Отчеты на сервере «Спортивного Туризма в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/reports/).


Руководитель:Галлямова Л.Р.
Категория:5
Дата:Август 1984 г.
Вид:Горный
Маршрут:пос. Покровка - р. Чон-Кызылсуу - л. Котор-Тор - пер. Колпаковского (2А) - л. Колпаковского - пер. Зап. Загадка (2Б) - л. Кельдыке - р. Карабаткак - л. Айлама - пер. Армейских Туристов (2Б) - р. Байтор - р. Арча-Тор - пер. Новосибирцев (3А) - пер. Онтор (1Б) - л. Джигит - пер. Туристов Татарии (2Б) - р. Аксу.


Казанский научно-исследовательский институт химических продуктов
ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии
пятой категории сложности
по Центральному Тянь-Шаню,

совершенному с 3 по 30 августа 1984 года
под руководством Галлямовой Л.Р.
Маршрутная книжка №43-84

Казань 1984


Содержание

1. Справочные сведения о путешествии
2. Состав группы
3. Организация путешествия
4. График движения
5. Техническое описание маршрута
6. Итоги путешествия, выводы, рекомендации
7. Список группового снаряжения
8. Список личного снаряжения
9. Ремонтный набор
10. Медицинская аптечка
11. Расчет продуктов питания
12. Расчет веса рюкзаков
13. Смета расходов
14. Выводы и предложения по материальному обеспечению
15. Список используемой литературы
16. Контрольные записки

1. Справочные сведения о путешествии

Вид туризма: горный
Категория сложности: пятая
Район путешествия: Центральный Тянь-Шань
Количество участников: 7 человек
Продолжительность маршрута: 20 дней
Протяженность маршрута: 163 км
Нитка маршрута:

пос. Покровка - р. Чон-Кызылсуу - л. Котор-Тор - пер. Колпаковского (2А) - л. Колпаковского - пер. Зап. Загадка (2Б) - л. Кельдыке - р. Карабаткак - л. Айлама - пер. Армейских Туристов (2Б) - р. Байтор - р. Арча-Тор - пер. Новосибирцев (3А) - пер. Онтор (1Б) - л. Джигит - пер. Туристов Татарии (2Б) - р. Аксу.
Рассмотрение: РМКК г. Москва 100-00-5555555

[содержание]



2. Состав группы

№ п/п Ф.И.О. Год рожд. Туристская подготовка Обязанность в группе
1 к.с. 2 к.с. 3 к.с. 4 к.с. 5 к.с.
у р у р у р у р у р
1 Галлямова Лариса Рафиковна (Казань) 1952 - 1 2 1 2 1 1 1 2 - руководитель
2 Карунина Алла Анатольевна (Казань) 1957 1 1 1 1 1 - 2 - 1 - зам. руководителя
3 Кислицына Ирина Алексеевна (Казань) 1955 - - - - - - 1 - 2 - завхоз
4 Ямикова Флера Салиховна (Брежнев) 1951 1 - 1 1 2 - 1 - - - ремонтник
5 Хлюпина Татьяна Викторовна (Чебоксары) 1954 1 1 1 1 1 - 1 - 1 - медик
6 Златоуст Юлия Ванцетьевна (Чебоксары) 1952 1 1 1 1 1 1 1 2 2 - фотограф

[содержание]



3. Организация путешествия

При подготовке к путешествию по Ц. Тянь-Шаню перед группой стояли следующие цели и задачи:

  1. Безаварийное путешествие V к.с. женским составом.
  2. Повышение уровня консультативной работы.
  3. Совершенствование инструкторских знаний, элементов техники и тактики прохождения естественных препятствий.

При разработке маршрута учитывался опыт предыдущих походов по этому району, группой был проработан большой материал по данному району. В подготовительный период все участники тренировались по индивидуальным графикам. Техническая и тактическая подготовка заключалась в тренировках на снежных, ледовых, травянистых и осыпных склонах. Были проведены совместные тренировки всех участниц группы на ледовых склонах в г. Чебоксары и скальных в районе Камского устья г. Казани. Все члены группы прошли медицинский осмотр, состав сформировался задолго до выхода на маршрут, для обеспечения безаварийного путешествия и взаимной подстраховки с группой т. Бухарова С. совершавшей в данном районе маршрут V к.с. были установлены две контрольные встречи.

Хорошая всесторонняя подготовка к путешествию обеспечила выход на маршрут в срок и с хорошим настроением.

