Руководитель: | Хайруллин И.З. |
Категория: | 6 |
Дата: | Май 2001 г. |
Вид: | Лыжный |
Маршрут: | Мыс Челюскина - пролив Вилькицкого - бухта Солнечная (о.Большевик) - р.Нора - р.Порожистая - р.Тора - р.Каменка - лед.Ленинградский - лед.Семенова-Тян-Шанского - ущелье - оз.Спартака - фиорд Спартака - мыс Журавлева - пролив Шокальского - фиорд Марата - лед.Карпинского - лед.Университетский - оз.Острое - оз.Фиордовое - р.Озерная - бухта Удобная - Оленьи о-ва - Краснофлотские о-ва - Карское море - пролив Шокальского - о.Большевик - г.Герасимова - пролив Вилькицкого - мыс Челюскина. |
О Т Ч Е Т
о лыжном спортивном походе
шестой категории сложности
по Северной Земле,
совершенном с 25 апреля по 26 мая 2001г.
Маршрутная книжка № 5-2001 ПТК
Руководитель группы: Хайруллин И.З.
Казань 2003
Краткие сведения о путешествии.
Проводящая организация: ПТК «Траверс»
Вид туризма: лыжный.
Категория сложности: шестая.
Район похода: архипелаг Северная Земля - полуостров Челюскина.
Количество участников: 5 человек.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 31/24 дня.
Протяженность маршрута: 663,5 км.
Нитка маршрута:
Мыс Челюскина - пролив Вилькицкого - бухта Солнечная (о. Большевик) - р. Нора - р. Порожистая - р. Тора - р. Каменка - лед. Ленинградский - лед. Семенова-Тян-Шанского - ущелье - оз. Спартака - фиорд Спартака - мыс Журавлева - пролив Шокальского - фиорд Марата - лед. Карпинского - лед. Университетский - оз. Острое - оз. Фиордовое - р. Озерная - бухта Удобная - Оленьи о-ва - Краснофлотские о-ва - Карское море - пролив Шокальского - о. Большевик - г. Герасимова - пролив Вилькицкого - мыс Челюскина.
Состав группы.
Ф.И.О. | Год рожд. | Опыт | Обязанности |
Хайруллин И.З. | 1954 | 4 - 6Р | руководитель, тренер, видеооператор, фотограф |
Ахметшин Р.Х. | 1965 | 3 - 6У | хронометрист, завхоз |
Шафигуллин Р.С. | 1961 | 6У | штурман, ремонтник, охотник |
Шамсутдинов А.И. | 1976 | 6У | врач |
Ихсанов И.С. | 1959 | 6У | второй фотограф, видеооператор |
Техническое описание.
25 апреля (1 день)
Метеостанция - мыс Челюскина (погранзастава)
Длина пути = 2 км; ЧХВ = 0:30
От общежития метеорологов уходим в направлении мыса. Сделав небольшой крюк подходим к памятнику первооткрывателям мыса - самой северной точки Евразийского континента. Обходим погранзаставу со стороны моря Лаптевых. На берегу огромные участки, занятые бесчисленным количеством бочек. Проходим вдоль берега по ровному участку между берегом и валами торосов. Остановка у памятников погибшим при освоении Крайнего Севера.
t=-25°С, солнечно; сильный северо-восточный ветер.
Торосы
Длина пути = 0,5 км; ЧХВ = 0:50
Между берегом и открытым участком поверхности пролива Вилькицкого широкая полоса вздыбленных льдов. Находим участок в торосах, где высота валов пониже и имеются открытые участки. Преодолевая одиночные валы, переходим с одной "полянки" на другую.
Ледовые поля пролива Вилькицкого
Длина пути = 13 км; ЧХВ = 3:20
К северу от торосов ровные ледовые поля. Чуть дальше виднеются небольшие торосы. Идем с небольшим отклонением от севера к западу. Ровные участки прерываются неширокими (до 20 м) полосами битого льда. На ночлег встаем под защитой невысоких (до 2-х м) торосов.
Вдоль ледовых валов тянется след белого медведя.
