Туризм в Татарстане
Рассказ о путешествии 5 к.с. в необычном для русского туриста районе - Монгольском Алтае. Новые горы, новые перевалы и даже сплав по одной из монгольских речек. Байка о Байкале. Рассказ о путешествии у озера Байкал по Байкальскому хребту. «Зима» вернулась в мае.

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


Итоги Чемпионата
Пешеходный
Лыжный
Водный

Перечени перевалов
Перевалы Кавказа
Перевалы Кодара
Перевалы Алтая
Перевалы Ц.Тянь­Шаня
Байкальский хребет

Маршруты
Пешеходный туризм
Лыжный туризм
Водный туризм
Велосипедный туризм

Документы
Все документы

Общие
Cпортивные походы
Туристское многоборье

Cоревнования
Все результаты

Поиск в разделе


Кнопки

Сервер Белой Воды

Туризм на Урале



Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов
Раздел: Общие Версия для печати

ЕДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ
(Категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов))

1. Общие положения и требования

1.1. Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.

1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной "Классификации".

1.3. Структурно ЕВСКМ состоит из следующих основных разделов:

  1. Общие принципы и технология классификации маршрутов по всем видам спортивного туризма (данный документ - ЕВСКМ).
  2. Методики категорирования маршрутов по отдельным видам спортивного туризма.
  3. Перечень классифицированных и эталонных спортивных туристских маршрутов и препятствий по видам спортивного туризма (ПЭМ) (*).
  4. Каталоги (перечни) технически трудных локальных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п.) (КП) (**).
Примечание:
(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004 г.
(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001 г.; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985 г.; Перечень классифицированных пещер, 1988 г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001 г.

Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (ЕВСКМ). При этом на основании ЕВСКМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два основных метода категорирования:

  1. Использование ЕВСКМ и видовой методики категорирования;
  2. Использование ЕВСКМ и ПЭМ по видам спортивного туризма;
  3. Сочетание методов 1. и 2.

При сравнении с ПЭМ и КП техническая трудность препятствий, их разнообразие, район и другие факторы классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем параметры эталонного маршрута из ПЭМ для данного туристского региона. Многовариантная технология классификации вызвана спецификой видов туризма и наличием, например, у пешеходного, лыжного, парусного и других видов, помимо локальных препятствий, - определяющих факторов маршрута, в значительной степени определяющих сложность маршрута (географический показатель района, автономность маршрута, суммарный перепад высот, набранный группой на маршруте, напряженность маршрута и др.).

1.4. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.

Таблица 1
Степень сложности Виды маршрутов Протяженность, км Продолжительность, дней
3 Пешеходные, лыжные 75 6-8
Пешеходные в горах 60
Велосипедные 120
Водные 60
2 Пешеходные, лыжные 50 4-6
Пешеходные в горах 40
Велосипедные 80
Водные 40
1 Пешеходные, лыжные 30 3-4
Пешеходные в горах 25
Велосипедные 50
Водные 60

1.5. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.).

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющими препятствиями (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия, имеющие на одну категорию / полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).

Локальными препятствиями (ЛП) - препятствия имеющие небольшую протяженность и характерны тем, что требуют от туристов при его преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и, как правило, использование специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелео маршрутов в первую очередь учитываются ЛП - перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт, необходимый для прохождения последующих маршрутов.

Протяженные препятствия (ПП) - препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, автомото-, конных и парусных маршрутах.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовки требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимый для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ.

1.6. Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от количества ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в маршрут.

Типы комбинированных маршрутов:

а) Маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к.с.).

б) Маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к.с.), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с.

в) Маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной к.т. ОП, в случае, если их общее количество и к.т. соответствуют минимально необходимому набору ОП для соответствующей к.с. маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута состоящего из разных участков пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Минимальный набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с учетом ОФ) для данной к.с. маршрутов данного региона по каждому из видов туризма (например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.с. включает препятствия: водные 3 к.т. - 2 шт., 4 к.т. - 2 шт.; горные: перевалы 2А - 1 шт., 2Б - 1 шт.).

Маршруты по типу а) - б) предполагают увеличение к.с. комбинированного маршрута на 1, но не выше V к.с.

Комбинированный маршрут VI к.с. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту в).

г) Категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма осуществляется полномочными МКК с утверждением в МКК ТССР.

1.7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода.