[содержание]



4. График движения

День пути / дата Участок пути км ЧХВ, час Характер пути Краткая характеристика погоды
1 / 7.08.84 Ключи - ФГС 5,0 2,5 Автомобильная дорога ясно
2 / 8.08.84 Радиальный выход под пер. АТУ 12,6 4,0 Траверс травянистого склона. Тропа ясно, слабая облачность
3 / 9.08.84 Подход под пер. Колпаковского 13,2 4,5 Тропа по правому берегу р. Ашу-Тор, поросшей лесом. Травянистый склон 25-30° ясно, слабая облачность
4 / 10.08.84 р. Котор-Тор - пер. Колпаковского - Зап. ветвь лед. Колпаковского 10,8 8,5 Правый берег р. Котор-Тор, тропа. Правобережная морена. Движение по центру ледопада в связках. На спуске снежное плато, движение в связках. Ночевка на правобережной морене зап. ветви лед. Колпаковского солнечно, слабый ветер
5 / 11.08.84 пер. Зап. Загадка - р. Кельдыке 13,2 10,5 Открытый л. Колпаковского. Ледовый гребень 45-50°, перильная страховка. Ледовый разлом, перила, страховка. Снежный склон 20-25°, переходящий в плато. Движение в связках. Спуск дюльфером 60 м. Ночевка на озере. солнечно
6 / 12.08.84 р. Кельдыке - р. Ашутор - р. Айлама 18,0 6,5 Конечные морены, поросшие травой вдоль реки выводят к слиянию рек Кельдыке Зап. и Вост., здесь кош. Дальше конная тропа по правому берегу реки. ясно
7 / 13.08.84 Дневка       солнечно
8 / 14.08.84 пер. АТУ - озеро перед языком ледника 9,4 4,5 Старая, поросшая травой морена, подъем серпантином по скотогонным тропам. Ледник 40-45°, движение по кромке ледника в кошках. Спуск дюльфер 120 м. Ночевка на озере ясно
9 / 15.08.84 озеро - р. Байтор - р. Джеты-Огуз 7,9 3,5 По конечным моренам, в направлении пер. Айлама. Левобережная морена лед. Айлама, тропа по левому берегу р. Байтор ясно, во второй половине дня и всю ночь дождь
10 / 16.08.84 р. Джеты-Огуз - р. Арчалы-Тор - моренное озеро 8,2 4,5 Тропа по правому р. Арчалы-Тор. Моренные валы. Ночевка у озера под лдеником слабая облачность, ночью гроза сильный дождь
11 / 17.08.84 пер. Новосибирцев - центр ледопада 3,0 7,0 Подъем по центру ледопада. Перильная страховка, затем уходим вправо (по ходу), крутизна склонов от 30 до 50° ясно, слабый ветер, в 18:00 начался снег
12 / 18.08.84 ночевка на ледопаде - пер. Новосибирцев - лед. Зап. Онтор 3,0 8,5 Ледопад, перила. Снежное плато. Перевальный взлет 30-45°. Движение в связках. Спуск - осыпной склон. ясно
13 / 19.08.84 лед. Зап. Онтор - пер. Онтор - лед. Джигит - р. Культор 14,4 4,0 Пересекаем л. Зап. Онтор в направлении небольшого отрога. Ледник открытый.

Перевальная седловина скально-осыпной склон. Тропа. Ледник Джигит открытый, движение в кошках с самостраховкой.

ясно
14 / 20.08.84 Дневка       солнечно
15 / 21.08.84 Подход под пер. Туристов Татарии 6,6 2,5 Тропа вдоль реки. Траверс травянистого склона вдоль небольшого отрога. Ночевка на озере ясно
16 / 22.08.84 пер. Туристов Татарии - р. Чон-Узень 13,6 6 Открытый ледник, движение в кошках. Перевальный взлет 30-40°. Движение в связках. Спуск дюльфером 80 м. Открытый ледник. ясно, слабая облачность
17 / 23.08.84 р. Чон-Узень р. Алтын-Арашан - Ключи 12,0 3,5 Спуск по травянистым склонам по левому берегу реки Чон-Узень. Дальнейший спуск по левому берегу р. Алтын-Арашан, долина поросшая лесом, тропа едва прослеживается ясно
18 / 24.08.84 Ключи - пос. Теплоключенка 12,0 3,5 Автомобильная дорога ясно

[содержание]



5. Техническое описание маршрута

Перевал Колпаковского (2А, 4300 м)

0. Группа при выходе на маршрут 1. Долина реки Ашу-Тор
2. Верховья долины р. Котор-Тор 3. Пер. Колпаковского (2А)

Перевал расположен в хребте Терскей-Ала-Тоо. Соединяет долину р. Котор-Тор с западной ветвью лед. Колпаковского.

Характер перевала снежно-ледовый.

Подъем на перевал по гребню правобережной морене ледника, с выходом в удобном месте на пологое 10-12° ложе ледника. Ледник открытый, малочисленные трещины обходятся, дальнейший подъем по центру ледника с небольшим набором высоты, выходим к подножью ледопада (фото №3). Подъем по центру ледопада в связках с одновременной страховкой. В верхней части на перегибе ледопада отклоняемся вправо (по ходу), навешиваем перила, затем выходим на заснеженный склон крутизной 30°, который выводит на огромное заснеженное плато (фото № 4). Тур находится на скалах.