26 апреля (2 день)
По проливу Вилькицкого
Длина пути = 21 км; ЧХВ = 5:15
Движение по льду (заструги, участки открытого льда), невысокие торосы и битый лед. Координаты обеда - 77.53с.ш./103.50 в.д. (далее 77.53/103.50) Координаты ночевки - 77.57/103.43
t=- 24°C, солнечно, днем слабый, а вечером сильный ветер
3. Стоянка среди торосов пролива Вилькицкого (после первой пурги) |
28 апреля (4 день)
Движение по льду
Длина пути = 12 км; ЧХВ = 2:50
Выход в 18.45 Движение по льду (заструги, участки открытого льда), невысокие торосы и битый лед. Координаты ночевки - 77.02/103.40
t=-15°С; сильный СВ ветер.
4. Перед началом зоны торосов при подходе к бухте Солнечной |
30 апреля (6 день)
База - озеро - плато
Длина пути = 12 км; ЧХВ = 2:40
Выход в 14.10. Идем по слегка занесенной автомобильной дороге. Вдоль нее вешки. По этой дороге геологи ездят за водой к озеру. Постепенный набор высоты. Заструги, плотный снег. При подходе к озеру движение по относительно ровному плато. Местами на плато выходы каменных гряд. Вдали просматриваются гребни, долины. Пересекаем озеро и подходим под невысокую гряду. Снега мало, выходы мелких камней.
За нами прицепились собаки с базы. С трудом удалось отправить их обратно.
t=-17°С; солнечно, ветер слабый.
5. В тундре о. Большевик |
6. Характерный пейзаж. Тундра как она есть |
8. Выход на плато из долины р. Тора |
7. Здесь прошел Хозяин (долина р. Тора) |
3 мая (9 день)
Движение по долине р. Каменка - плато
Длина пути = 10 км; ЧХВ = 2:30
Слабый набор высоты. Движение по компасу. Заструги высотой до 10-15см. Встречаются ровные участки тонкого (5 см) слоя свежего снега. Справа появились блестящие на солнце сбросы ледника Ленинградского. Уходим от долины влево и постепенно набирая высоту, выходим на широкое ровное плато. Координаты обеда 78.29/101.56. Идем по нему до тех пока не начинается спуск. Определяем координаты. Посовещавшись, решаем взять направление на север с целью выхода на ледник.
t=-15°С, солнечно; видимость отличная; ветер слабый.
Плато истоки р. Студеная
Длина пути = 8 км; ЧХВ = 2:35
Сначала идем по бугристому плато с каменными выходами. Начинается ледник. Двигаясь по нему, подходим к широкой долине с ледовым левым берегом. На склоне ледник открытый. Очень скользко. Спускаемся на лыжах, выбирая участки снега. Поверхность ледника бугристая. На перегибе ледника видны короткие трещины. В долине очень жесткий снег. Выходы камней. Останавливаемся на ночлег. Координаты 78.33/101.58. Впереди выход на ледник Ленинградский.
Опять проблемы со "строительным материалом".
Очень сильный ветер.
9. Подъем с истоков р. Студеной к подножию ледника Ленинградского (вид назад) |
10. Подъем с истоков р. Студеной к подножию ледника Ленинградского (вид вперед) |
13. Ледник Ленинградский. Появились горы в районе залива Ахматова |
15. Ночевка после спуска с ледника Семенова-Тян-Шанского. Здесь мы пережидали пургу |
6 мая (12 день)
Дневка
Длина пути = 0 км; ЧХВ = 0:00
Вынужденная дневка, пурга. В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, установка центральной стойки по штормовому варианту.
