О Т Ч Е Т
о лыжном туристском путешествии
пятой категории сложности
по Полярному Уралу,
(семинар повышения квалификации членов МКК г. Набережные Челны)
совершенном с 17 апреля по 3 мая 1977г.
под руководством Дятлова Л.М.
Казань 1977
1. Справочные сведения
1.1. Справочные сведения о путешествии
1.2. Список участников похода
1.3. Организация путешествия
2. График движения и техническое описание маршрута
3. График движения группы
4. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
5. Приложения
5.1. Список личного снаряжения
5.2. Групповое снаряжение
5.3. Планируемая и фактическая раскладка продуктов
5.4. Рекомендуемое меню на день
5.5. Походная аптечка
5.6. Ремонтный набор
5.7. Смета расходов похода
Вид туризма: лыжный
Категория сложности: пятая
Район похода: Полярный Урал
Количество участников: 6 человек
Продолжительность маршрута: 17 дней
Протяженность маршрута: 297 км
Нитка маршрута:
Cт. Елецкий - р. П. Кечь-Пель - р. Л. Харута - г. Пай-Ер (рад. выход) - пер. Высотный - р. Бур-Хойла - р. Мал. Хараматалоу - пер. Обманный - р. Хараматалоу - р. Макар-Рузь - пер. Собьский - ст. Полярный Урал - руч. Леквож - руч. Манитошор - г. Пендирмапэ (рад. выход) - Безымянные перевалы - р. Нияю - руч. Хрустальный - пер. через хр. Мал. Пайпудынский - р. Бадьяшор - пер. через хр. Бол. Пайпудынский - руч. Дьявольский - р. Бол. Пайпудына - пер. Безымянный - Пр. приток р. Б. Харбей - р. Бадьюган - г. Ханмей (рад. выход) - пер. Безымянный - р. Б. Ханмей - пер. Медвежий - руч. Медвежий - ст.129 км.
1.1. Справочные сведения о путешествии
В плане маршрут путешествия представляет из себя как бы латинскую юукву "S" в зеркальном изображении.
Маршрут начинается со ст. Елецкий Северной железной дороги. Делает южный полукруг по Собьскому горному массиву с рейдом для восхождение на г. Пай-Ep,. по восточному ребру с перевала Пайерский; затем маршрут проходит через перевал Высотный в долину р. Бурхойла и р. Мал. Хара-Маталоу. Из долины р. Мал. Хара-Маталоу через пер. Обманный в долину р. Хара-Маталоу.
По долинам рек Степан-Рузь и Макар-рузь через Собьский перевал туристская группа заканчивает южную половину маршрута выходом к железной дороге на ст. Полярный Урал, общая протяженность первой части маршрута составляет 143 км, продолжительность 9 дней, ходовое время 56 часов 55 минут, средняя скорость группы с учетом восхождения равна 2,5 км/час, без учета восхождения - 2,7 км/час. Высшая точка на которую поднималась группа равна 1499 м (г. Пай-Ер).
Северная часть маршрута начинается со ст. Полярный Урал; группа двигается на север, пересекая ручьи Леквож и Манитошор. Затем следует рейд для восхождения на г. Пендирмапе. Группа совершает восхождение не с долины р. Нияю, а от ручья Манитошор, т.е. по С.-С.-З. гребню, далее, пересекая в восточном направлении через Безымянные перевалы Малый Пайпудынский хребет и с р. Бадьяшор - Б. Найпудынский хребет, группа достигает тракта, следуемого вдоль р. Бол. Пайпудына. Пересекает их вновь в восточном направлении и , перейдя пер. Безымянный, попадает в долину правого притока р. Бол. Харбея - в долину р. Бадьюган.
Следует рейд для восхождения на г. Ханмей по ее северному ребру. Затем, продолжая движение на юг к железной дороге, с верховья р. Бадьюган через Безымянный перевал группа выходит в широкую дойну р. Бол. Ханмей, следует переправа через р. Бол. Ханмей, пер. Медвежий, спуск к ручью Медвежьему, к железной дороге (линейному ориентиру). Маршрут заканчивается на ст.129 км Северной железной дороги. Северная часть маршрута имеет протяженность 154 км, пройдена за 8 дней, чистое ходовое время группы составляет 52 часа 10 минут, средняя скорость с учетом восхождения 3,5 км/час, без восхождения - 3,2 км/час.
Итак, общая протяженность описанного маршрута в пределах 300 км (297 км), продолжительность 17 походных дней при наличии трех неполных дневок. Одной запланированной дневки и двух неполных дневок (по причине непогоды).