4a. Перевальное плато пер. Колпаковского
4. Выход с ледопада на перевальное плато

Существует другой путь подъема на перевал. В центре ледопада нужно сойти в правый рантклюфт и по осыпи подняться на перевал, нам понравился наш вариант подъема, более безопасный и трудоемкий. Движение по плато затрудняется во второй половине дня из-за обилия снега, который раскисает. Плато пересекаем в связках с одновременной страховкой. Преодолев плато, выходим на открытый ледник. Ледник волнами спадает вниз, крутизной 20-25°.

Спуск по центру, затем вправо в обход ледопада. Спускаемся на пологое ложе л. Колпаковского к стоянкам на правобережной морене.

Подъем на перевал занял 5 часов.

Спуск до стоянок занял 3,5 часа.

Перевал Загадка Западная (2Б, 4400 м)

5. Восточная ветвь ледника Колпаковского

Перевал Загадка Зап. расположен в хребте Терскей-Ала-Тоо и соединяет верховья ледников Колпаковского и Кельдыке Вост. Ориентация перевальных склонов юг-север. Характер перевала снежно-ледовый.

Подход к перевалу начали с правобережной морены л. Колпаковского. На морене прекрасные, защищенные от ветра зеленые стоянки, недалеко от ледопада, образованного слиянием Восточной и Западной ветвями ледника Колпаковского. Движение по открытому пологому 5-10° леднику без связок не представляет трудности (фото №5).

6. Путь подъема на пер. Западная Загадка (2А)

Перевал Западная Загадка ограничен двумя небольшими отрогами. При подходе к перевалу ледниковое плато покрытое снегом и испещренное трещинами, движение в связках с одновременной страховкой, на перевал есть два пути подъема (фото №6).

Первый путь вдоль скал по кулуару с выходом на снежную "подушку" более короткий.

Второй путь по центру склона по ледовому гребню с выходом на ту же "подушку". Выбрали второй путь подъема как более безопасный, хотя более протяженный. Со скал в кулуар периодически сходят камни.

7. Выход на пер. Западная Загадка

Подъем начали по ледовому гребню крутизной 45-50° протяженностью 300 м правее разлома (фото №6). Выходим на небольшую снежную "подушку". На перегибе большой разлом, уходим влево (по ходу). С тщательной страховкой преодолеваем снежный мост и выходим на снежник крутизной 20-25°. Сюда же выход вдоль скал по кулуару, дальнейший путь в связках с одновременной страховкой, выходим в перевальный цирк - небольшое снежное плато с большим поперечным разломом, разлом преодолеваем с перильной страховкой, дальнейший подъем не представляет трудности. Перевальный взлет - снежный склон протяженностью 10-15 м (фото №7). Перевальная седловина широкая снежная седловина, на гребне надув, обращенный на юг. Возможна ночевка на перевале. Тур у скал, справа (по ходу). Внимание! По всей седловине поперечная трещина.

8. Спуск с пер. Западная Загадка на лед. Кельдыке

Спуск у скал справа (по ходу), снежно-ледовый склон крутизной 45-50°протяженностью 50-60 м, переходящий в снежный склон, постепенно выполаживающийся. Склон подрезан бергшрундом (фото №8).

Дальнейший спуск по закрытому леднику по центру в связках с одновременной страховкой, восточные склоны цирка лавиноопасны. Выход на ледник Кельдыке Зап., наиболее удобен под ледовыми сбросами, на этом участке максимальное внимание. Ледник Кельдыке Вост. открытый и сильно разорван в верхней части, движение по центру ледника, затем нужно уйти влево, на перегибе ледника не видно дальнейшего спуска, но за перегибом ледник выполаживается и приводит к ледниковому озеру. Возможен спуск и по правому скально-осыпному склону бокового отрога, который выводит на правобережную морену. Но он более опасный и трудоемкий.

Дальнейший спуск от ледникового озера по правому берегу реки через конечные морены на травянистые склоны долины. У слияния Зап. и Вост. Кельдыке - кош. От него идет конная тропа в долину р. Ашу-Тор.

Подъем на перевал занял 6 часов.

Спуск с перевала до озера занял 3,5 часа.

Перевал Армейских туристов (2Б, 4100 м)

9. Долина реки Айлама, подход под пер. АТУ

Перевал расположен к северу от главного хребта Терскей-Ала-Тоо в водораздельной перемычке р. Джетыогуз и Чон-Кызыл-Су, ведет из верховьев р. Айлама в долину р. Байтор. Северный склон перевала покрыт небольшим (400 м) крутопадающим ледником, южный склон обрывается скалами крутизной 80-40°, высотой 100 м.

