | 1 | 5,2 | ||
713 | 36,1 | 295 | 8,64% | 360 | 1 | 1,1 | ||
714 | 43,0 | 315 | 0,29% | 380 | 1 | 6,9 | ||
715 | 48,0 | 215 | -2,00% | 380 | 1 | 5 | Миннибаево | |
716 | 50,5 | 320 | 4,20% | 485 | 1 | 2,5 | ||
717 | 57,0 | 160 | -2,46% | 485 | 1 | 6,5 | ||
718 | 60,7 | 265 | 2,84% | 590 | 1 | 3,7 | ||
719 | 65,0 | 190 | -1,74% | 590 | 1 | 4,3 | обед у запруды р. Кичуй | |
720 | 68,4 | 150 | -1,18% | 590 | 1 | 3,4 | ||
721 | 69,0 | 175 | 4,17% | 615 | 1 | 0,6 | ||
722 | 20:30 | 96,0 | 120 | -0,20% | 615 | 1 | 27 | оз. Кузайкино перед деревней; за день в "седле" 5:40, V=17; за 7 дней = 620,5 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
10.07. за день в "седле" 5:54, V=18; за 8 дней =729,5 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
800 | 8:50 | 0,0 | 120 | 0 | 0 | 1 | 0 | бивак |
801 | 1,0 | 150 | 3,00% | 30 | 1 | 1 | ||
802 | 5,0 | 140 | -0,25% | 30 | 1 | 4 | ||
803 | 5,4 | 95 | -11,25% | 30 | 1 | 0,4 | ||
804 | 6,0 | 140 | 7,50% | 75 | 1 | 0,6 | ||
805 | 8,8 | 105 | -1,25% | 75 | 1 | 2,8 | ||
806 | 10,1 | 150 | 3,46% | 120 | 1 | 1,3 | ||
807 | 17,9 | 90 | -0,77% | 120 | 1 | 7,8 | ||
808 | 19,0 | 110 | 1,82% | 140 | 1 | 1,1 | ||
809 | 38,4 | 80 | -0,15% | 140 | 1 | 19,4 | ||
810 | 39,2 | 120 | 5,00% | 180 | 1 | 0,8 | ||
811 | 44,0 | 65 | -1,15% | 180 | 1 | 4,8 | река Шешма | |
812 | 45,9 | 80 | 0,79% | 195 | 1 | 1,9 | ||
813 | 62,0 | 70 | -0,06% | 195 | 1 | 16,1 | Азеево | |
814 | 67,1 | 155 | 1,67% | 280 | 1 | 5,1 | ||
815 | 72,0 | 90 | -1,33% | 280 | 1 | 4,9 | Каргали, обед; фото 11. Работа с картами | |
816 | 75,0 | 145 | 1,83% | 335 | 1 | 3 | знак Каргали | |
817 | 83,0 | 150 | 0,06% | 340 | 1 | 8 | ||
818 | 86,0 | 90 | -2,00% | 340 | 1 | 3 | река Толкишка | |
819 | 88,4 | 140 | 2,08% | 390 | 1 | 2,4 | ||
820 | 19:20 | 107,0 | 100 | -0,22% | 390 | 1 | 18,6 | поворот к лагерю |
821 | 19:40 | 109,0 | 90 | -0,50% | 390 | 3 | 2 | Змеево под Чистополем, на берегу Камы; за день в "седле" 5:54, V=18; за 8 дней = 729,5 км |
"1" (асфальт) - синяя линия;
"3" (проселок) - зеленая линия.