Часовая нагрузка на один рабочий ходовой день 7 часов (109 часов / 15 дней равняется 7 часам).
До начала движения по маршруту на ст. Полярный Урал была совершена специальная заброска продуктов питания и части снаряжения для прохождения группой второй половины маршрута.
А также, до того как непосредственно начать поход, все участники путешествия в течение 2-х дней, базируясь на ст. Елецкий, прошли активную акклиматизацию. Полностью бил выполнен учебный план семинара по повышению квалификации членов МКК.
С участниками семинара, кроме более широкого ознакомления их с районом путешествия, были проведены занятия по топографии, по способам определения места нахождения по карте и по местным ориентирам, по тактической оценке лавиноопасностей преодолеваемых склонов, выбору безопасности пути, вопросам тактики преодоления лавиноопасных склонов.
Этими же целями объясняется и несколько своеобразное начало маршрута: вместо, казалось бы, естественного азимутального прохода со ст. Елецкий - р. Хорута - г. Пай-Ер, группа в начале была заброшена на вездеходе (по трассе Ленинградской геологической партии) на юго-запад до переправы через р. Пр. Кечь-Пель (33 км) с последующим проведением там практических занятий и движения вдоль отрогов, склонов Собьского массива на протяжении всех 36 км до базового лагеря под Пай-Ером (фото 2, 3, 4).
Маршрут был консультирован членом ЦМКК Лукояновым П.И. во время его пребывания на КамАЗе в Набережных Челнах.
Центральная маршрутно-квалификационная комиссия 23 марта 1977 года, рассмотрев заявочные материалы, дала разрешение на совершение данного путешествия, заявленного на V категорию сложности.
В поход должно было пойти семь человек. На семь участников похода были даны сведения в КСС города Сыктывкара. По участник похода Иванов В.Д. в последний момент, когда вся группа уже проходила акклиматизацию на ст. Елецкий прислал телеграмму, чтобы группа его не ждала и уходила без него. Как оказалось, он был задержан на работе.
Об изменении состава группы перед выходом группы на маршрут было сообщено 17 апреля 1977 года в КСС г. Сыктывкара. Группа совершила путешествие в составе шести человек.
№ п/п | Ф.И.О. | Основная и общественная работа | Туристский опыт (в лыжных путешествиях) | Обязанность в группе |
1 | Дятлов Лев Михайлович | адвокат, председатель ОМКК | Полярный Урал, 1954г., V к.с., участник (руководитель Болдарев С.Н.) Приполярный Урал, 1958г., V к.с. (г.г. Сабля, Народа, Манарага), руководитель Кольский п-ов, 1960г., V к.с. (Краснощелье, Рамтундра, Хибины, Лавозеры), руководитель Хибины, Лавозеры, 1975г., сбор инструкторов, руководитель | руководитель |
2 | Кузнецов Владимир Федорович | КамАЗ с 1974 г., член МКК Наб. Челнинского городского клуба туристов | Хибины, Лавозеры, 1975г., III к.с., участник семинара Саяны, 1976г., IV к.с., участник Всесоюзного семинара Полярный Урал, 1976г., IV к.с., руководитель | отв. за карты (штурман) |
3 | Кузнецов Геннадий Федорович | КамАЗ, слесарь-ремонтник, член правления клуба | Полярный Урал, 1976г., IV к.с., участник Колььский п-ов, 1977г., III к.с., Всесоюзный семинар инструкторов-методистов Южный Урал, 1977г., II к.с., руководитель | отв. за снаряжение, ремонтник |
4 | Колясников Юрий Григорьевич | КамАЗ, инженер, член МКК, основатель клуба туристов автозавода | Хибины, Лавозеры, 1975г., III к.с., семинар инструкторов туризма Северный Урал, 1973г, II к.с., участник Альплагерь "Баксан", 1976г. | отв. за кино-фото |
5 | Лебедев Анатолий Александрович | КамАЗ с 1971 г., инженер-конструктор, член МКК | Южный Урал, Северный Урал, 1975г., II к.с., руководитель Приполярный Урал, 1976г., IV к.с., участник | завхоз |
6 | Ганко Станислав Петрович | КамАЗ с 1974 г., водитель-испытатель, член правления клуба | МАССР, 1974г., II к.с., участник Хибины, Лавозеры, 1975г., III к.с., участник семинара инструкторов ТАССР Приполярный Урал, 1976г., II к.с., руководитель | медик, финансист |
Данное лыжное путешествие пятой категории сложности планировалось городским клубом г. Набережные Челны, как практическое завершение семинара членов МКК по повышению их квалификации и как поощрение их за активную туристскую работу по развитию массового туризма на КамАЗе. Пять участников похода в разное время уже путешествовали по Приполярному Уралу, двое из них были на Полярном Урале. Участник похода Кузнецов В.Ф. в 1976 году руководил группой, которая путешествовала по маршруту четвертой категории сложности в районе г. Черной с восхождением на г. Ханмей.