Перевал пройден в направлении С-Ю из долины р. Айлама в долину р. Байтор. Указанное направление С-Ю не совпадает с рисунком на карте-схеме, а приведено по показанию компаса. Перевальный северный цирк отгорожен от долины р. Айлама, заросшей мореной высотой 300 м. Движение от места стоянки (фото №9) начали вдоль правобережной морены ледника Айлама по тропе, затем по скотогонным тропам серпантином прямо в лоб преодолели морену и вышли к ручью, , вытекающему из верхнего цирка перевала. Это более короткий, но утомительный путь. В верхний цирк лучше подниматься вдоль правобережной морены
10. Южная стена перевала АТУ
ледника Айлама в направлении перевала Айлама, затем свернуть влево (по ходу) к ручью, вытекающему из цирка ледника, дальнейший подъем вдоль ручья по плитообразным скалам крутизной 20° не представляет трудности, выходим в "карман" ледника, заваленного крупными камнями. В камнях есть хорошая стоянка для 2-х палаток, дальнейший подъем по кромке ледника в кошках, крутизна 30-40°. Цирк сильно разрушен. Со скал и ледника в "карман"периодически сходят каши. Ледник постепенно выполаживается до 20° и переходит в снежный гребень, ограниченный скальной грядой перевальной седловины.

11. Фрагмент спуска с пер. АТУ

На западной оконечности скального гребня видна перемычка, подъем на которую из-под южной стены перевала не представляет трудности (фото №10). Вероятно при прохождении перевала с юга на север и выходят на эту перемычку.

Спуск с перевала начали в 10 м левее тура (фото №11). На выступе закрепили петлю и сбросили 80 м веревки до полки, позволяющей собраться всей группе. Скалы крутизной 80-60° гладкие, плитообразные. Затем сбросили веревку 40 м до ледника. На спуске крючья не понадобились, первый участник спускался с верхней страховкой, остальные участники на тормозном устройстве с самостраховкой. Последний по сдвоенной веревке на тормозном устройстве с самостраховкой с последующим продергиванием веревки.

12. Пер. Новосибирцев (3А) с долины Арчалы-Тор

Ледник волнами спадает вниз, крутизна местами достигает 30°. Ледник открытый (фото №12) трещины обходятся, движение по центру ледника в кошках, с середины ледника нужно уйти влево (по ходу) и сойти на морену, язык ледника круто обрывается к озеру. На озере прекрасные стоянки. От озера нужно уходить вправо в направлении пер. Айлама, потому что логичное продолжение спуска от озера вдоль ручья приводит на крутые скалы.

Пересекаем большое плато и спускаемся на левобережную морену ледника по которой выходим к левому истоку р. Байтор.

Подъем на перевал занял 3 часа.

Спуск с перевала до ледника занял 1 час 40 мин.

Перевал Новосибирцев (3А, 4450 м)

13. Путь подъема по ледопаду пер. Новосибирцев

Перевал находится в начале водораздельного хребта в месте его резкого изгиба севернее перевала Джеты-Огуз и отделен от него невысокой вершиной пик Спортивный. Путь через перевал новосибирцев ведет из долины р.Арчалы-Тор в верховья Западной ветви ледника Он-тор, прямо под пик Каракольский.

Обойдя озеро слева (по ходу) (место ночевки) по кромке берега подходим под ледник. Одеваем кошки. Дальнейшее движете по леднику вдоль центральной морены, ледник открытый, пологий 5-10°. Подходим к подножью ледопада. Первые 80 м поднимаемся по левому краю ледопада, склон 40-45° (фото
13b. Фрагмент прохождения ледопада
13c. Фрагмент прохождения ледопада
13a. Фрагмент подъема по ледопаду
№13). Затем вправо траверс с небольшим набором высоты 120 м к центру ледопада, подъем по центру ледопада среди разрывов по серакам с постоянным уходом вправо. Ледопад сильно расчленен, "мосты" слабые.

Пройдя 2/3 ледопада, нашли удобное и безопасное место для ночевки. Небольшая снежная "подушка". После ночевки выход по снежному гребню по мостам вправо вверх, преодолеваем ледовую стенку 8 м и выходим на небольшое сильно изрезанное плато, с тщательной страховкой преодолеваем плато и спускаемся в разрыв ледопада к подножью серака. Затем траверсом вдоль подножья серака поднимаемся на верхнее заснеженное плато (фото №15). Страховка - косые перила, снежное плато проходим в связках с одновременной страховкой местами и переменной. Плато пересекаем в направлении седловины (фото №14). Перевал Новосибирцев имеет 2 седловины, разделенные небольшой вершиной. Западная седловина несколько ниже восточной. Мы решили подняться на восточную седловину, путь более безопасный. С западной седловины со скал идут камни и большой ледовый разрыв на склоне.

15. На верхнем плато перевала
16. Спуск с пер. Новосибирцев
14. На верхнем плато пер. Новосибирцев

Перевальный взлет снежно-ледовый горб с возрастающей крутизной от 30° до 45°. движение в связках с попеременной страховкой. При подъеме проходим несколько ледовых разрывов, последний участок перевального взлета проходим вдоль скального склона, в обход снежной мульды и по снежному склону выходим на перевал, на перевале большая площадка и озеро, возможна ночевка. Тур на скалах. Гребень перевала скальный.

Спускаемся прямо от тура по сильно разрушенным скалам свободным лазанием метров 20. Затем выходим в осыпной кулуар. Спускаемся плотной группой. Кулуар постепенно расширяется, спуск не представляет технической трудности, но нужно быть предельно внимательными, так как со склонов в любой момент могут сойти камни. Выходим на ледник Западный Онтор. Дальнейший спуск по центру ледника к скальному разделительному гребню. Ночевка на левобережной морене л. Зап. Онтор.