Несколько раз заваливало падающим снегом вход в палатку.
t=-9°C; пасмурно; штормовой ветер
18. Рантклюфт на перегибе долины |
17. В долине Спартака (перед спуском в каньон) |
20. Вид с озера вниз по долине |
19. Вид с озера на перегиб долины |
22. В долине Спартака повезло с погодой |
21. Вид с озера на основное русло долины (за перегибом ледовый сброс) |
25. Ледовые останцы на склонах долины Спартака |
23. Один из сухопутных айсбергов |
29. Впереди ледниковая перемычка перед фиордом Спартака |
26. По озеру Спартака |
31. Вид на фиорд Спартака с перемычки |
30. Подъем на перемычку |
34. Панорама восточной оконечности фиорда Спартака |
32. Путь спуска с перемычки |
36. Фиорд Спартака. Вид на запад |
35. Пешком по фиорду |
40. Фиорд Спартака. Вид на назад |
39. Под правым бортом фиорда |
41. По проливу Шокальского. Вид на восток на фиорд Спартака |
9 мая (15 день)
По проливу Шокальского
Длина пути = 14 км; ЧХВ = 2:45
Слабое торошение, битый лед. Обширные участки ровного льда. Сквозь туманную дымку проглядываются крутые склоны фиорда. Движение по компасу. Требуется надежное азимутальное ориентирование. Координаты обеда - 79.08/100.13.
t=-10°С, видимость слабая; сильный СВ ветер.
44. На льду фиорда Марата (на заднем плане о. Сторожевой) |
43. Перед входом в фиорд Марата |
10 мая (16 день)
По фиорду Марата
Длина пути = 18 км; ЧХВ = 3:55
Слабое торошение, битый лед. Обширные участки ровного льда. Заструги. Встречаются айсберги. Координаты обеда - 79.15/99.23
t=-13°С, видимость 500 м, низкая облачность, туман.
48. Среди сераков языка ледника Карпинского |
47. Подход к ледовым сбросам л. Карпинского |
50. Подгорный ледовый провал |
49. Обход ледопадов языка ледника Карпинского |
55. Участок лед. Карпинского (вид вперед) |
54. Вид с лед. Карпинского на фиорд Марата |
56. Вид назад с перевальной точки |
58. Путь спуска к оз. Острое |
60. По оз. Острое |
61. Подход к перемычке на оз. Фиордовое |
12 мая (18 день)
Переваливание перемычки - оз. Фиордовое
Длина пути = 1 км; ЧХВ = 0:10
Начинаем подъем на перемычку. Трещины проходим по снежным надувам. Уклон до 15 гр. Набор высоты до гребня метров 50. Открытый бугристый лед. Гребень плоский широкий. Путь спуска аналогичен подъему.
t=-11°C; сильный ветер.
63. Преодоление озерных торосов |
62. Торосы на оз. Фиордовое |
67. Галечная коса в районе начала р. Озерной. Здесь когда-то был гидрометеопост |
72. Вход в верхний каньон р. Озерной |
69. Коричневая поверхность р. Озерной |
75. Начало второго каньона |
76. Айсберги в районе бухты Удобной |
77. По Карскому морю к Оленьим островам |
15 мая (21 день)
Движение по морю
Длина пути = 21 км; ЧХВ = 3:10
Идем в основном по ровному льду. Постоянная проверка направления по компасу. Изредка невысокие валы торосов. Встречаются участки битого льда. Справа в глубине моря, почти у горизонта проглядываются мощные поля торошения. Появились Оленьи о-ва. На обед останавливаемся рядом с невысоким, но длинным айсбергом. Вначале мы приняли его даже за один из Оленьих островов. Координаты места обеда - 78.4797.32
t=-12°С; солнечно, тихо.
Движение по морю - Оленьи острова
Длина пути = 11 км; ЧХВ = 2:15
Постоянная проверка направления по компасу.
Держим путь в направлении самого большого из Оленьих островов. Половину пути прошли по ровному льду. А затем начались торосы. Два последних перехода шли преодолевая мощные валы торосов. Не всегда удавалось найти легкие пути среди вздыбленных льдов. Путь очень извилистый, в поисках проходов приходиться совершать большие круги, обходы.
Ночевка около Оленьих о-в. Координаты ночевки - 78.4498.52. Еле нашли место для палатки. Кругом нагромождения льдов. А на острове нет снега. Установили ее среди вздыбленных льдов. Оттяжки закрепили за ввернутые в куски льда ледобуры.
