Туризм в Татарстане
На байдарке по Ветлуге (планируя свой отпуск) Размышления и описание водного путешествия по р.Усьва История Туризма в Татарстане

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


Итоги Чемпионата
Пешеходный
Лыжный
Водный

Перечени перевалов
Перевалы Кавказа
Перевалы Кодара
Перевалы Алтая
Перевалы Ц.Тянь­Шаня
Байкальский хребет

Маршруты
Пешеходный туризм
Лыжный туризм
Водный туризм
Велосипедный туризм

Документы
Все документы

Общие
Cпортивные походы
Туристское многоборье

Cоревнования
Все результаты

Поиск в разделе


Кнопки

Туризм на Урале

СЛОВА И ВЕТЕР. Сайт команды байдарочников



Правила соревнований по туристскому многоборью - пешеходный туризм
Раздел: Туристское многоборье Версия для печати

Правила соревнований по туристскому многоборью.

Пешеходный туризм

1. Содержание соревнований

1.1. Соревнования по ТМ (пешеходный туризм) могут быть командными, лично-командными и личными.

1.2. Соревнования по ТМ (пешеходный туризм) заключаются в прохождении участниками дистанции, требующей аналогичных технических и физических приемов и способов преодоления препятствий в спортивных походах соответствующей категории сложности. При этом участники преодолевают участки реальных препятствий и выполняют специальные задания. Соревнования могут проходить как в естественных условиях гор, так и в условиях равнин с элементами горного рельефа (карьеров известняка, гранита, крутых оврагов, узких долин рек, небольших выходов естественных скал, с устройством отдельных завалов из деревьев и камней, укладка бревен через каньоны, овраги, реки и так далее).

1.3. Выполнение технических приемов при участии в соревнованиях может быть в режиме личного или командного прохождения.

1.4. Для участия в соревнованиях каждая команда или участник должны иметь качественное снаряжение в достаточном количестве для прохождения дистанций соревнований.

2. Классификация дистанций соревнований

2.1. Дистанции соревнований делятся на пять классов в зависимости от технической сложности и количества реальных препятствий и спецзаданий.

2.2. Выделяются следующие виды дистанций:

  • Туристская полоса препятствий (техническая дистанция (короткая) с минимальной протяженностью, высокой насыщенностью техническими этапами и специальными усложняющими заданиями;
  • Кросс-поход (тактико-техническая дистанция (длинная) с применением тактико-технических этапов и этапов ориентирования со значительной протяженностью;
  • Многодневный кросс-поход (тактико-техническая дистанция (супердлинная) с прохождением реального туристского маршрута и преодолением реальных локальных и протяженных препятствий(ЛП и ПП).

2.3. Оценки класса дистанции определяется табл. 1.

Таблица 1
Таблица параметров дистанций
класс Командная длинная
(тактико-техническая)
дистанция (кросс-поход)
Короткая командная
(техническая) дистанция
(полоса препятствий)
Личная дистанция
(полоса препятствий)
кол-во этапов
(не менее)
длина, км
(не менее)
перепад высот, м сумма баллов кол-во этапов
(не менее)
длина, км
(не менее)
перепад высот, м сумма баллов кол-во этапов
(не менее)
длина, км
(не менее)
перепад высот, м сумма баллов
1 4 3 50 100-180 4 500 - 100-150 4 500 - 50-75
2 4 4 80 300-400

4

500 75 180-250 4 500 50 90-110
3 4 5 100 500-750 4 1000 100 300-400 4 800 75 150-220
4 4 7 200 800 4 2000 150 500 4 1000 100 250-350
5 4 8 250 свыше 850 4 2000 150 свыше 600 4 1000 125 свыше 400

2.4. Оценка этапов производится исходя из:

  • тактической и технической сложности <Т> (в баллах);
  • физической сложности <Ф> (в баллах);
  • степени реальности <Р> - коэффициент;
  • степени автономности работы <А> - коэффициент;
  • условий прохождения этапа в режиме спасательных работ (с пострадавшим) <С> - коэффициент.

Оценка этапа в баллах будет равна: (Т+Ф) х Р х А х С.