Подъем на перевал занял 14 часов.

Спуск занял 1,5 часа.

17. Перевал Онтор (1Б) 17a. На леднике Восточный Онтор
18. Подъем на пер. Онтор 19. На леднике Джигит. Спуск с пер. Онтор
Перевал Онтор (1Б, 3900 м)

Перевал находится в водораздельном хребте, разделяющем долины рек Онтор и Культор, которые являются истоками реки Каракол. Он расположен в непосредственной близости от подножья пика Джигит и ведет с л. Онтор на л. Джигит. Перевал осыпного типа.

Путь к перевалу идет в направлении вершины Слоненок (фото №17). В этой части пологий 10-15° ледник открытый. Постепенно он поворачивает на восток, здесь на моренном чехле удобно остановиться на ночевку с видом на пик Джигит. От левобережной морены л. Онтор до ночевок 1,5 часа пути. Верхнее
20. Выход с озера (м/с) на леднике Каракольский
плато ледника открыто, трещины обходятся, перевальный взлет представляет собой широкий осыпной кулуар (фото №18). Тур находится на перемычке.

Спуск с перевала на закрытый ледник Джигит по средне-каменной осыпи, дальнейший путь по леднику вдоль левого склона.

Спуск с перевала до стоянок под ледником занял 1,5 часа.

21. Выход в перевальный цирк Туристов Татарии (2А)
22. Выход в перевальный цирк Туристов Татарии
22a. Перевал Туристов Татарии
Перевал Туристов Татарии (2А, 4100)

Перевал расположен к северу от главного хребта Терскей-Ала-Тоо в водораздельной перемычке рек Культор и Алтын-Арашан и ведет из верховьев реки восточный Культор в долину р. Чон-Узень. Перевал пройден из долины р. В. Культор в долину р. Чон-Узень.

Характер перевала снежно-ледовый.

От места стоянки под ледником Джигит по правому берегу реки спускаемся к слиянию рек Культор Зап. и Культор Вост. В безопасном месте переходим на правый берег р. Культор Вост. Дальнейший путь по тропе вдоль реки, справа по ходу остается лед. Культор Вост. (Бригантина). Тропа теряется в россыпях крупных камней, дальнейший подъем по травянистому склону вдоль скального отрожка, в направлении перевала. Выходим на морену, пересекаем её и спускаемся к озеру. К озеру спускается 3 ледника. Есть более простой путь подъема: нужно обогнуть отрог и по морене вдоль ручья подняться к этому же озеру. От озера поднимаемся в направлении пер. Каракольский в распадке двух ледников, затем выходим на ледник Караколтор под скальный гребень (фото №21). Движение в кошках. Ледник покрыт каменным чехлом. Вдоль скального гребня выходим на верхнюю ступень ледника, круто спадающего к озеру. Ледник пологий 5-8°. Прямо перед нами цирк пер. Туристов Татарии и Труд. Пересекаем небольшое снежное плато и выходим под перевальный взлёт. Крутизна 30-35°, протяженность 100 м.
22b. Фрагмент спуска
Траверсируем в направлении скального гребня. На перегибе бергшрунд. Бергшрунд проходится по мостам (в утренние часы они держат хорошо). Выходим на плато испещренное трещинами. Движение в связках с одновременной страховкой. Поднимаемся по гребню глубокого рантклюфта. Под перевальным взлетом бергшрунд. Перевальный взлет - осыпной склон крутизной 30° протяженностью 60 м. Тур на скалах. Проходить перевал лучше в утренние часы, когда держат мосты.

Верхнее плато перевала заснежено, ледник очень изорван, трещины сложной формы.

Спуск с перевала в метрах 60 (фото №23) вправо (по ходу) от тура. Ледовый склон крутизной до 60° протяженностью 80 м в нижней части
23. Спуск с пер. Туристов Татарии
23a. Вид с пер. Туристов Татарии на Терскей-Ала-Тоо
подрезан бергшрундом. Бергшрунд засыпан снегом. Спуск на тормозном устройстве с самостраховкой. Последний по сдвоенной веревке с самостраховкой с последующим продергиванием. На спуске использовали ледовые крючья. Для последнего участника проушина с петлей. Дальнейший спуск по снежному склону, который постепенно выполаживается, не представляет трудности. Ледник открытый, изрезан трещинами, которые обходятся. Движение по центру ледника, выходим на левобережную морену ледника Чон-Узень и по ней спускаемся на небольшую травянистую террасу. Прямо перед нами голубое озеро. Приятное место для стоянки. Дальнейший путь вдоль реки Чон-Узень Зап. по левому ее берегу. Справа остается водопад. Спуск к реке Чон-Узень по осыпям, поросшим травой.

Подъем на перевал занял 3 часа.

Спуск с перевала занял 1 час 30 мин.