16 мая (22 день)
Движение по торосам - Краснофлотские о-ва
Длина пути = 28 км; ЧХВ = 6:20
Движение по страшным полям торошения. Высота валов до 6-7 м. С большим трудом находим проходы. Местами везет: появляются длинные открытые участки меж двух валов. Постоянная проверка направления по компасу. Среди торосов попадаются и огромные айсберги. Через 2часа 20 мин в туманной дымке показались очертания трех из Краснофлотских о-в. Определяем координаты (78.4098.07) и уточняем направление. Движение в направлении самого большого острова. По мере приближения открываются еще несколько островов. Координаты места обеда - 78.3698.28. После половины пути от Оленьих островов торосов становится меньше, все чаще попадаются открытые ровные участки. Ближе к Краснофлотским о-вам практически можно идти, обходя торосы.
На вершине острова Большой высокая мачта, а под ней строение. Городка метеостанции не видно. Идем на мачту. По мере приближения выясняется, что от берега до мачты достаточно далеко. К тому же этот участок бесснежный. От направления на мачту уходим вправо к южной конечности этого острова. Здесь ночевка. Координаты ночевки - 78.3698.39. Вечером разведка по острову показала, что строения метеостанции находятся за осевым гребнем острова. До них далеко.
Рядом на острове какие-то деревянные предметы, бревна.
t=-13°С; солнечно, тихо; после обеда начинает усиливаться ветер; сильный ветер, видимость хорошая
80. Бескрайние просторы Карского моря |
18 мая (24 день)
Движение по проливу
Длина пути = 18 км; ЧХВ = 2:30 до обеда, 2:00 после обеда
Выход в 11:30. Сплошные торосы. Движение сильно затруднено. Обед - 78.26/99.17
Через 2 часа после обеда выскочили к открытому участку. Торосы кончились. Впереди на огромном расстоянии нет ни единого места, где можно было бы найти укрытие для палатки. Ввиду сильнейшего ветра и мощной поземки останавливаемся под защитой последних торосов.
Координаты ночевки - 78.2499.34.
t=-13°С; перем. облачность; видимость падает; сильный СВ ветер; мощная поземка.
19 мая (25 день)
Дневка
Длина пути = 0 км; ЧХВ = 0:00
Вынужденная дневка по метеоусловиям. Мощная поземка (низовая пурга) В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, укрепление центральной стойки по штормовому варианту.
t=-10°С; сильный порывистый ветер.
84. На фоне г. Герасимова |
85. По тундре к проливу Вилькицкого |
87. По полям битого льда |
22 мая (28 день)
По проливу Вилькицкого
Длина пути = 14 км; ЧХВ = 3:00
Мощные торосы. Высоты до 7-8 м. Идти очень тяжело. Опять обходим валы по снежным гребням, двигаясь против ветра. Встречаются небольшие открытые участки. Очень сильно испортилась погода. Началась пурга. Страшная снежная круговерть. После обеда решаем не выходить, останавливаемся на пережидание непогоды.
Отсутствие видимости не дает возможности выбора пути.
Штормовой СВ ветер; пурга; видимость не более 100 м.
23 мая (29 день)
Стоянка на льду пролива (координаты 78.01/ 101.48)
Длина пути = 0 км; ЧХВ = 0:00
Вынужденная дневка по метеоусловиям. Мощная поземка (низовая пурга). Мокрый снегопад. В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, Центральная стойка укреплена по штормовому варианту.
t=-2°С; с утра белая мгла; видимость не более 100 м, сильный (ураганный) ветер, снегопад.
24-25 мая (30 день)
По проливу
Длина пути = 39 км; ЧХВ = 9:00
Чередование участков мощных торосов и ровных участков. Заструги, фирн. Открытого льда очень мало.