Указанный подсчет справедлив при соблюдении зачетной протяженности этапов (таблица 2).

2.4.1. Тактическая и техническая сложность - <Т>

  • этап не требует специальных знаний - 25 баллов;
  • требуются простейшие знания и навыки в технике страховки, индивидуальные навыки для преодоления данного препятствия - 50 баллов;
  • требуется владение набором стандартных приемов страховки, самостраховки, тактических схем прохождения - 75 баллов;
  • требуется владение в полном объеме средствами и приемами техники прохождения и страховки на данном типе препятствий. Есть необходимость выработки тактики прохождения самостоятельно - 100 баллов.

2.4.2. Физическая сложность - <Ф>

  • этап не требует общей физической подготовки - 0 баллов;
  • требования на уровне ОФП - 25 баллов;
  • требования на уровне СФП - 50 баллов;
  • нагрузки высокие, доступные хорошо подготовленному спортсмену - 75 баллов;
  • предельно высокие нагрузки, требующие полного напряжения моральных и физических сил спортсмена - 100 баллов.

2.4.3. Степень реальности этапа - <Р>

  • этап ставится на реальном препятствии, параметры и условия этапа соответствуют действительности: реальная опасная зона; крутизна склонов; глубина оврага (каньона) - 1;
  • этап ставится на реальном препятствии, но параметры не соответствуют условиям, т.е. опасная зона, крутизна склонов и т.п. - условные - 0,8;
  • реальное препятствие отсутствует, этап ставится полностью на условном рельефе - 0,5.

Примечание:
Оценка тактической и технической сложности, степени реальности этапа и требуемой физической подготовки участников для успешного и безаварийного прохождения данного технического этапа (п.п. 2.4.1, 2.4.2 и 2.4.3) проводится начальником дистанции совместно с инспектором дистанции, а для дистанции 5 класса и представителем МКК России. По результатам оценки составляется совместный протокол.

2.4.4. Автономность работы участников - <А>

  • полная автономность, полное самонаведение и отработка этапа - 1. При этом наличие судейских петель, неразъемных карабинов, повешенных в целях сохранения экологии окружающей среды, а также наличие верхней судейской страховки не снижает автономности работы участников;
  • наличие судейского оборудованного этапа: точки промежуточного крепления перил и страховки, подводные и накопительные перила и прочее - 0,8;
  • частичное использование судейского снаряжения на этапе (перила, страховка и другое снаряжение) - 0,5;
  • участники проходят полностью подготовленный судьями этап - 0,3.

2.4.5. Режим спасработ - <С>

С - работа в режиме спасработ 1,1-1,25, при этом:

  • С = 1 - работа без пострадавшего;
  • С = 1,1 - движение с пострадавшим по простому рельефу и участку до 100 м;
  • С = 1,25 - работа с пострадавшим на протяжении всего этапа. При этом коэффициент определяется в зависимости от технической сложности этапа.

2.5. При определении суммарной сложности дистанции добавляются баллы за протяженность дистанции <Д>, где 1 км оценивается в 20 баллов.

При этом, если движение осуществляется по карте (ориентирование) на баллы за протяженность вводится коэффициент - 1,2.

В результате сумма баллов за всю дистанцию определяется по следующей формуле:

(Т+Ф) х Р х С всех этапов + Д х К.

2.6. Для оценки правильности действия команд или участников на дистанции вводится система штрафных баллов (см. табл. 2)

2.7. Основные параметры и характеристика препятствий приведены в табл. 3.

