Этим летом группа клуба туристов нашего института (КГТУ) совершила увлекательное путешествие по району Архангельской области и Восточной Карелии на байдарках и катамаранах. За две с лишним недели плавания ребята прошли на веслах и под парусом более 250 километров, преодолели множество порогов, шивер, и других препятствий. Надо сказать, что поход послужил настоящей школой жизни для его участников. И немудрено, ведь для совершения подобного путешествия необходимо обладать большим количеством знаний и навыков : грамотно обустраивать туристский бивак, готовить пищу на костре, управлять туристским судном, и многое, многое другое.
|
К сожалению, подготовка к походу проходила в предельно сжатые сроки: почти все участники похода - студенты КГТУ и перипетии учебы не позволили им провести все намеченные работы в срок. Например, не удалось собрать до похода всю необходимую информацию о речке и пришлось на две недели перенести отъезд. Несмотря на непродолжительность предпоходной подготовки, приготовления к сезону в целом, однако, велись давно. Ребята знали, что поход летом в любом случае состоится, а потому всю зиму и весну корпели над своим снаряжением, постигали премудрости спортивного сплава, участвовали в соревнованиях по туристской технике, а для испытания самоделок и закрепления полученных навыков организовали весной мини-поход на Средний Урал, на порог "Ревун", где провели своеобразные предсезонные сборы. Несомненно, что именно благодаря такой подготовке всех своих участников, команда смогла удачно завершить поход и с честью выйти из всретившихся на пути испытаний. А трудностей в походе было немало - новый маршрут всегда таит в себе массу неожиданностей и приключений. Даже добраться до самой реки оказалось делом сложным - для этого пришлось выдержать переход длиной восемь километров по болоту, в которое иногда "удавалось" провалиться по грудь.
Но вот дорожная суета позади, окончен изнурительный волок, быстро пролетели два подготовительных дня, и группа в полном составе покидает гостеприимный бивак. Впереди Илекса - река длиной 200км. Центральная водная артерия огромного района, пересекающая Западную половину Архангельской области с севера на юг, петляет она, набираясь пока сил, среди заросших камышом берегов то разбиваясь на протоки, то вновь собираясь в одно русло.
|
Своеобразная, суровая и неброская красота этих мест очаровательна и уникальна. Величавое, почти незаметное течение реки, необъятные, похожие при штиле на зеркала, и грозные во время шторма пространства озер, хмурое небо, на котором так жизнерадостно смотрятся редкие солнечные проблески - такова она, природа русского севера. Да и история этого края столь-же богата и разнообразна, как и его природа. До недавнего времени в этих краях существовало множество монастырей, служивших пристанищем для одиноких путников и пилигримов. О тех временах напоминает стоящий на одном из островов самого большого в этих местах озера Ильинский погост. Экскурсия к этому интереснейшему памятнику деревянного зодчества 18 века заняла достойное место в летописи нашего похода.
Но как бы ни была красива природа, и богата история, туризм это прежде всего спорт, и поэтому все с нетерпением ожидали того момента, когда набравшая мощь Илекса, пробившись сквозь плотину и став теперь Вамой а впоследствии и Водлой преградит нам путь цепью сложнейших препятствий. Река действительно показала нрав и, обрушившись на нас всей своей мощью, дала понять, что шутки кончились. Открытая до отказа плотина на озере превратила Ваму в ревущий, беснующийся поток. На одном из порогов с катамарана-четверки был выбит и едва успел ухватиться за край ускользающего судна лоцман экипажа, чуть было не окончился переворотом маневр уходящей от плохо видимого камня байдарки, пробита, и требует ремонта оболочка одного из каркасно-надувных каяков. Нарастающая мощь потока сделала продолжение сплава крайне опасным. Поэтому решение прекратить на время сплав и заняться подготовкой к новым испытаниям было принято единогласно . Забот по ремонту и оборуванию судов хватило на целый день. За это время на катамараны были установлены специальные упоры для ног, каяки и байдарки снабжены страховочными обвязками, проверены и тщательно подогнаны залежавшиеся без дела каски и спасжилеты, а использоввшиеся ранее для сушки вещей чальные концы заняли, наконец, свои места на деках судов.