Идем по новому тактическому плану. Первая группа переходов (суммарное ЧХВ - 3:10, с 9:40 по 13:50), обед. Координаты 77.58/102.13
Вторая - ЧХВ - 3:20, с 16-40 по 21:00, второй обед; Координаты 77.54/102.40
Третья - ЧХВ - 2:30 с 23:30 по 2:30, ужин Координаты ночевки - 77.51103.02
t=-8°С; солнечно; видимость улучшилась.
89. Пос. Челюскина. Последний привал |
26-29 мая
Мыс Челюскина
Длина пути = 2 км; ЧХВ = 0:30
На мысе Челюскина мы провели 3 дня в ожидании заказанного борта. Помылись в самой северной бане Евразийского материка, которая расположена в 50 метрах от памятного знака, означающего крайнюю точку мыса Челюскина. Здесь же в 5 метрах пограничный столб. Отметили День пограничника. 29.05 в 14 часов прилетел вертолет. На нем улетели в Хатангу. Через 2 дня в Москву (а/п Раменское). 1 день просидели в Москве на Казанском вокзале. 2 июня сели в поезд идущий в Казань. 3 июня наше долгое путешествие закончилось.
Общая длина пути = 663,5 км; ЧХВ = 153:00;
Средняя скорость 663 км / 153 часа = 4,33 км/час; В среднем за день 663 км / 24 дня = 27,6 км
Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия | Катег. трудн. | Длина препят. (для протяжен.) | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) | Путь прохождения для локальных препятствий. |
Торосы | 110 км | Торосы представляют значительную часть маршрута. Суммарная протяженность торосов 110 км. Поля торошения занимают огромные площади. Высота валов от 0,5 до 7 м. Торосы очень часто имеют характер гряд. Изредка открытые участки льда. Путь очень извилистый, в поисках проходов приходиться совершать большие круги, обходы. | Движение, преодолевая мощные валы торосов. Сильное лавирование. Для обхода валов приходится идти против ветра по снежным гребням-надувам. Найдя проходы в валах или "полянки", поворачиваем в нужный курс. Таким тактическим приемом приходиться пользоваться очень часто. | |
Поверхности озер и рек | Характеризуются жестким настом, застругами. Небольшие участки открытого льда. Имеются валы торошения. В озере Спартака огромное скопление айсбергов. | |||
Ледник Семенова Тян-Шанского | Северный ледниковый купол острова Большевик. Протяженность 60-70 км. Максимальный перепад высот - 720 м. Подъем со стороны водораздела рек Студеная и Каменка по открытым ледовым склонам крутизной до 20 гр. Поверхность ледника ровная, без трещин, снега мало, много участков с открытом льдом. На спуске с ледника к верхней части долины Спартака - пологие ледовые склоны с узкими трещинами. Много отполированных участков льда. В нижней части скальные гребни и моренные конуса. | Пройден с юга на север в обход купола. | ||
Ледник Карпинского | Путь выхода на тело ледника из фиорда Марата правее зоны разлома. Язык ледника представляет мощную зону разлома со множеством широких трещин. Выше бугристый ледник. Поверхность в основном открытая. Лабиринты трещин. Прохода по центру языка ледника нет. Под левым бортом зона высоких сераков, трещин. Между ними и началом перегиба склона узкая полоса открытого легкого пути, редкие столбы сераков. На границе льда залива и глетчера 1,5 метровый участок открытой воды с плавающими льдами. Выше левая морена. Характер пути: жесткий фирн, заструги. Выходы каменных осыпей. Прямо глубокий рантклюфт. Выход на тело ледника в обход рантклюфта. Медленный набор высоты, уклон до 10°, в нижней части открытый лед. Слева тянется скальный гребень. Выше начинается закрытый ледник, жесткий фирн. Постепенно идет выположение. Наверху переметный ледник. | |||
Фиорд Спартака | 20 км | Крутые ледовые сбросы на восточной оконечности. Поверхность фиорда открытая. Участки жесткого фирна и заструг. В восточной части участки битого льда. Крутые борта фиорда изрезаны ущельями. На местах впадения ущельев галечные отмели. Имеются разбросанные по всей территории фиорда айсберги. | По поверхности фиорда. | |
