Пещеры в окрестных землях искали давно. Чтобы убедиться, не затерялась ли какая в неизвестности, руководители спелеологической секции казанского клуба туристов Рустем Ишмуратов и Шамиль Яхин перерылми все учебники и справочники по географии Поволжья. Консультировались у ученого-пещероведа Александра Владимировича Ступишина. Он перечислял по пальцам.
- Сюкеевские... раз. В Юрьевских горах... два...
И только этой весной Женя Петрухин неожиданно для себя стал открывателем пещеры у Камского Устья. Набрел на нее случайно. Спустился по коридору и уткнулся в стену. Стукнул молотком - камень вверху подался. Метр за метром разбирал каменную кладку. Появился лаз, грот. Прошел в глубь - высоченные залы, колодец, сталактиты. Измерили. Находка оказалась самой крупной пещерой Поволжья. На целых пятьдесят метров больше Сюкеевской.
Я поехала взглянуть на «открытие» не сразу. Многие уже побывали там. Долго объясняли, как добраться. Ориентирами называли: дорогу вдоль ржаного поля, два створа на берегу, тропинку рыбаков. Мы нашли и поле, и створы, но тропинку, которая должна была вывести к самому подъезду, потеряли. Только к концу дня наткнулись на черный провал в склоне. Пока отдыхаем и готовимся к спуску, можно рассмотреть фасад «нашего открытия». Стена полуразрушенного дома. Крыша этого дома давно обвалилась. Заросла ромашками, травой, кустарником. Под стрехой гнезда стрижей. Черное окно у самой земли. У каменного подоконника заросли крапивы, светлая лужица. Тянет холодом заброшенного жилья.
Одеваемся потеплее. Как перед дальней дорогой, присаживаемся на рюкзаки. Вынимаю план. На миллиметровке пещера похожа на жирафа. Круглый грот - голова, овальный - туловище, длинный коридор - шея. Два коротких - конечности. Обвожу карандашом копытце. Отсюда мы и начинаем свой путь по подземной улице.
Идем по каменным ступеням и прошлогодним листьям. Запах травы смешивается с запахом холодных камней. Считаю ступени - десять, пятнадцать. Тише шорох дождя и шум леса.
Поворот. Последний луч света, и будто захлопнулась дверь в темницу. Останавливаемся, чтобы запомнить начало подземной улицы. Фонарик, не достав потолка, выхватывает то белый бок валуна, то заставляет светиться мокрые, словно после дождя, стены.
Никто не выводил в этом подземном царстве коридоров по ниточке. Дорога то обрывается вниз, то карабкается вверх, то обходит ямы и глыбы. Прошли несколько метров влево - тупик. Возвращаемся назад. Снова вынимаю карту и успокаиваюсь: шесть раз переулками убегают ходы от улицы. И ширина у нее разная. То как на проспекте, то как в средневековом городе. Стена напротив стены и крыши сходятся.
Выныривают со всех сторон пугающие щели, белые камни, окруженные чернотой, и снова исчезают. Ни звука... Только шорох камней под ногами. Идешь, и оживают забытые сказки.
Гаснет свет. В один миг исчезают все видения. Пока ищу свечу, спички, кажется, слышно, как стучит сердце, и тикают часы. Даже сравнить не с чем эту темень. С осенней ночью в поле? Но там можно отличить, где земля, где небо. Здесь же все глухо как черная стена. Только тишина звонкая, прозрачная. Кап... Кап... Кап...Будто в марте с крыш капает. Ползем на звук. Вначале на четвереньках, потом, держась за стену, по карнизу шириной в полступни. Останавливаемся завороженные. Издали гипсовый зал - уголок зимнего леса. Сугробы. Светится белыми искрами корочка наста, а сзади - четкими силуэтами встают деревья. Чуть ближе... Сугробы превратились в гипсовые глыбы. Дотронешься рукой - звенят, как хрустальные. Да и гипс ли это?
А в глубине зала, как в музее редкостей. Стоим и сравниваем камни то с балериной, то с русалкой. Грот Арена. В середине зала огромный камень, который держит сказочный островок. Наверху - башенки, купола, терема. Все светится, окруженное темнотой. Какая искусная работа! Такое могут сделать только резчики по кости. А ведь его никогда не касалась рука человека, не видел этот островок ни ветра, ни солнца, ни дождя.
На потолке фонарик отыскивает тоненькие сосульки с серебристыми капельками на конце. Неровная стеклянная гребенка. Это и есть сталактиты, растения пещер. Эти совсем малыши, а те - чуть постарше. Мы подсчитали, маленьким по сотне лет, средним - по двести.
Пока пещера - секрет спелеологов. Но, узнав о ней, многие захотят побывать там. Никто не собирается запирать вход на замок. Но хочется предостеречь любителей сувениров. Самая изящная сосулька, которую вы здесь примете за хрустальную, не будет блестеть на вашем столе. В гроте она украшение. Пусть и через много лет этот уголок подземного царства будет таким же, каким нашли его ребята-спелеологи.
На глине четкий отпечаток ботинка. Долго гадаем: чей же? Наверху, пожалуй, прошли бы мимо... А здесь... Приятно увидеть в полусказочном мире след, оставленный человеком. А вот на карнизе - бумажная стрелка, серебристая полоска несгоревшего магния, черный круг пепла. За неделю до нас здесь работала экспедиция. Спелеологи Валера Забаров, Мадина Галиаскарова, Саша Михеев, Рустем Ишмуратов и доцент университета Нина Николаевна Лаптева. Веревкой обмеряли коридоры, колодцы, гроты, делали топографические съемки. Неизвестные столько лет подземные ходы легли на карту ломаными линиями. Появились названия: грот Арена, грот Дождей, галерея Марьяны... Определили: несколько мест не кончается тупиками. Узкие щели, кладка камней. Утверждают: есть еще секреты у подземной улицы.
Скоро этот план вместе с описанием пещеры войдет в сборник статей кафедры, как маленькое географическое открытие. Карта края обогатиться еще одним памятником природы.
Собираемся назад. Та же дорога ведет по скользким камням, заставляя спускаться в ямы, обходить глыбы, останавливаться у камней.
Вход определяем по теплому воздуху и голубоватому туману. Мокрые ноги, тяжелые подошвы, негнущиеся от глины руки. Пятна грязи на локтях, коленях, чумазые лица.
Снова по тем же ступеням и прошлогодним листьям - наверх. Снова запах травы и холодных камней. Над входом - зеленые листья, небо. Радостно услышать писк синицы, ощутить теплую каплю на лице. Наверху - дождь.
Н. Смирнова
15 августа 1971 года
«Комсомолец Татарии»