Спортивный туризм. Документы.
Сервер «Спортивный Туризм в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/sport/docs/).


«Правила соревнований по туристскому многоборью - водный туризм»

Правила соревнований по туристскому многоборью.

Водный туризм

1. Содержание соревнований

1.1. Соревнования по туристскому многоборью заключаются в прохождении дистанций соответствующего класса, включающих необходимый минимальный набор определяющих препятствий, характерных для маршрута аналогичной категории сложности.

Использование искусственных элементов, моделирующих дополнительную техническую или тактическую сложность, может повысить категорию трудности реального препятствия только на одну категорию.

1.2. Соревнования проводятся:
на короткой дистанции (дистанции по технике туризма: слаломные дистанции, спринт на технически сложных порогах и др.);
на длинной дистанции (ралли, эстафета, марафон и др.);
на других видах дистанции, например, по спасательным работам.

Таблица 1
Класс дистанции Скорость водного потока на большей части дистанции м/сек, не менее: Количество ворот, не менее: (в скобках - для катамаранов и плотов)
V325 (20)
IV2,520 (15)
III215 (10)
II1,510 (10)
I-5 (5)

1.3. Соревнования могут проводиться как командные в случае, когда командой является экипаж судна, так и как командные, когда командой являются экипажи разных судов. В последнем случае состав команды оговаривается в Положении о соревнованиях. Для судов, экипаж которых состоит из одного человека, соревнования могут проводиться как личные.

1.4. Соревнования могут проводиться для мужских, женских и смешанных экипажей. Возможен отдельный зачет для женских или смешанных экипажей. Если в положении не оговорено иного, то к участию допускаются как мужчины, так и женщины.

1.5. В соревнованиях допускается как индивидуальный старт экипажей, так и групповой старт команды, состоящей из нескольких экипажей. Возможно использование общего или группового старта на длинных дистанциях при надежном обеспечении безопасности.

2. Классы судов

2.1. Соревнования проводятся на туристских судах, рекомендуемые размеры которых составляют:
байдарки двухместные, длина 4,5 м, ширина 0,70 м;
каяки и каноэ, длина 2,8 м;
катамараны двухместные, длина 3,5 м, ширина 1,6 м;
катамараны четырехместные, длина 4,5 м, ширина 2,0 м;
рафты, длина 3,9, ширина 1,85 м.

2.2. Не допускается искусственное увеличение размера судна.

2.3. Суда, кроме каяков и каноэ, быть оснащены чальными спасательными концами.

3. Дистанция соревнований

3.1. Дистанции соревнований по сложности разделяются на 5 классов соответственно категориям сложности маршрутов (I-V к.с.)

Чемпионат России и Кубок туристскому многоборью проводятся не менее чем на 2-х дистанциях, имеющих высший класс (V). Две дистанции, идущие в зачет на МС, определяются заранее Положением.

3.2. Соответствие класса дистанции определяется членом полномочной МКК, входящим в состав главной судейской коллегии. На соревнованиях Международного и Всероссийского масштаба с целью аттестации класса дистанции, на которой выполняется норматив спорта России по туристскому многоборью, в состав ГСК включается представитель Федерации ТССР.

3.3. С целью направления судна в часть потока естественного препятствия, а также для усложнения технических дистанций устанавливаются искусственные препятствия - ворота, количество которых может составлять от 5 до 25 в зависимости от класса соревнований, характера и плотности естественных препятствий.

3.4. Места старта и финиша должны удовлетворять следующим условиям. На берегу необходимо иметь площадку для размещения судов, участников, зрителей, удобные места для спуска и подъема судов. Старт и финишный створ должны быть неподвижны и обозначаться соответственно «Старт» и «Финиш». Линия финиша обозначается с двух сторон

4. Оборудование дистанций

4.1. Короткая дистанция.

4.1.1. На короткой дистанции устанавливаются искусственные препятствия - ворота, образованные двумя вертикальными вехами, подвешенными над водой. Длина вехи не менее 1,8 м, диаметр 3,0 - 3,5 см.

Ширина ворот между вехами (не менее):
для байдарок и каяков -. l,2 м,
для катамаранов - 2,8 м,
для плотов - 3,0 м.

В отдельных случаях допускается установка одной вехи.

4.1.2. Нижние концы вех по возможности должны быть ближе к воде, но не раскачиваться от ее движения.