Таблица 2
Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20
Протяженность маршрута в километрах (не менее):       
пешеходных 130 160 190 220 250 300
лыжных 130 150 180 210 240 300
горных 100 120 140 150 160 160
водных 150 160 170 180 190 190
велосипедных 300 400 500 600 700 800
мотоциклетных 1000 1500 2000 2500 3000 -
автомобильных 1500 2000 2500 3000 3500 -
парусных 150 200 300 400 500 -
конных 150 200 300 - - -
Количество пещер для спелеологов 5 4-5 1-2 1-2 1-2 1

1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудностей препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2) при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути), засчитываются в одном направлении.

1.11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).

Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.

1.12. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например III-IV к.с.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.

1.13. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.

1.14. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.

1.15. При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные (в отличие от табл. 2) решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП, и ОФ.

2. Видовые классификационные требования

2.1. Пешеходный туризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования пешеходного маршрута" (Приложение 1). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями "Классификация пешеходных маршрутов" (ЦРИБ "Турист", Москва, 1990).

2.2. Горный туризм. Категория сложности маршрутов определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к.т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в книге "Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов. 2001 г.". Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у к.т. ЛП означает, что для его преодоления участники / руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения на полукатегорию выше; в зачет идет к.т. по факту прохождения, без звездочки. Например, для выпуска группы на ЛП 3А* к участнику / руководителю предъявляются требования по опыту, необходимому при прохождении / руководстве ЛП 3Б, в зачет идет реальная к.т. ЛП - 3А или 3Б (по факту прохождения). При этом, знак * у ЛП 3Б* означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства) не менее чем двумя ЛП категории 3Б.

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал. Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3.

Таблица 3
Категория
сложности
маршрута
Минимальное количество категорийных перевалов
всего в том числе категорий трудности
(1)* (2) (3) (4) (5) (6)
I 2 2 - - - - -
II 3 1 2 - - - -
III 4   1 2 - - -
IV 5   1 1 2 - -
V 6     1 1 2 -
VI 7       1 3** 1**
* - эквивалентная шкала категорий, применяется для категорирования комбинированного маршрута;
** - минимальный набор ЛП, определяющий сложность СП VI к.с. должен соответствовать: 3А - 3 шт., 3Б - 1 шт., либо 3А - 1 шт., 3Б - 2 шт., либо 3А - 1 шт., 3Б* - 1 шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше).

По согласованию с МКК количество локальных препятствий (ЛП) не определяющих к.с. СП может быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих сложность СП (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.).

В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория трудности восхождения или траверса, не являющегося элементом прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать трудность перевала, определяющего категорию сложности маршрута.

Только одно радиальное восхождение на вершину / перевал (по определяющей стороне) может быть зачтено в качестве ЛП (из табл. 3), определяющего категорию сложности СП; при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по категории трудности перевал или траверс.

При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться "Таблицей оценки трудности перевалов" (см. приложение 2).

2.3. Лыжный туризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется путем сравнения с "Перечнем..." (*), либо с использованием "Методики категорирования лыжных маршрутов" (Приложение 3).

2.4. Водный туризм.

2.4.1. Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).

Количество ОП и ПОП варьируется от географического региона проведения похода и выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категории сложности наиболее распространенных водных маршрутов, а также категории трудности ОП водных маршрутов для различных регионов приведены в "Перечне..." (*).

В "Перечне..." также приведены некоторые эталонные маршруты, определяющие минимально необходимое количество препятствий для каждого региона. При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталоном (если он отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из "Перечня...", при этом число ОП и ПОП должно быть не меньше чем у эталона.

При оценке категории сложности новых маршрутов, не вошедших в "Перечень..." в новых регионах рекомендуется руководствоваться данными, приведенными в таблице 4.

Таблица 4
Категория
сложности
водного
маршрута
Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности
1 2 3 4 5 6
I 2 - - - - -
II 1-3* 2-5* - - - -
III   1-3* 2-5* - - -
IV     1-3* 2-5* - -
V       1-3* 2-5* -
VI         2-5* 2-3*
* - количество препятствий зависит от ОФ региона.

Категорирование новых маршрутов (препятствий) производится МКК ТССР по представлению МКК регионов на основании отчетов о маршрутах и паспортов препятствий.

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности ЛП рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице Приложение 4. "Таблица оценки трудности водных препятствий". ЛП имеют 1-6, 6* категории трудности.