[содержание]



6. Итоги путешествия, выводы, рекомендации

Маршрут V к.с., пройденный группой, оставил хорошее впечатление о районе. Район Терскей-Ала-Тоо довольно сложен и очень популярен. Задачи намеченные группой при подготовке к путешествию были выполнены полностью, маршрут пройден в срок и без аварий. Из маршрута был исключен, рекомендуемый РМКК, радиальный выход с целью акклиматизации на пер. Карабаткак Зап. Акклиматизация была получена при выходе на заброску под пер.АТУ. Основная причина - был сорван график встреч с группой т. Бухарова С., который был обязательным для обеих групп, и чтобы не ломать график движения группы, мы отказались от радиального выхода на пер. Карабаткак. В остальном отклонений от маршрута не было. Наиболее благоприятное время путешествия - конец июля, начало августа, в походе группа практиковала ранний выход. Технически сложные участки рекомендуется проходить в ранние часы, при позднем выходе снег сильно размягчается, что затрудняет движение.

От пос. Покровка до р. Джилесу (Ключи) можно добраться на машине, до ФГС машины очень редки. Отметки в маршрутной книжке на почте и других учреждениях в пос. Покровка и г. Пржевальске не ставятся по особому указанию местных властей. На выезде из пос. Чон-Кызыл-Суу стоит шлагбаум лесника, где останавливают весь транспорт. Необходимо разрешение лесничества на пребывание в районе заповедника.

Благоприятные климатические условия и физическая подготовка участниц позволила пройти маршрут за 18 дней.

Ночлег перед взятием пер. Колпаковского нужно планировать на правобережной морене ледника.

Ночлег перед взятием пер. Зап.Загадка планировать на правобережной морене л. Колпаковского в месте слияния вост. и зап. ветвей ледника, подход под перевал с этих ночевок занимает 1 час.

Ночлег перед взятием пер. Новосибирцев планировать на песчаных стоянках у озера под языком ледника, от ночевки до подножья ледника 1 час ходьбы.

Ночлег перед взятием пер. Туристов Татарии на песчаных ночевках у озера, к которому спускаются языки трех ледников.

Ключевые участки при прохождении перевалов:

Колпаковского (2А) - прохождение разломов на перегибе ледопада в верхней части (крючьевая страховка)

Загадка Зап (2Б) - выход в верхний цирк перевала по снежному мосту (страховка через ледоруб, перила), спуск - ледовый склон, подрезанный бергшрундом (дюльфер, самостраховка).

АТУ (2Б) - спуск- скальный участок (петля или крючьевая страховка).

Новосибирцев (3А) - ледопад - (связки, крючьевая страховка, перила), перевальная седловина снежно-ледовый склон, изрезанный трещинами - движение в связках, страховка через ледоруб.

Туристов Татарии - на подъеме закрытый ледник, изрезанный трещинами (движение в связках), спуск -ледовый склон (дюльфер, крючьевая страховка).

Определенная опасность появляется при плохих климатических условиях, а также при переправах через реки.

Движение транспорта, работа узлов связи.

Из Фрунзе в г. Пржевальск можно доехать на рейсовом автобусе. Первый автобус из г. Фрунзе в г. Пржевальск идет в 8 часов, последний в 15:00. В течение дня каждый час в г. Пржевальск отправляется автобус по Северному или Южному берегу Иссык-Куля (необходимо планировать запасные дни на подъезд из г. Фрунзе до г. Пржевальска в связи с большим потоком пассажиров). Из г. Фрунзе до г. Пржевальска можно добраться через пос. Рыбачье. До поселка добираются поездом или же автобусом, а от Рыбачьего есть рейсы до г. Пржевальска.

Из г. Пржевальска до пос. Покровка ходит рейсовый автобус. С 6 часов до 11:00 автобусы ходят каждый час. Позднее 1 рейс через 2 часа. Главпочтамт в г. Пржевальске работает с 8 до 19 часов. Телеграф работает круглосуточно.

[содержание]



7. Список группового снаряжения

№ п/п Наименование снаряжения Вес един., кг Кол-во на гр. в 6 чел. Общий вес, кг
1. Палатка капроновая 6-ти местная с полиэтиленовым тентом и стойками 3,5 1 3,5
2< Спальные мешки 1,75 4 7,0
3. Веревка основная 80 м
40 м
5,0
2,0
1

1

5,0
2,0
4. Веревка вспомогательная о 8 мм 80 м 2,9 1 2,9
5. Репшнур расходный 10 м 0,2 1 0,2
6. Крючья ледовые 0,075 10 0,75
7. Крючья скальные 0,02 15 0,3
6. Карабины 0,075 10 0,75
9. Лавинная лопата 0,25 1 0,25
10. Примусы 1,5 2 3,0
11. Стеклоткань 0,5 1 0,5
12. Топливо (бензин в канистрах) 5,0 3 15,0
13. Кастрюля, чайник 0,8 1 0,8
14. Фонарь "жучек" 0,25 1 0,25
15. Свечи 0,05 2 0,01
16. Фляги для воды 0,2 2 0,4
17. Безмен 0,1 1 0,1
1В. Мешки полиэтиленовые для заброски 0,25 2 0,5
19. Гитара 0,75 1 0,75
20. Ремонтный набор 1,3 1 1,3
21. Фотоаппараты и фотопринадлежности 2 3,0
22. Медицинская аптечка 2,0 1 2,0
23. Планшет с документами и картами 0,5 1 0,5
  Общий вес     50,76