11.07. за день в "седле" 5:42, V=19; за 9 дней = 837,5 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
900 | 8:40 | 0,0 | 90 | 0 | 0 | 3 | 0 | поворот к лагерю |
901 | 5,1 | 60 | -0,78% | 0 | 1 | 5,1 | ||
902 | 12,8 | 95 | 0,45% | 35 | 1 | 7,7 | Фото 12. Географический центр Татарстана | |
903 | 21,0 | 135 | 0,49% | 75 | 1 | 8,2 | Чистополь; фото 13 | |
904 | 28,2 | 185 | 0,69% | 125 | 1 | 7,2 | ||
905 | 78,2 | 150 | -0,07% | 125 | 1 | 50 | ||
906 | 85,0 | 150 | 0,00% | 125 | 4 | 6,8 | ||
907 | 88,3 | 155 | 0,15% | 130 | 3 | 3,3 | ||
908 | 96,0 | 135 | -0,26% | 130 | 1 | 7,7 | ||
909 | 19:20 | 108,0 | 100 | -0,29% | 130 | 1 | 12 | у лагеря ДУБОК под Билярском, за день в "седле" 5:42, V=19; за 9 дней = 837,5 км |
"1" (асфальт) - синяя линия;
"3" (проселок) - зеленая линия;
"4" (щебень) - красная линия.
12.07. за день в "седле" 4:00, V=17; за 10 дней = 905 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1000 | 9:40 | 0,0 | 100 | 0 | 0 | 1 | 0 | Фото 14. Родник, Билярск |
1001 | 10,0 | 110 | 0,10% | 10 | 1 | 10 | Билярск, фото 15 | |
1002 | 19,7 | 155 | 0,46% | 55 | 1 | 9,7 | ||
1003 | 46,8 | 170 | 0,06% | 70 | 1 | 27,1 | ||
1004 | 19:30 | 67,5 | 140 | -0,14% | 70 | 1 | 20,7 | Баз. Матаки, река Нохратка; за день в "седле" 4:00, V=17; за 10 дней = 905 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
13.07. за день в "седле" 2:57; V=23; за 11 дней = 973 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1100 | 9:30 | 0,0 | 140 | 0 | 0 | 1 | 0 | |
1101 | 1,5 | 110 | -2,00% | 0 | 1 | 1,5 | ||
1102 | 2,9 | 125 | 1,07% | 15 | 1 | 1,4 | ||
1103 | 9,7 | 100 | -0,37% | 15 | 1 | 6,8 | ||
1104 | 12,3 | 135 | 1,35% | 50 | 1 | 2,6 | ||
1105 | 37,6 | 60 | -0,30% | 50 | 1 | 25,3 | Никольское | |
1106 | 15:00 | 68,0 | 80 | 0,07% | 70 | 1 | 30,4 | Болгар, турбаза у заповедника, за день в "седле" 2:57; V=23; за 11 дней = 973 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
14.07. за день в "седле" 3:00, V=17; за 12 дней = 1023,4 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1200 | 14:00 | 0,0 | 130 | 0 | 0 | 1 | 0 | Тетюши; фото 16 |
1201 | 6,8 | 165 | 0,51% | 35 | 1 | 6,8 | ||
1202 | 7,2 | 180 | 3,75% | 50 | 1 | 0,4 | ||
1203 | 9,8 | 200 | 0,77% | 70 | 1 | 2,6 | ||
1204 | 15,0 | 225 | 0,48% | 95 | 1 | 5,2 | ||
1205 | 15,7 | 200 | -3,57% | 95 | 1 | 0,7 | ||
1206 | 18,0 | 225 | 1,09% | 120 | 1 | 2,3 | ||
1207 | 25,7 | 75 | -1,95% | 120 | 1 | 7,7 | Сюкеево, река | |
1208 | 34,0 | 95 | 0,24% | 140 | 1 | 8,3 | ||
1209 | 34,9 | 60 | -3,89% | 140 | 1 | 0,9 | ||
1210 | 35,6 | 110 | 7,14% | 190 | 1 | 0,7 | ||
1211 | 18:00 | 50,4 | 90 | -0,14% | 190 | 1 | 14,8 | Камское Устье, палаточный лагерь на берегу Волги; за день в "седле" 3:00, V=17; за 12 дней = 1023,4 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
15.07. за день в "седле" 7:25; V=17; за 13 дней = 1153,4 км | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1300 | 10:15 | 0,0 | 90 | 0 | 0 | 1 | 0 | Камское Устье |
1301 | 2,5 | 150 | 2,40% | 60 | 1 | 2,5 | ||
1302 | 5,5 | 155 | 0,17% | 65 | 1 | 3 | ||