Фиорд Марата | Правый борт фиорда представляет собой высокие крутые скальные контрфорсы, прорезанные стекающими языками ледника Университетского. Поля битого льда. Заструги. Снежные надувы. Встречаются айсберги. Их становится больше по мере продвижения в глубь фиорда, перед местом падения языка глетчера в фиорд их уже много. Левый борт фиорда - сплошной крутой скальный склон. | По поверхности фиорда. Путь среди полей битого льда. | ||
Тундровой участок | Тундровыми частями маршрута являются участки: 1) от базы Солнечной до верховьев р. Каменной - горно-бугристая тундра; 2) участок о. Большевик к юго-западу от г. Герасимова (от пролива Шокальского до пролива Вилькицкого) - равнинная тундра. Местами пересечена руслами рек. Эти участки характеризуются жестким настом, выходами каменных полей, застругами, чередованием небольших подъемов и спусков. Река Озерная тоже течет в тундровой зоне. | |||
Русло р. Озерная | 57 км | Очень извилистое русло. В верховьях русло имеет характер узкого ущелья. Множество снежных надувов и карнизов. Скалистые берега. После поворота на юго-запад берега становятся более пологими. Долина становится широкой, берега пологими и низкими. Но попадаются участки скалистых берегов, встречаются скалы-останцы. В среднем течении реки поверхность льда покрыта слоем песка и частицами грунта, сдутых с тундры. | ||
Каньоны р. Озерной | 0,5 км | Ширина на входе 10-15 м. Нависающие скалы. Высота стенок от 10 до 25 м. На всем протяжении крутые скальные борта. Длина первого участка 200 м, второго более 300. Имеются отдельно стоящие скалы-останцы. Большой перепад. | По дну каньона, по натечному льду и гребням снежных надувов. |
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения по всему маршруту.
Статьи расходов | Сумма |
Казань - Москва | 1448 |
проезд Москва - а/п Внуково | 1200 |
Москва - Норильск | 27125 |
Норильск - Хатанга | 10881 |
проезд Хатанга - мыс Челюскина (туда и обратно) | 75000 |
Хатанга - Москва (Раменское) | 29250 |
Москва - Казань | 3683 |
Всего за проезд | 148587 |
питание (32 дня) | 8800 |
питание в дороге | 4950 |
хозяйственные и прочие накладные расходы | 9178 |
Итого на группу | 171515 |
В среднем на одного человека | 34303 |
Итоги, выводы, рекомендации.
Основным и главным итогом является успешное прохождение маршрута. Пройденный командой "Зима" маршрут 6 кат. сл. характеризуется большой протяженностью (2 с лишним раза превышает классификационные нормативы) значительной продолжительностью (32 дня на маршруте), суровыми климатическими условиями: сильные ветра и пурги, высокая влажность. Естественно, такой маршрут не может быть пройден без надежного тактического, технического и медицинского обеспечения.
В новейшей истории России это один из первых походов по архипелагу. Последние туристы СССР совершили здесь походы почти 20 лет назад. К сожалению, с этих времен положение здесь не улучшилось, наоборот стало хуже. Плохо стало с заброской к начальной точке маршрута. Воздушный транспорт работает крайне нерегулярно. Прекратило существование значительная часть метеостанций. Осталось их всего 2 - на острове Домашний и мысе Челюскина. Свернуты геологоразведочные работы. Если раньше по островам ходили многочисленные санные поезда геологов, теперь о них вспоминают только редкие из еще оставшихся рабочих геологических партий. С одним из них нам удалось встретиться на базе Солнечной. Все геологические поселки на архипелаге, кроме Солнечной, заброшены.
Команда "Зима" первая из татарстанских групп туристов совершила поход по Северной Земле.
Маршрут на участке от базы Солнечной до самого конца пути пройден в чисто автономном режиме. Поход совершен без единой заброски. Все необходимое снаряжение и продукты были взяты в начальной точке маршрута. Несмотря на то, что, на карте маршрут имеет вид овала, он может быть характеризован как линейный.