[содержание]



8. Список индивидуального снаряжения

№ п/п Наименование снаряжения Кол-во на 1 человека Общий вес, кг
1. Рюкзак капроновый 1 0,75
2. Коврик пенопластовый 1 0,25
3. Ледоруб 1 1,2
4. Альпинистский пояс 1 0,3
5. Карабины - 2 0,15
6. Кошки 1 0,5
7. Ледобур 1 0,08
8. Тормозное устройство 1 0,1
9. Репшнур 5м 2 0,03
10. Очки защитные 1 0,1
11. Каска 1 0,4
12. Рукавицы брезентовые 1 0,1
13. Куртка "Анорак" 1 0,03
14. Пуховка 1 1,5
15. Свитер 1 0,35
16. Белье теплое 1 компл. 0,5
17. Брюки тренировочные 2 0,6
18. Головной убор: шапочка теплая 1 0,1
-"- солнцезащитная 1 0,05
19. Носки шерстяные 2 пары 0,2
20. Носки простые 3 пары 0,15
21. Футболка (рубашка) 2 0,1
22. Нижнее белье 2 компл. 0,3
23. Обувь: ботинки "вибрам" 1 пара 1,0
кеды 1 пара 0,3
24. Накидка от дождя 1 0,05
25. Нож 1 0,05
26. Личная посуда 1 компл. 0,2
27. Туалетные принадлежности 1 компл. 0,15
28. Индивидуальный мед, пакет 1 0,02
  Общий вес   9,0

[содержание]



9. Список ремонтного набора

№ п/п Наименование Количество
1. Пассатижи 1
2. Напильник 1
3. Отвертка 1
4. Шило 1
5. Нитки белые №10 1 кат.
6. Нитки черные №10 1 кат.
7. Нитки капроновые 20 м
8. Пуговицы набор
9. Булавки набор
10. Ножницы 1
11. Иголки набор
12. Проволока медная. 2 м
13. Проволока стальная отожженная 3 м
14. Резинка вздевочная 3 м
15. Куски "брезента
16. Куски натуральной кожи
17. Изолента 1 мот.
18. Шурупы мелкие 50 г
19. Качек для примуса 1
  Общий вес 1,3 кг

[содержание]



10. Список медицинской аптечки

№ п/п Наименование Количество
1. Бинты стерильные (по 1шт. у каждого уч-ка ИПП) 6
  нестерильные 8
  трубчатые 1 компл.
  эластичный 1
2. Лейкопластырь 1
3. Ножницы 1
4. Зажим 1
5. Вата 100 г
6. Йод 30 г
7. Нашатырный спирт 10 г
8. Перцовый пластырь 3 упак.
9. Марганцовокислый калий 10 г.
10. Колба со шприцом 1
11. Анальгин 20 табл.
12. Баралгин 10 табл.
13. Папаверин 20 табл.
14. Ношпа 20 табл.
15. Цитромон 20 табл.
16. Аспирин 20 табл.
17. Белластезин 20 табл.
18. Валокордин 1 фл.
19. Нитроглицерин 1 упак.
20. Левомицитин 30 табл.
21. Энтеросептол 30 табл.
22. Активированный уголь 10 табл.
23. Эритромицин 60 табл.
24. Сульфадиметокцин 20 табл.
25. Стрептоцид 10 табл.
26. Димедрол 20 табл.
27. Альдефан 10 табл.
28. Синтомициловая эмульсия 1 фл.
29. Преднизалоновая мазь 1 тюб.
30. Таблетки от кашля с кодеином 20 табл.
31. Спирт 100 г
32. Промедол 2 амп.
33. Эфедрин 3 амп.
34. Преднизалон 1 амп.
35. Атронин 20 амп.
36. Новокаин 2 амп.
37. Димедрол 2 амп.
38. Кофеин 2 амп.
39. Крем "Луч" 1 тюб.
40. Аэрон 2 упак.
41. Лимонная кислота 1 упак.
  Итого 2 кг

[содержание]