4.1.3. Ворота нумеруются в порядке их прохождения.

4.1.4. Таблички нумерации ворот и обозначения ворот должны быть размером 30х30 см. Номерные знаки, буква «Т» (ворота времени) должны быть нарисованы черной краской на желтом или белом фоне. Цифры и буквы должны иметь высоту 20 см, ширина линии 2 см. На противоположной стороне таблички эти обозначения перечеркнуты по диагонали. Таблички подвешиваются у верхних концов вех с внешней стороны ворот, ближайшей к предыдущим воротам, либо с правой стороны в следующем порядке: номер ворот, таблички с буквами. Таблички подвешиваются «лицом» со стороны прохождения ворот.

4.1.5. Ворота состоят из двух вех, по длине выкрашенных чередующимися кольцами белого и красного цвета, либо кольцами черного и белого цвета, кольцами зеленого и белого цвета. Во всех случаях ширина колец должна быть 200 мм. Нижнее кольцо во всех случаях должно быть белым.

4.1.6. Длина короткой дистанции как правило не превышает для байдарок - 800 м, для катамаранов и плотов - 1200 м.

4.2. Длинная дистанция.

4.2.1. Соревнования на длинной дистанции приводятся, как правило, на многокилометровом участке реки. Дистанция состоит из этапов и оборудуется стартом, финишем (в том числе промежуточными), контрольными пунктами, местами передачи эстафеты и другими необходимыми элементами.

Могут устанавливаться дополнительные ворота для направления судов в заданную часть потока.

4.2.2. На отдельных участках реки могут вывешиваться предупреждения, либо регламентирующие линию движения знаки (дополнительная информация).

4.2.3. Участники могут быть снабжены лоцией, картой, схемой этапов.

4.3. Соревнования по спасработам.

4.3.1. Соревнования по спасработам проводятся на участке реки длиной 100 - 1500 м. Для обозначения линии движения и выполнения маневра применяются ограничительные створы, точечные ориентиры, которые могут указывать зоны переворота судна, спасательных работ, финиш и др. В конце участка спасработ указывается контрольный рубеж, створ которого обозначается с двух сторон.

4.3.2. В качестве ограничительных створов применяются линейные ориентиры и створные ворота требуемой ширины. Для финиша указывается место на берегу выше контрольного рубежа.

5. Старт

5.1. В соревнованиях по технике водного туризма применяются старты:
раздельный, при котором экипажи (команды) стартуют по одному с установленным интервалом;
групповой, при котором стартуют группами;
общий, одновременный старт всех команд.

5.2. В соревнованиях на короткой дистанции и спасработах экипаж (команда), опоздавший на старт, к данной попытке не допускается.

6. Прохождение дистанции

6.1. Для прохождения дистанции экипажу (команде) дается одна или несколько попыток, все или часть из которых могут быть зачетными. В последнем случае в зачет идут результаты лучших попыток.

6.2. Короткая дистанция.

6.2.1. Ворота проходятся соответственно маркировки: зеленые ворота по течению, красные ворота против течения.

В воротах свободного хода черно-белые вехи располагаются по обоим бортам судна. Порядок прохождения таких ворот - произвольный.

6.2.2. Линией ворот называется отрезок прямой, соединяющий условное продолжение вех по воде. При наличии одной вехи указывается линия ворот в соответствии с маркировкой перекладиной ворот, вехой на берегу и др.

6.2.3. Началом взятия ворот считается пересечение линии ворот корпусом гребца или любое касание вехи.

6.2.4. Концом взятия ворот считается:
выход судна с линии ворот после пересечения ее хотя бы одним гребцом;
начало взятия любых следующих ворот;
умышленное откидывание вех с целью прохождения ворот (не судится, если корпус гребца и судно были в положении, позволяющем пройти ворота).

6.2.5. Пересечение линии ворот гребцом фиксируется, если створ ворот пересекли голова и весь корпус гребца.

6.2.6. Судейство прохождения ворот экипажем производится между началом и концом взятия ворот. При отсутствии начала взятия, ворота считаются непройденными.

6.2.7. Прохождение каждых ворот разрешается только один раз. Повторное прохождение допускается в случае необходимого маневра и не судится.