Таблица 2
Базовая система штрафных баллов на этапах
1.Невыполнение условий прохождения дистанции и невыполнения требований судьи по обеспечению безопасностиснятие
2.Не восстановленная потеря судейской или командной страховки (по условиям)снятие
3.а) Срыв участника с повисанием на судейской страховкеснятие
б) Срыв участника с повисанием на командной страховке10
4.Использование опоры за ограничением10
5.Использование судейской страховки как точки опоры10
6.Срыв, снос течением и т.д. (по условиям)10
7.Потеря основного и другого снаряжения (по условиям)1-10
8.Падения пострадавшего10
9.Касание, намокание (подтапливание) при навесной переправе участника, груза (по условиям)1-10
10.Изменение тактики, способа и порядка движения от заявленного (по условиям)1-10
11.Прекращение или отсутствие страховки, самостраховки6
12.Пропуск пункта промежуточной страховки6
13.Неправильное выполнение технического приема оговоренного в условиях6
14.Травма по вине команды не исключающая движение команды6
15.Неправильная страховка, самостраховка (по условиям)3
16.Оказание помощи пострадавшим3
17.Неправильно завязанный узел3
18.Ошибка при ориентировании (по условиям)1-10
19.Незамуфтованный карабин1
20.Одиночное касание рельефа (воды) за ограничением (в опасной зоне)1

2.8. В отдельных случаях судейская коллегия может оговорить в Положении или в Условиях проведения соревнований некоторые изменения в систему штрафных баллов, но эти изменения должны быть сообщены командам заранее.

2.9. При подсчете результатов команд баллы переводятся в секунды из расчета 1 балл = 30 сек при достаточно длинной дистанции (свыше 30 минут расчетного времени) и 1 балл = 10-25 с при более короткой дистанции, но цена одного балла должна быть объявлена до старта первой команды (участника).

3. Порядок проведение соревнований.

3.1. Соревнования проводятся в соответствии с пунктом 12 "Общие положения".

3.2. Прохождение дистанции по условиям может быть с заявленной тактикой преодоления всех препятствий или отдельных этапов. Заявка на тактику может включать описательную часть, схему прохождения, схему или описание выполнения технических приемов и т.д. Заявка подается в сроки, оговоренные в условиях.

3.3. Основные принципы определения результатов регламентируется п.16 "Общие положения".

3.4. На всей дистанции или на отдельных этапах может устанавливаться контрольное и оптимальное время. Контрольное время устанавливается для ограничения времени работы команд (участников) (см. 12.4. "Общие положения"). Оптимальное время устанавливается как среднее время прохождения этапа (дистанции) судейской командой или путем экспертной оценки, но оно не может быть меньше чем в 2 раза контрольного времени.

3.5. Для обеспечения прохождения дистанции в Положении или в Условиях указываются либо минимальный список снаряжения, либо предварительные характеристики этапов дистанции.

3.6. Результат прохождения дистанции командой или участником, как правило, определяется:

  • на технической дистанции суммой времени прохождения дистанции и штрафных баллов, полученные за ошибки на этапах;
  • на тактико-технической дистанции суммой времени работы на отдельных этапах, штрафных баллов за технические ошибки и времени превышения оптимального времени как на этапах, так и на всей дистанции. Допускаются и другие методы подсчета результатов, не противоречившие п.16 "Общие положения".

3.7. Общий результат команд по всем дистанциям соревнований определяется согласно Положению о соревнованиях.