1303 | 7,1 | 100 | -3,44% | 65 | 1 | 1,6 | ||
1304 | 7,6 | 120 | 4,00% | 85 | 1 | 0,5 | ||
1305 | 14,0 | 165 | 0,70% | 130 | 1 | 6,4 | ||
1306 | 17,3 | 135 | -0,91% | 130 | 1 | 3,3 | ||
1307 | 18,0 | 170 | 5,00% | 165 | 1 | 0,7 | ||
1308 | 34,0 | 185 | 0,09% | 180 | 1 | 16 | ||
1309 | 38,0 | 60 | -3,13% | 180 | 1 | 4 | Шеланга, обед у Волжского причала | |
1310 | 47,1 | 175 | 1,26% | 295 | 1 | 9,1 | знак В.Услонский район перед Шелангой | |
1311 | 59,6 | 200 | 0,20% | 320 | 1 | 12,5 | указатель Нариман | |
1312 | 92,0 | 70 | -0,40% | 320 | 1 | 32,4 | река Морквашинка | |
1313 | 18:00 | 98,0 | 165 | 1,58% | 415 | 1 | 6 | Набережные Моркваши |
1314 | 110,0 | 140 | -0,21% | 415 | 1 | 12 | знак Казань, окружная дорога | |
1315 | 118,0 | 110 | -0,38% | 415 | 1 | 8 | перед озером Лебяжье | |
1316 | 20:30 | 130,0 | 90 | -0,17% | 415 | 1 | 12 | Кремль; финиш; за день в "седле" 7:25; V=17; за 13 дней = 1153,4 км |
"1" (асфальт) - синяя линия.
4. Потенциально опасные участки. На маршруте ими являются дороги с интенсивным автомобильным движением и протяженные подъемы и спуски с плохим состоянием покрытия дорог.
5. Перечень интересных объектов.
Мамадыш. Центр Мамадышского района. Расположен в Прикамье, в северо-восточной части Республики Татарстан, на правом берегу реки Вятка, в 80 км к юго-востоку от ж/д. станции Кукмор, в 167 км к востоку от Казани, в 80 км к западу от г. Набережные Челны. По его территории проходит Камско-Вятский водораздел. Пристань на правом берегу Вятки (приток Камы). Мамадышский район расположен в красивейшем месте республики. Благодатные леса, полноводные реки Вятка и Кама. Под лесом занято около 25% процентов всей площади. Если верить легендам, сюда приезжала отдыхать царица Сююмбике.
Территория района составляет 2,6 тысяч квадратных километров. Он считается самым крупным в республике. Здесь живёт более 50 тысяч человек разных национальностей: татары, русские, марийцы, удмурты и другие. 15 тысяч из них проживают в городе Мамадыш.
История города Мамадыш уходит своими корнями вглубь веков. Он упоминается в рукописях Киевской Руси с 1151 года. Первые поселения появились в 1391 году. Далее существует как татарская деревня Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С 17 в. в ней начинают селиться и русские, а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится селом Троицкое. 28 сентября 1781 года указом Екатерины II город объявляется уездным и создается свой герб. На гербе города - золотой сноп и два серебряных серпа на зелёном фоне, которые сами показывают, чем издревле занимались мамадышцы. В 1930 году организовывается Мамадышский район.
На сегодняшний день в районе функционируют 56 библиотек, множество музеев, домов культуры, других учреждений культурно-общественного направления. Возрождаются забытые традиции татарского народа: Сумбела, Рамазан, Науруз, Питрау. Работают множество учебных заведений разного профиля: филиал КИСИ, профлицей №87, музыкальная и спортивная школы, около 40 начальных, основных и средних школ, дом школьников, станция туристов.