Все участники показали хорошую общетуристскую, тактическую, техническую подготовку. В группе в течение всего похода царила дружелюбная обстановка и хороший психологический климат. Снаряжение полностью оправдало себя как по наименованию, так и по количеству. Взятый набор продуктов обеспечивал восстановление энергозатрат.
Очень важным итогом похода для нашей команды является то, что обкатан еще один участник для будущих походов. В этом году в команду "Зима" был приглашен очень опытный турист из г. Набережные Челны - Ильяс Ихсанов. В составе Набережночелнинских групп прошел он весь Полярный Урал. В мирной жизни Ильяс - доцент КамПИ, мастер спорта международного класса по полиатлону, многократный чемпион мира и Европы. Ильяс Ихсанов турист широкого профиля, имеет опыт походов 6-й кат. сложности, он и водник, и горник, и лыжник, является одним из лидером турмногоборья в РТ. Наличие огромного туристского не всегда является гарантией адаптации нового участника в другой группе. К счастью, процесс адаптации пройден успешно.
Погода, по нашим понятиям, была вполне нормальной. Рассчитывать в условиях Крайнего Севера на тихую безветренную погоду было бы верхом легкомыслия. По своим метеоусловиям этот поход близок нашему походу 1996 года по Полярному Уралу и Карскому морю. И в целом он похож на вышеназванный поход. А разница в том, что там были еще восхождения. Число дней с метеоусловиями, по крайней мере, приемлемыми для обеспечения нормального движения по маршруту, можно буквально пересчитать по пальцам. Было слишком много дней, когда выход на маршрут был вообще невозможен или нельзя было продолжить движение.
Организация транспортировки грузов была ориентирована на использование двух саночек на каждого участника. Общий весь снаряжения на одного человека перед выходом на маршрут составлял около 60 кг. Участники распределяли груз в среднем по 20 кг на каждое средство транспортировки. При движении по маршруту вес в 40-45 кг, размещенный на санках, становится ощутимым только на подъемах.
Маршрут интересен и своеобразен, он изобилует множеством разнообразных естественных препятствий - огромные участки бугристой тундры, плато с куполами пологих вершин, большие участки открытых каменных россыпей, фирновые поля с высокими застругами, гигантские зеркала озер, покровные и долинные ледники со множеством трещин, ледопады. Особое впечатления оставляют айсберги. Был у нас и длинный участок речной долины. Поражают огромные ледовые просторы моря. Очень красиво смотрятся торосы, но идти через них крайне трудно.
Район архипелага Северная Земля является низкогорным ( а не среднегорным). Но район характеризуется следующими факторами:
Сложные метеоусловия, затрудняющие до предела и без того не очень простые задачи по ориентированию;
При постоянных или во всяком случае, при очень частых туманах, белой мгле, низовой метели или пурге прохождение технически не очень сложных участков и зон торошения становится довольно сложным.
Метеоусловия в значительной мере определяют трудности похода, внося существенные коррективы в график движения, технике разбивки бивака, технике ориентирования. Суровость климата на архипелаге определяется суммарным влиянием низких температур, сильных ветров и высокой влажностью.
Поход проходил в условиях полярного дня. По этой причине для нас не имело значения, такое понятие как время суток. В то же время мы не могли не учитывать такой фактор как биоритмы человека и соответствующий им уровень нашей работоспособности. В то же время мы имели возможность для варьирования временем для решения тактических задач. Так на 4 день пути после почти двухдневной пурги вышли на маршрут 18 часов 45 мин. Оставаться еще на одну (третью) ночь на этом месте очень уж не хотелось, а спать тем более не хотелось. Нужна была физическая разрядка. В то же время очень хотелось хоть немножко наверстать упущенное. После 2 с половиной часа чистого ходового времени мы встали на ночлег. Полдня из этих двухдневных вынужденных отсидок мы выиграли (отвоевали). На следующий день мы уже шли в обычном режиме. В последние 3 дня мы шли в совершенно другом режиме организации движения. Если до этого мы шли, совершая группы переходов до обеда и после обеда, то с 29 дня пути перешли на систему трех групп переходов. После второй группы переходов не останавливались на ночлег, а делали второй обед с трехчасовым отдыхом. Только после третьей группы переходов вставали на бивак. Такую систему движения мы успешно опробовали в прошлогоднем походе по Центральному Таймыру. А в этом году такая тактическая схема движения была применена в течение трех дней.