6.2.8. Нарушением маркировки считается пересечение линии ворот в обратном направлении любым гребцом до того, как линия ворот была пересечена им в правильном направлении.

6.2.9. В командных гонках могут применяться ворота (связки ворот) времени. Время прохождения ворот (связки ворот) времени командой фиксируется. Отсчет времени осуществляется между началом взятия ворот первым экипажем команды и концом взятия ворот последним экипажем (для связки ворот соответственно между началом взятия первых ворот и концом взятия последних).

6.2.10. Судейство в случае переворота судна оговаривается Положением.

6.2.11. Дистанцию рекомендуется открывать опытным экипажем, не участвующим в данных соревнованиях. Участникам может быть предоставлена пробная попытка.

6.3. Длинная дистанция.

6.3.1. Соревнования на длинной дистанции заключается в преодолении командой этапов и выполнении заданий как с учетом скорости прохождения, так и за отведенное время.

В качестве этапов и специальных заданий могут быть:
скоростной сплав,
решение тактических задач,
элементы короткой дистанции и спасработ,
прохождение сложных препятствий,
ориентирование,
имитация походных условий водного туризма.

6.3.2. На дистанции могут устанавливаться скрытые контрольные пункты, фиксирующие интервал времени между первым и последним экипажами команды. Контрольный интервал времени оговаривается Условиями.

6.3.3. После старта экипажи могут производить дополнительную разведку с берега. В особо сложных местах может даваться промежуточный финиш для просмотра препятствия.

6.3.4. В случае переворота или поломки судна команда может продолжать прохождение дистанции, при условии ликвидации аварии собственными силами.

6.3.5. Для ограничения продолжительности соревнований на каждом этапе устанавливается контрольное время, которое сообщается участникам до старта первого экипажа.

6.4. Соревнования по спасработам.

6.4.1. Соревнования по спасработам заключаются в ликвидации аварии: и доставке пострадавших, их судов и снаряжения, находящихся в водном потоке, в указанное место (на берег, к берегу, суводь). Пострадавшими могут быть экипажи перевернувшихся судов, отдельные участники, манекены.

6.4.2. Условия проведения соревнований определяют линию движения, последовательность действий команды, способы страховки. Пострадавшие, суда и снаряжение должны быть доставлены в указанное место выше контрольного рубежа.

6.4.3. Для проведения спасработ используются следующие способы страховки:
- судами с воды,
- с берега (спасконцы, корабликом, «живцом» и др.),
- приемы самострахования.

7. Обгон

7.1. Экипаж должен уступить дорогу, если его догнал другой экипаж у препятствия, потребовал: «Дорогу».

7.2. Если экипажу при прохождении дистанции помешал другой экипаж или объективные причины, то с разрешения главного судьи первый имеет право на переезд.

7.3. В случае переезда, вызванного помехой со стороны другого экипажа, до препятствия, на котором была помеха, засчитывается наибольший штраф на каждых воротах из данной попытки и переезда.

8. Финиш

8.1. Экипаж считается закончившим попытку, когда корпус первого гребца пересек линию финиша.

8.2. В момент пересечения финиша судно должно быть на ровном киле и все члены экипажа должны быть на своих рабочих местах.

8.3. В ряде видов соревнований (например, в соревнованиях по спасработам) финиш фиксируется по выходу экипажа или команды со снаряжением или без него в заданную зону на берегу.

9. Штрафы

9.1. Короткая дистанция

9.1.1. За прохождение ворот в зависимости от характера ошибок начисляются штрафные очки:
0 - пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке без касания вех (чистое прохождение);
5 - пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке с одним или несколькими касаниями одной вехи или двух вех;
20 - пересечение линии ворот согласно маркировке не всеми гребцами, но не менее половины;
50 - непрохождение ворот; нарушение маркировки; пересечение линии ворот менее чем половиной гребцов экипажа; эскимосский переворот в воротах, при пересечении линии ворот в перевернутом состоянии.

9.1.2. За непрохождение отдельных ворот может быть установлен увеличенный штраф, но не более 250 очков. Информация об этом доводится до участников до начала соревнований.

9.1.3. При прохождении ворот с ошибками экипажу засчитывается наибольший штраф на данных воротах.