Елабуга. Город областного подчинения, центр Елабужского района. Город расположен на правом берегу реки Кама, в 210 км на восток от г. Казани, в 25 км на запад от г. Набережные Челны и находится в географическом центре промышленно развитого региона.
Через Елабугу проходит автомобильная дорога Москва - Казань - Уфа - Челябинск. Авиационные перевозки выполняются в крупном, имеющем статус международного, аэропорту "Бегишево". Население города насчитывает около 68000 человек, с районом - 78 тысяч.
Город Елабуга - небольшой и тихий, имеющий богатую, более чем двухсотлетнюю историю, известный в царской России и за ее пределами как торгово-купеческий - переживает свое новое рождение. Возник во второй половине 16 в. как татарское селение Алабуга. В конце 17 века - дворцовое село, в 1780 преобразовано в уездный город Вятского наместничества, позже - Вятской губернии. Благодаря удобному географическому положению Елабуга развивалась как торговый центр. В конце 19 века в городе действовали чугунолитейные, колокольные, воскосвечные, салотопенные, пивомедоваренные и др. небольшие заводы. С увеличением доли русского населения в деревне возводится церковь и появляется особо почитаемая икона Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), по преданию подаренная церкви царём Иваном IV Грозным. С этого времени деревня становится селом с названием Трёхсвятское; дополнительно используется также татарское название в искажённой форме Елабуга.
Почти в центре города находится могила Н. А. Дуровой, героини Отечественной войны 1812 года, служившей ординарцем фельдмаршала М. И. Кутузова. Дом-музей художника-пейзажиста И. И. Шишкина - уроженца города. Музей поэтессы М. И. Цветаевой, которая трагически погибла и похоронена в Елабуге. Близ Елабуги, на высоком мысу правого берега реки Камы, - Елабужское (Чёртово) городище - остатки укреплённого поселения одного из племён, обитавших здесь во 2-й половине 1-го тыс. н. э. В восточной части городища - остатки квадратной в плане каменной цитадели волжских болгар (400 м2), ранее с круглыми башнями по углам (10 в., сохранилась одна башня), характерными для феодальных замков на территории бывшей Волжско-Камской Болгарии. Бывшее село Сорали (ныне Бехтерево) - родина учёного, врача и педагога В. М. Бехтерева. В Елабуге сохранились памятники истории и архитектуры. В городе работают церкви, мечети.
Среди более 700 зданий, сооружений г. Елабуги, имеющих архитектурную, историко-художественную и иную ценность Елабужское "Чертово" городище занимает особое место. Это самый древний памятник современной Елабуги, сохранивший остатки 3-х линий укреплений и следов пребывания людей с I тыс. до н.э.
Уникальным памятником архитектуры Волжской Болгарии является каменная башня X-XIVвв. и руинированные остатки крепости - цитадели. Ближайшим, и, пожалуй, единственным аналогом Елабужской мечети-цитадели является мечеть-риббат в Сусе на территории современного Туниса и мечети Мутаваккиля под Багдадом. Более того, уцелевшая башня городища - это единственное в Республике Татарстан и Российской Федерации сохранившееся домонгольское сооружение булгарской архитектуры X-XI вв., в строительстве которого принимали участие арабские мастера.
Дом-музей И.И.Шишкина - это дом, в котором провел детские и юношеские годы знаменитый художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин. Экспозиция Дома-музея И.И.Шишкина состоит из 2-х отделов - мемориального и картинной галереи, и занимает два этажа особняка Шишкина. Картинная галерея располагает подлинными графическими и живописными произведениями художника, в числе которых 22 офорта художника, а также 14 живописных картин.
Могила Н.А.Дуровой расположена на территории бывшего Троицкого кладбища и является подлинным местом захоронения Н.А.Дуровой. В 1993 году на могиле установлено надгробие из красного гранита.