По результатам похода можно сказать следующее:
1. Район посещается очень редко.
2. Поверхности тундры покрыты жестким фирном. Везде мощные заструги. Снега мало.
3. В течение похода нам почти не пришлось заниматься троплением.
4. Преобладающее направление ветра - северо-восточное (СВ). Естественно, такое же направление имеют заструги. В условиях плохой видимости и отсутствии ориентиров можно выбирать направление движения по ним.
На основании прохождения маршрута можно сделать следующие рекомендации:
1. Данный маршрут может быть рекомендован основой для разработки эталонного маршрута шестой категории сложности в районе Северной Земли.
2. Время проведения похода выбрано очень удачно, всем последующим группам, решившим совершать походы по Северной Земле, предлагаем выходить на маршрут в эти же сроки.
3. При наличии необходимых финансовых средств предлагаем сделать заброску группы на о. Средний с дальнейшим продвижением на мыс Челюскина.
4. Так как маршрут проходит по абсолютно безлюдной территории, группе желательно иметь рацию. К тому же, в аэропорту Хатанги заказ на спецрейсы при отсутствии рации не принимают.
5. В связи с большим количеством медведей необходимо иметь ружье.
Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда.
В зимнее время единственным средством подъезда к району является авиация. Авиарейсов до Норильска достаточно много. Проблем с билетами нет. Хуже обстоят дела с проездом до Хатанги.
Одним из путей вылета в Хатангу является использование довольно часто совершаемых грузовых рейсов. Необходимо использовать любые возможности. Вылетать частями, один -два человека и т.д.
В Хатанге работает один из крупнейших аэропортов в арктической зоне.
В конце марте Хатангский авиаотряд начинает заброску техники на ледовый аэродром в районе Северного полюса. Полеты совершаются в зависимости от типа самолета или через о. Средний или напрямую. При неполной загрузке самолета можно попытаться вылететь попутным рейсом. В апреле начинают возить на Ледовый аэродром туристов, есть также возможность вылететь с ними.
К сожалению, нам не удалось осуществить последний вариант, хотя и была договоренность с руководителем турфирмы из Петербурга В. Боярским.
Можно порекомендовать следующие варианты:
- заказ в аэропорту спецрейса на о. Средний. При наличии финансовых средств и рации вопрос решается очень просто - как у классиков: сегодня деньги, завтра вылет. Лишь бы погода была.
- начало маршрута из мыса Челюскина. При выборе такого варианта необходимо заранее договариваться с соответствующими организациями, геологами или др.
Можно также договариваться с летчиками (вертолетчиками) о вывозе с маршрута. В этом случае необходимо точно определить сроки и место.
Несколько раз за зиму ходят санные поезда от Хатанги до мыса Челюскина или до западной оконечности оз. Таймыр. Но это очень долгий путь.
Аварийные выходы с маршрута.
Возможности для аварийных выходов в районе похода очень ограничены. Поэтому при подготовке похода и на самом маршруте (!) следует обращать очень серьезное внимание проблемам безопасности походов, требуется внимательное и требовательное отношение всех членов команды друг к другу. Команда обязательно должна иметь рацию или спутниковый телефон.
Геологическая база Солнечная. Имеются все необходимые условия.
В какой-то степени точками аварийных выходов можно порекомендовать заброшенные метеостанции на леднике Вавилова, на о. Большом (Краснофлотские острова). Здесь хорошие избы. Дрова. При наличии рации можно воспользоваться более надежными здешними антеннами. В долине р. Студеная имеется заброшенный геологический поселок.
В долине р. Тора имеется хорошо сохранившаяся изба (балок). Печка, дрова и др. топливо.
Переходов: 16870 | CGI script ©2002 by Dmitry Dunaev |