Наши труды принесли плоды на другой день, когда благодаря слаженным действиям группы очередной, насыщенный сложнейшими порогами участок, был пройден без единой аварии. Однако еще через день река взяла реванш перевернув в пороге с названием "Островной" один из каяков, и как-бы говоря, что настоящие испытания все еще впереди. Предсказание быстро сбылось. К вечеру этого дня Вама передала эстафету Водле, и она, наконец, показала на что способна стихия. Пороги Водлы оказались гораздо мощнее и длиннее каскадов Вамы. За первыи-же день сплава с каяками и байдаркой произошло несколько переворотов, а у идущей поблизости московской группы одно из судов было сломано пополам.
Но самый трудный экзамен ребятам пришлось выдержать в конце похода, когда на пороге под названием "Печки" перевернулось самое надежное судно группы - четырехместный катамаран. Многое в тот день зависело от мастерства спасателей, ведь ставшее теперь беспомощным судно могло сильно пострадать от ударов о подводные камни, да и экипажу пришлось-бы несладко. Ребята неподкачали - аварийное судно вместе с командой было доставлено на берег целым и невредимым.
Под вечер этого, последнего в нашем походе дня на реке, небо очистилось от туч и появились звезды. Пришедшее вместе с ясной погодой похолодание прогнало надоевших за эти дни комаров и укутало реку в нежное покрывало вечерней дымки. Мы, давно отвыкшие от милостей природы, долго не могли разойтись от костра и гитара, пущенная по кругу не смолкала до самого утра. На другой день мы прощались с этими незабываемыми краями, с радостной возней оживающих под ласковыми лучами солнца птиц и нарядившимся в пестрые осенние цвета ожившим лесом. Наступило бабье лето ...
И. Шарашев Не грустите друзья о хорошей погоде Что не часто бывала в карельских лесах. Все равно повезло нам в этом походе, Ведь мы побывали в этих местах. Пусть кружат комары над таежным болотом И вкупе с мошкой не дают нам житья. Но, вернувшись, домой ни о чем не жалею, Еще больше чем раньше жизни радуюсь я. У нас еще будут другие походы. Еще поплывем мы бурной рекой. Но будут нам сниться карельские сосны, И солнце сквозь тучи над бурой водой. Нельзя позабыть те попутные ветры, Что нас выручали на долгом пути. От волны на озерах доставалось нам крепко, Но против ветра было б трудно идти. И было б конечно не лучшим итогом, Закончив на этом короткий рассказ. Не вспомнить о тех бурлящих порогах Которые там нам встречались не раз. Нам остался последний, переход на рассвете До поселка осталось, минут сорок шагать. Нас автобус подбросит до железной дороги, И в вагоне плацкартном мы завалимся спать. И кому что приснится, какие заботы Кто-то вспомнит проблемы, что в городе ждут, А кому-то приснится стойкий запах таежный, И река, по которой был пройден маршрут. Десять дней на маршруте как один пролетели, И солнце светило и накрапывал дождь. Эти дни пролетели, так как мы хотели И то, что случилось, уже не вернешь. Колеса вагонов стыки рельсов считают, Скоро сменится лето полярной зимой. Мы, конечно, устали, нам немножечко грустно, Что закончилось все, и мы едем домой. Город нас встретит хмурым рассветом, И мы, попрощавшись, друг другу руки пожмем. И вдаль от вокзала походкой не спешной Каждый своею дорогой пойдем. А пока мы у речки пилоны сушили. Рюкзаки уложили, скоро двинемся в путь. Мне вдруг вспомнилась песня, про полярное лето, От которого нам досталось чуть-чуть. 1995 г.