Музей-усадьба Н.А.Дуровой - создан в мемориальном доме, в котором Н.А.Дурова - героиня Отечественной войны 1812г., ординарец Кутузова М.И., писательница - прожила последние годы жизни (с 1841 по 1866гг.). В основу экспозиции легли предметы быта I половины и сер. ХIХ века, новоделы, муляжи, копии архивных материалов. Экспозиция музея размещена в пяти залах: "Детство", "Военная служба", "Дорога", "Жизнь в Елабуге", "Зал памяти!" и рассказывает о жизни и литературной деятельности Н.А.Дуровой (1783-1866гг). Воссоздана усадьба с надворными постройками.
С Елабугой связаны последние дни жизни известной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Умерла М.И.Цветаева 31 августа 1941 года и похоронена на Петропавловском кладбище. Гранитное надгробие на могиле Цветаевой М. И. сооружено в 1970г., на месте металлического креста, установленного в 60-х годах Анастасией Ивановной Цветаевой.
Близ Елабуги находится Камско-Криушский пойменный заказник. Это хорошо сохранившийся ландшафтный комплекс площадью 5,2 га. В Национальном парке около 20 памятных мест, виды которых запечатлел в своих полотнах знаменитый русский художник-пейзажист И. И. Шишкин.
Набережные Челны. Второй по величине город в Республике Татарстан (после г. Казань), крупный индустриально-промышленный центр. Город республиканского подчинения, центр Тукаевского района РТ, центр Нижнекамского ТПК, второй по численности населения город Татарстана. Расположен в Прикамье, в северо-восточной части республики на левом берегу реки Кама. В 225 км к востоку от республиканского центра - г. Казани. По обоим берегам Камы раскинулась обширная (включающая 19 районов) пригородная зона. На окраине города - климатическая курортная местность Тарловка. Территория города - 140 км2 . В административном отношении территория города разделена на 2 района: (Автозаводской и Комсомольский или Новый город и Старый город). Набережные Челны являются важнейшим транспортным узлом северо-востока республики Татарстан.
Численность населения Республики Татарстан по данным последней переписи населения составляет 3773 тыс. человек. В Набережных Челнах проживает 525,6 тысяч граждан, в районе 29 864 человек, что составляет около 13,5% населения республики. Бурный рост Набережных Челнов связан со строительством Нижнекамской ГЭС и особенно - Камского автомобильного завода. В городе проживает свыше 80 национальностей. Около 90% населения составляют татары (40,6%) и русские (48,7%), практически в одинаковых соотношениях, третьими по численности являются чуваши - почти 13 тыс. чел. (2,5%), украинцы - более 12 тыс. чел (2,3%), башкиры - около 10 тыс. чел. (1,9%) и народы др. нац. - 4%.
Город имеет высокий экономический потенциал, оптимальные условия для роста мощных производительных сил и повышения эффективности производства. Объем промышленной продукции предприятий города составляет 20% от общего объема выпуска Татарстана. Основные отрасли городского хозяйства - машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, перерабатывающая промышленность. В городе Набережные Челны задействовано более 2000 предприятий промышленности и строительства.
Основные исторические даты:
В 15-16 веках - земля принадлежит казанским ханам.
В 1626 год - Первые русские переселенцы организовали починок Мыс Челны на покинутой ранее населением земле.
До реформы 1861 года территория принадлежит царскому двору. Здесь проживали потомки дворцовых (удельных) крестьян и занимались преимущественно крестьянским хозяйством. Жителей тогда было немногим более 6000 человек.
В 1930 году в результате проведенного районирования Татарии Набережные Челны становятся районным центром и одновременно городом.
1962 год - строительство Нижнекамской ГЭС. В город прибыли подразделения строителей Воткинской ГЭС, строительно-монтажные организации Куйбышевгидростроя.