2.4.3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта сплава при присутствии различных факторов (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречаться на планируемом маршруте.

2.4.4. Окончательная (зачетная) оценка категории сложности водного маршрута участникам / руководителю засчитывается по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе представленных в МКК отчета и фото / видео материалов.

2.4.5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, водоизмещения судна и других факторах.

2.5. Парусный туризм.

В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.

2.5.1. Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из следующих факторов:

  • ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
  • географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды и др.);
  • туристской освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий, наличия населенных пунктов.

Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется МКК по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут.

2.5.2. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности (таблица 5).

Таблица 5
N
п/п
Показатели Категория сложности походов
I II III IV V
1 Протяженность, км 150 200 300 400 500
2 Характерная ширина водоема, км до 5 до 40 до 200 не ограничена не ограничена
3 Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств, км 0,5 3 8 15 20
4 Наибольшая разрешенная для плавания скорость ветра, м/с
(сила ветра, баллы)
5-6
(3,5)
6-7
(4)
7-8
(4,5)
8-9
(5)
12-13
(6)

2.5.3. Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пункты 3 и 4 таблицы 5). Такое совпадением будет соответствовать более высокой категории сложности похода.

2.5.4. Протяженность походов должна соответствовать указанной в таблице 5. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность корректируется на 20%).

2.5.5. С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 6.

Таблица 6
Количество
человек
Парусность, кв.м.
5 6,4-7 8,5 10 13 свыше 13 (17)
1 1 - - - - -
2 0,9 1 1,05 1,1 1,15 1,25
3 - 0,95 1 1,05 1,1 1,2
4 - - 0,95 1 1 1,15
5 - - - 1 1 1,1
Примечание к таблице. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,1, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.

2.5.6. В случае преобладания в походе особо неблагоприятных гидрометеорологических условий (сильные встречные ветры, штили и т.п.) он может быть зачтен группе при прохождении сокращенного маршрута, протяженность которого на 25% меньше установленной в таблице 5.

2.6. Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Требования для каждой категории сложности приведены в таблице 7.

Таблица 7
Категория сложности
похода
Количество категорийных пещер (не менее)
всего 1 6
I 5 3-4 1-2 - - - - - - - -
II 4-5   2-3 1-2 - - - - - - -
III 1-2       2 или 1 - - - - -
IV 1-2           2 или 1 - - -
V 1-2               2 или 1 -
VI 1-2                   1

Весь набор пещер должен проходиться в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.

2.7. Велотуризм.

2.7.1. Оценка категории сложности маршрута осуществляется путем сравнения с "Перечнем..." (*), либо с использованием "Методики категорирования велосипедного маршрута" (Приложение 5).

2.7.2. Категории сложности велосипедного маршрута определяется наличием протяженных препятствий соответствующей категории трудности и определяющих факторов. Необходимым условием соответствия маршрута той или иной категории сложности является выполнение требований таблицы 8, т.е. маршрут должен содержать не меньше препятствий, чем указано в таблице.

Таблица 8
Категория
сложности
веломаршрута
Минимальное количество категорированных препятствий категории трудности
1 к.т. 2 к.т. 3 к.т. 4 к.т. 5 к.т. 6 к.т.
I 2 - - - - -
II 1 2 - - - -
III   1 2 - - -
IV     1 2 - -
V       1 2 -
VI       1 2 2

2.8. Автомототуризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется путем сравнения с "Перечнем..." (*), либо с использованием "Методики категорирования автомотопоходов" (Приложение 6).

2.9. Конный туризм.

Конный туризм - путешествие на лошадях верхом или в экипажах. Методика определения категории сложности конных маршрутов представлена в приложении 7.

2.9.1. Категория сложности верховых маршрутов определяется набором характерных для данной категории локальных препятствий, описанных в соответствии с таблицей 1 "Методики категорирования конных маршрутов".

2.9.2. По этой же методике категорируется верховой маршрут с вьючными лошадьми с прибавлением 30% километража.

2.9.3. Категория сложности верховых маршрутов, в которых присутствует упряжные (телега, сани, фаэтон т.п.) считается по методике автомотопоходов с увеличением километража на 50% для данной категории сложности. Если на маршруте присутствуют больше 1 упряжи на 8 чел., то поход считается по методике автомотопоходов с удвоением километража.

Источник: «Русский Турист»



СЛОВА И ВЕТЕР. Сайт команды байдарочников Баннеры на нашем сайте

©1999-2019Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009