Таблица 3
Таблица параметров и характеристик этапов
Этапы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Перевал
Подъем
Спуск
Простые травянистые, осыпные склоны до 30°, Lп=20м, Lс=20м; страховка альпенштоком или судейской веревкой. Простые осыпные, снежные, скальные склоны до 30°, крутые травянистые склоны 40°, Lп=30м, Lс=30м; страховка судейской веревкой до 2-х точек опоры. Несложные скалы, осыпные, снежные склоны от 20 до 45°, страховка веревкой обязательна; Lп=50м, 3-5 точки опоры, Lс=40м; навешивание веревок командой. Скальные снежные, ледовые склоны крутизной от 30° до 45°, Lп=40-60м, 6-8 точек опор, Lс=60м, 2 веревки; Допускается подъем и спуск по вертикальным скалам средней сложности Lп=Lс=8-10 м Скальные, снежные, ледовые склоны крутизной до 45°, скальные стенки 10-15 м, ледопады средней сложности, Lп=Lс=40-60м, 2 веревки подряд спуск дюльфером, подъем по вертикальным скалам 10-15м
Переправа Через реку, глуб. 0,4 м, V=0,5м/с, овраг по бревну, Lпер=5-10м, Новрага до 3м, бревно жесткое, перила судейские Через реку, глуб. О,6м, V до 0,6м/с, овраг по бревну Lбр=6-10м, Новрага=3-5м, бревно жесткое, перила командные. Параллельные веревки (перила) Lпер=10-20м, перила судейские Через реку, глуб. 0,8м, V до 1,5м/с, овраг по бревну Lбр=7-10м. Новрага=3-5м, бревно качающееся, перила командные. Параллельные перила. навесная переправа, натяжение и организация страховки командное Lпер=15-25м. Через каньон, реку глубиной 0,8-1,2м, Lпер=6-8м, укладка бревна командой, перила командные. Через реку глубиной 0,8м, v=2-3 м/с, Lпер=30м, организация страховки и навешивание перил командное, 1-ый участник команды переправляется на плавсредствах или вплавь Через каньон Lпер=7-10м, укладка бревна командой, страховка и перила командные. Через реку, глубиной 0,8 и более м. V=3 м/c, Lпер=35м, организация страховки и навешивание перил командное, 1-ый участник команды переправляется на плавсредствах или вплавь
Каньон
траверс осыпного, травянистого, скального склона над рекой с переходом на другой берег
Травянистый склон, не крутой. Страховка альпенштоком Lтр=20-30м Травянистый, осыпной склон 20-25°, Lтр=40-50м, страховка альпенштоком Травянистый, осыпной, скальный склон 25-30°, Lтр=35-40м. страховка веревкой навешенной судейской бригадой на длине 10-15 м; остальной участок страховка альпенштоком Скалы средней сложности, Lтр=35-40м страховка командная, промежуточных точек 5-7. Скалы труднопроходимые (неудобные точки опоры), возможны участки льда, Lтp=35-40м страховка командная, промежуточных точек 5-8.
Болото Вязкие участки, прохождение по кочкам либо индивидуально с промером альпенштоком Глуб=0.2 -0.4м; Lб=6-10м Кочки, окруженные водой. Прохождение индивидуально. Lб=10-15м Глубокие вязкие болота, необходима укладка жердей 3-5 пролета. Работа всей команды. Lб=8-15м; Lж=2-3м Глубокие вязкие болота, необходима укладка жердей 4-6 пролетов. Работа всей команды. Lб=15-20 м; Lж=3-4 м Глубокие вязкие болота, необходима укладка жердей 6-8 пролетов. Lб=30-40 м; Lж=4-5 м.
Растительный покров, завалы Густой подлесок, отдельно поваленные деревья. Lуч=30-40м Густой подлесок. Возможен небольшой завал. Lуч=40-60 м Завалы деревьев, возможны крупные камни, иногда требуется помощь других участников команды. Lз=10-20м Завалы деревьев, крупные камни. Lэ=20-40м. Гимнастическая страховка для всех участников команды Завалы деревьев, крупные камни. Lэ=40-50м. Гимнастическая страховка для всех участников команды
Снежный участок. Ледовый участок Снежный покров. Глуб.=0,1-0,3 метра. Крутизна до 30° Раскисший снег. Глуб.=0,5м. Крутизна до 20° Лед с шероховатой поверхностью. Крутизна до 20° Лед с шероховатой поверхностью крутизна участка 20-30°. Lуч=40м. 1-ый участник движется на кошках. Далее организуется командная страховка. Лед гладкий. Крутизна до 45°. Lуч=40 м. Страховка веревкой командная
Ориентирование Движение по азимуту, нахождение точек стояния, движение по легенде. Движение с использованием карты в заданном направлении по легенде. То же самое. что и во 2-м классе по пересеченной закрытой лесом местности. Движение с использованием карты по пересеченной местности, закрытой лесом с нахождением сложных КП.
Lop.=1-3 км Кол-во КП 4-5
Lop.=2-4 км
Кол-во КП 4-5
Lop.=3-5 км
Кол-во КП 5-6
Lop.=5-7 км
Кол-во КП 6-8
Lop.=6-8 км

Источник: Туристско-Спортивный союз России



Клуб хронических водников Баннеры на нашем сайте

©1999-2019Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
Хостинг - «Информационное агенство IF»
Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

Дата обновления: 25.11.2009