В июле 1964 года было создано крупное Управление строительства "Камгэсэнергострой" (до 60 тысяч строителей). Эта организация построила Заинскую ГРЭС, Нижнекамскую ТЭЦ, КамАЗ, строило ТатАЭС, ЕлАЗ и др.
1969 году Центральный Комитет Коммунистический партии и Советское Правительство приняло решение о строительстве в Набережных Челнах Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей (крупнейшая стройка страны в девятой пятилетке).
1969 год 13 декабря - экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли - начало строительства Камского Автомобильного Завода.
Начало 1970 года - население города составляет около 40 тысяч человек.
В начале 70-х годов было положено начало орошаемому земледелию. Поставлена задача создания крупных водоводов и межхозяйственных оросительных систем с забором воды из Камы, возделывания на поливе кормовых корнеплодов и картофеля. В Челнинском районе создана единая оросительная система для совхозов "Камский", "Гигант", "Ильбухтинский" на площадь 1200 гектаров.
В 1976 г. сдается первая очередь автогиганта.
В 1980 г. завод "Татэлектромаш", выдает свою первую продукцию - электродвигатели к большегрузным автомобилям "БелАЗ".
К лету 1988 года численность горожан составила 500 тысяч человек.
1988 г. октябрь - сходит с конвейера автосборочного завода миллионный по счету "КАМАЗ".
Нижнекамск. Город областного подчинения, центр Нижнекамского района. Район расположен в центральной части республики на левом берегу реки Кама. В 237 км к востоку от республиканского центра - г. Казани, в 36 км к западу от города Набережные Челны.
Численность населения: Нижнекамск - 227 тыс. человек; район - 37 811 человек.
Является одним из крупнейших в стране центров нефтехимической промышленности. Промышленность сосредоточена в основном в г. Нижнекамск.
Возник в начале 1960-х гг. как посёлок при строительстве Нижнекамского комбината. Город Нижнекамск с 1966 г. Получил название по расположению в нижнем течении реки Кама.
В древности нижнекамские земли были покрыты бескрайней Чулыманской тайгой. Здесь проживали редкие пьяноборские племена - предки современных удмуртов и коми. Во времена великого переселения народов сюда приходит часть гуннских племен, которые растворяются в местной среде. Затем появляется новая археологическая культура - чияликская - предки венгров, которые в конце 9 века уходят на берега Дуная. Оставшиеся группы поддерживали экономические, политические и социальные отношения с волжскими булгарами. Памятники этой эпохи - деревни Малые Ерыклы, Средние Челны, Клятлы, село Большие Аты.
В 13 веке приходят монголы. Один из лучших полководцев Чингизхана - Субедей - покоряет волжских булгар и другие народы Поволжья. Край входит в состав Золотой Орды. Происходит этническая ратация. Памятники золотоордынской эпохи - деревня Малые Ерыклы, села Каенлы, Туба, Средние Челны.
В 17 веке эти земли были приписаны Троицкому монастырю. Его настоятель, отец Моисей, выхлопотал их у царя Михаила Федоровича (200 четей земли с сенными покосами и рыбной ловлей). На них стали селиться вотчинские крестьяне, образовавшие селения Бетьки, Прости, Соболеково, Танах, Подгорную Слободу. Бетьки, Прости, Соболеково сохранились до наших дней и находятся недалеко от Нижнекамска, а Подгорная Слобода стала пригородом Елабуги.
В конце 19 века известные купцы Стахеевы приобретают здесь земельный участок под названием Святой Ключ красивейшее место на левом берегу Камы. Благодаря их стараниям он стал пунктом приемки и отправки хлеба. Через святоключинскую пристань проходили пароходы Камского, Бельского, Волжского и Вятского пароходств. В Соболековскую пристань заходили мелкие буксиры с реки Зай. Святой Ключ с часовней был приписан к Соболековской церкви, куда на богослужение выезжал знаменитый праведник Иоанн Кронштадский. Сегодня Святой Ключ находится на территории поселка Красный Ключ, где есть своя церковь, носящая имя Иоанна Кронштадского.