11. Расчет продуктов питания

№ п/п Наименование Вес на 1 чел. в день, г Вес на 6 чел. в день, г Вес на 6 чел. на 6 дней, кг Вес на 6 чел. на 12 дней, кг Вес на 6 чел. на 18 дней, кг
Хлебные изделия
1. Сухари черные 40 240 1,44 2,88 4,32
2. Сушки 40 240 1,44 2,88 4,32
3. Печенье 20 120 0,72 1,44 2,0
Мясные и рыбные изделия
4. Колбаса 95 570 3,42 6,84 10,26
5. Шпиг 9 54 0,35 0,65 1,0
6. Рыбные консервы 13 78 0,47 0,94 1,4
7. Вобла 5 30 0,18 0,36 0,5
Молочные продукты
8. Молоко сухое 20 120 0,72 1,44 2,0
9. Масло топленное 14 84 0,504 1,008 1,50
10. Масло растительное 5 30 0,18 0,36 0,5
11. Сыр 14 84 0,504 1,008 1,50
Крупы, концентраты
12. Гречка 23 138 0,85 1,65 2,5
13. Макароны 28 168 1,0 2,0 3,0
14. Рис 7 42 0,25 0,504 0,8
15. Манка 4 24 0,144 0,288 0,4
16. Супы в пачках 40 240 1,44 2,88 4,32
Сладкое и напитки
17. Сахар 65 390 2,34 4,68 7,0
18. Шоколад 9 54 0,35 0,65 1,0
19. Халва 32 192 1,2 2,3 3,5
20. Конфеты 6 36 0,25 0,45 0,7
21. Казинаки 14 84 0,504 1,0 1,5
22. Изюм 17 102 0,6 1,2 1,8
23. Орехи 7 42 0,25 0,504 0,8
24. Урюк 7 42 0,25 0,504 0,8
25. Чернослив 14 84 0,504 1,008 1,50
26. Чай 6 36 0,25 0,45 0,7
Специи
27. Лук, чеснок 20 120 0,72 1,44 2,0
28. Соль, специи 7 42 0,25 0,504 0,8
29. Спирт 7 42 0,25 0,504 0,8
  Итого 598 3,58 21,48 42,96 64,44

[содержание]



12. Расчет веса рюкзаков

№ п/п Наименование весовых характеристик вес на 1 чел., кг вес на 6 чел., кг Примечание
1. Вес группового снаряжения 8,46 50,76 Так как была произведена заброска под перевал АТУ вес каждого рюкзака при выходе на первое кольцо был 21 кг, второе кольцо -25 кг.
2. Вес личного снаряжения 9,0 54,0
3. Вес продуктов питания 10,8 64,8
Итого: 28,3 169,60 Вес рюкзака на 18 дней путешествия

[содержание]



13. Смета расходов

№ п/п Наименование расходов на 1 чел., руб. на 6 чел., руб.
1. г. Казань - г. Свердловск - г. Фрунзе (поезд) 26-00 156-00
2. г. Фрунзе - пос. Покровка (автобус) 7-00 42-00
3. кур. Аксу - пос. Теплоключенка - г. Пржевальск 2-00 12-00
4. г. Пржевальск - г. Фрунзе (автобус) 7-00 42-00
5. г. Фрунзе - г. Свердловск - г. Казань (поезд). 16-00 156-00
6. питание (из расчета 2 рубля в день) 36-00 216-00
7. фотоматериалы 5-00 30-00
8. прочие расходы 3-00 18-00
9. "НЗ" 10-00 60-00
  Итого 122-00 732-00

[содержание]



14. Выводы и предложения по материальному обеспечению

Снаряжение, которое было на вооружение группы, оправдало себя в этом путешествии, хорошо зарекомендовала себя капроновая палатка с полиэтиленовым тентом, спаривающиеся спальные мешки. Титановые карабины с пружинной муфтой, титановые ледобуры и крючья, применяемые универсальные ледорубы. Без это также облегчило общий вес рюкзаков. Применение основных веревок до 80 м длиной, зажимов и приспособлений для спуска значительно увеличило скорость прохождения сложных участков. Из ремонтного набора чаще всего использовались: нитка, иголка, шило, проволока, напильник. На маршруте ремонтировались, в основном, ботинки "вибрам". Медицинская аптечка использовалась, в основном, в начале маршрута, во время активной акклиматизации. Использовались чаще всего дезинфицирующий и перевязочный материал, а также таблетки от кашля.

Питание группы включало в себя, в основном, обычный рацион, применяемый в горных путешествиях. Были полностью исключены мясные консервы, их заменили колбасой. Был использован большой ассортимент сладостей и сухофруктов. На маршруте группа пользовалась трехразовым горячим питанием, на. сложных участках дополнительные калорийные перекусы. Своевременное трехразовое питание восстанавливали энергетические потери организма.

При подготовке подобного путешествия необходимо тщательно готовить снаряжение и продумать рацион питания.

[содержание]



15. Литература

  1. "Спортивные походы в горах". Волков А.М.
  2. "Внимание лавины!" Фляйг Г.
  3. "Спутник альпиниста" М. 1970 г.
  4. Методические рекомендации по организации горного путешествия. М. 1979 г.
  5. "Альпинизм сегодня". Хубер Г.
  6. Памятка руководителю туристского путешествия по комплектованию туристских групп. М. 1978 г.
  7. Проблема безопасности в горах. Маринов Б., ФИС. Москва, 1981 г.
  8. Использование снаряжения в горных походах. М. 1981 г. Турист.

[содержание]



16. Контрольные записки

[содержание]




Переходов: 5742 CGI script ©2002 by Dmitry Dunaev