9.1.4. При прохождении «ворот времени» (связки ворот) главной судейской коллегией может устанавливаться следующий штраф:
50 - за превышение интервала времени, установленного для прохождения «ворот времени» (связки ворот) перед началом соревнований;
пропорционально времени прохождения «ворот времени» (связки ворот) (коэффициент пропорциональности, а также максимальный штраф на данных «воротах времени» (связке ворот) доводятся до участков до начала соревнований).

9.2. Длинная дистанция.

На длинной дистанции устанавливается штраф за ошибки в прохождении этапов, оговоренных в Условиях.

9.3. В соревнованиях по спасработам устанавливается штраф:
за прохождение створных ворот (применяются штрафы на воротах согласно п.9.1.1.);
за потерю снаряжения (5 очков за каждый предмет, 50 очков - за судно).

9.4. За непрохождение препятствия, невыполнение заданий, грубые ошибки при выполнении требований, оговоренных до начала соревнований, могут начисляться штрафы до 250 очков, о чем участки соревнований должны быть поставлены в известность заранее.

10.Сигнализация

10.1. Судьи на воротах для оповещения старших судей, участников и зрителей пользуются сигнальными дисками. Диск представляет собой круг диаметром 30 см или квадрат со стороной 30 см со срезанными углами и имеющим ручку.

Диски с обеих сторон имеют цифры и выкрашены в цвета: 0 - белый, 5 - желтый, 20 - синий, 50 - красный. Цифры должны быть высотой и шириной соответственно 20 и 10 см, ширина линии - 2 см. Цвет цифры на диске должен быть контрастен к цвету диска.

10.2. При прохождении ворот судьи поднимают диски, соответствующие штрафу, полученному экипажем на данных воротах.

При нарушении условий соревнований (например, по спасработам) судья поднимает красный диск и раскачивает его из стороны в сторону.

11. Дисквалификация

11.1. Экипаж (команда) дисквалифицируется на данную попытку (этап):
за опоздание на старт;
если снаряжение или судно не прошли техническую комиссию, либо в них после прохождения технической комиссии были внесены изменения, противоречащие настоящим Правилам или Положению о данных соревнованиях;
если в момент финиша на длинной дистанции не весь экипаж находился на судне, либо судно находилось в перевернутом состоянии;
за пересечение контрольного рубежа хотя бы одним участником;
за нарушение в соревнованиях на длинной дистанции и по спасработам, оговоренные Условиями.

11.2. Невыполнение требований п. 7.1 может служить основанием для дисквалификации экипажа (команды) на данную попытку (вид) соревнований.

12. Обеспечение безопасности

12.1. К соревнованиям допускаются суда только в технически исправном состоянии. Конструкция судна и его узлов должна позволять легко покидать судно и не наносить травм участникам.

12.2. При прохождении дистанции каждый участник должен быть в каске и спасжилете.

12.3. Байдарка должна быть непотопляема и при необходимости иметь обвязку.

12.4. Положением могут быть определены дополнительные требования к снаряжению участников и оборудованию судов.

13. Время прохождения дистанции

Время прохождения дистанции измеряется:
в командной гонке с момента старта первого до момента финиша последнего экипажа команды;
в гонке экипажей с момента старта до момента финиша экипажа.

14. Определение результатов

14.1. Результат экипажа (команды) в попытке на короткой дистанции, спасработах определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафных очков в данной попытке. При подсчете время переводится в очки (1 секунда соответствует одному очку).

14.2. Результат команды (экипажа) в данном виде соревнований на короткой трассе определяется как сумма результатов зачетных попыток. Лучшее место присуждается команде (экипажу), имеющей меньший результат. При равенстве результатов предпочтение отдается экипажу (команде), имеющему лучший результат в незачетных попытках.

В случае равных результатов в незачетных попытках экипажам (командам) присуждаются одинаковые места и при этом соответствующее количество мест не присуждается.

14.3. В соревнованиях на длинной трассе и по спасработам могут использоваться другие способы подсчета результатов, учитывающие специфику соревнований и определяемые Положением.

14.4. Экипажи (команды), не имеющие полного зачета (полного числа зачетных попыток в данном виде соревнований), занимают места после экипажей (команд), имеющих полный зачет, в соответствии с результатами других попыток данных соревнований.

Источник: «Русский Турист»


Дата добавления: 01.08.2003
Дата последнего изменения: 01.08.2003
Переходов: 11242

CGI script ©2001-2003 by Dmitry Dunaev