К началу 20 века Нижнекамский край был уже достаточно густонаселенным. По статистическому описанию, сделанному в 1901 году, село Борки являлось одним из самых крупных крестьянских поселений, состояло из 940 дворов с населением 2139 человек. Далее шли села Балчиклы, Бетьки, Соболеково, Большое и Нижнее Афанасово.
В декабре 1960 года деревя Ахтуба принимает первых первостроителей, которые потянулись со всех концов огромной страны для возведения нового города на Каме и гиганта нефтехимии. В апреле 1961 года был заложен фундамент первого жилого дома. А 22 сентября 1966 года Нижнекамск получил статус города. Проекту застройки Нижнекамска была присуждена Золотая медаль ВДНХ. Рос нефтехимический комбинат, шинный завод, вместе с ними рос и город, вбирая в себя прилегающие деревеньки, память о которых сохранилась лишь в названиях улиц Ахтубинская, Чабьинская. Сегодня Нижнекамск - крупный промышленный и культурный центр, третий по величине город республики, который продолжает расти и развиваться.
Альметьевск. Город областного подчинения, центр Альметьевкого района. Расположен в Прикамье, на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на левом берегу р. Зай (приток Камы), в 16 км к северо-западу от ж.д. станции Альметьевская, в 279 км к юго-востоку от республиканского центра - г. Казани, в 126 км к югу от Набережных Челнов.
Город Альметьевск и подчинённые его администрации населённые пункты - 153,3 тыс. чел., в том числе: г. Альметьевск - 142,8 тыс. человек, п.г.т. Нижняя Мактама - 10,5 тыс. человек, район - 40 624 человека.
Альметьевск - крупнейший центр нефтяной промышленности Татарии, начальный пункт магистрального нефтепровода "Дружба", а также нефтепроводов в Нижний Новгород, Пермь, Самару и другие.
Основан в 17 веке. В связи с открытием и разработкой нефтяных месторождений село Альметьево в 1953 преобразовано в город Альметьевск. Название в русской притяжательной форме от башкирского личного имени Альмет.
В застройке города - памятник архитектуры - мечеть (1877 г.). Драматический театр. Картинная галерея.
6. Дополнительные сведения. В походное специальное, групповое снаряжение входили: палатка - 1 , котелок - 3 , топор - 1, медицинская аптечка - 1, ремонтный набор - 1, велосипед - 2, МТБ и турист, спальный мешок - 2, коврик - 2, велорюкзак - 2, газовая горелка - 1. Измерения производились: расстояния вело компьютером "BC 800 sigma sport"; высоты, температуры - часами "casio ALT 6200-1".
7. Стоимость. Финансовые затраты на питание и другие (например, оплата пребывания в экскурсионных объектах) потребности за время активной части похода составили 1400 рублей.
8. Итоги, выводы. Группа прошла новый для себя, достаточно сложный и интенсивный маршрут. Суммарная оценка сложности (КС) маршрута этого пути в баллах удовлетворяет требованиям зачетных значений (смотри "Русский турист", Москва, 2001, выпуск седьмой). Полученная перед походом информация о районе путешествия позволяла предусмотреть запасные варианты и версии преодоления предполагаемых препятствий.
Информация о районе путешествия и уровне подготовленности участников позволила составить реальные: график движения, который (с некоторыми поправками) не был нарушен и был выполнен; расчет запаса продуктов и состав ремонтного набора, которые (с небольшими добавлениями) удовлетворили требования по энергетическим затратам и износу туристского снаряжения.
9. Приложения. Высотный график. Фотографии. Карта маршрута (на карте обозначено: числом (03.07.06) - место и дата остановки на бивак-ночлег; знаком Фото 1 и т.д. - место фотосъемки) из атласа автодорог, 2003, в 1 см 30 км.
Высотный график.
Фотографии.
Карта маршрута.