Данный район Полярного Урала представляет большой интерес в туристском отношении, поэтому привлекает к себе с каждым годом все большее и большее количество туристов-спортсменов, видимо все это повлияло на выбор района путешествия, а также и на разработку самого маршрута похода.
Очень ценными при разработке маршрута оказались консультации, картографический материал, фотографии любезно предоставленные т. Лукояновым туристам КамАЗа во время его пребывания в Набережных Челнах.
Идея заблаговременной заброски продуктов на середину маршрута по железной дороги до ст. Полярный Урал себя полностью оправдала. Также тактически правильным решением было начать маршрут именно с южной половины, все это способствовало как выполнению графика путешествия, так и удачному завершению маршрута в целом, независимо от очень сложных метеорологических условий, в которых оказалась группа (в том числе и другие туристские группы) в связи с очень ранней весной 1977 году на Полярном Урале.
Группа при планировании маршрута брала на себя задание ЦМКК проверить возможность восхождения на г. Пай-Ер по ее восточному ребру непосредственно с Пайерского перевала. Было новым еще неописанным в отчетах (просим извинить, если наши сведения оказались неточными) прохождение туристской группы через хребты Мал. Пайпудынский и Бол. Пайпудынский через указанные выше Безымянные перевалы, а также окончание похода взятием перевала Медвежьего в условиях ранней весны, почти в межсезонье.
Группа к началу похода была отлично экипирована (удобные авараги), снаряжена - все имели окантованные лыжи "Бескид", проверенные лыжные крепления, палатку собственной конструкции, сшитую из парашюта. Отлаженное на тренировках приготовление пищи на "шмелях" - тандемом, отличная лыжная подготовка участников похода.
Все участники путешествия к 1977 году уже являлись участниками семинаров, проводимых Центральным советом, а также Татобластным советом по туризму и экскурсиям, поэтому их знания, навыки, приобретенные во время учебных и практических занятий, способствовали успешному прохождению всей группы в целом заявленного маршрута.
2. График движения и техническое описание маршрута
1. Акклиматизация перед походом. На Ленинском субботнике |
Прибыв на ст. Елецкий 15 апреля 1977 года участники группы провели в течение 2-х дней активную акклиматизацию. Акклиматизация, как необходимое условие перед началом похода, была запланирована еще при разработке маршрута.
По просьбе зам. начальника партии Ленинградской экспедиции по цветным металлам тов. Федулова Бориса Ивановича, группа приняла участие в Ленинском субботнике, помогла откопать от снега и завести оставленную на зиму технику партии - два вездехода и трактор. Двое участников за один день сумели сделать заброску продуктов и снаряжения на ст. Полярный Урал и вернуться обратно.
17 апреля группа начала движение по маршруту. Как уже было сказано выше, удалось воспользоваться предложением тов. Федулова Б.И. Около 33 км участники проехали на вездеходе по трассе через высотки 134, 143, 191, миновали высоту 391 (западнее) и сошли у берега реки Левый Кечь-Пель. Вездеход спускаться к реке не рискнул, побоялся завязнуть в глубоком мокром снегу при подъеме во время возвращения.
Встав на лыжи и поднявшись от реки на юг, группа взошла как бы на панорамный пункт. Весь Собьский горный массив, его северные отроги и склоны, вершины были хорошо видны и по ним удалось быстро войти в карту, сориентироваться.
Провели следующее занятие. Зная местное время, с учетом солнца определили магнитное склонение - оно для данного района составило 23°.
Сориентировав карту по двум хорошо видимым вершинам по в.1019 и в.1028 путем обратной засечки определили место своего нахождения.
Сверили склонение по карте - оно оказалось в пределах только что определенного.
2. Северные отроги Собьского массива. В центре - г. Пай-Ер |
Данное занятие дало возможность всем членам группы, а не только руководителю, как говорится "войти в карту". Познакомиться уже в первый день похода с особенностью рисовки карты, наглядно увидеть и оценить высоту вершин, крутизну склонов, характерную рисовку (фото 2, 3, 4) и т.д.
С обзорной точки хорошо были видны не только названные вершины, но и северо-западное ребро Пай-Ера, северные отроги массива.
3. Первая ночевка |
Взяв азимут 57° группа начала движение вдоль склонов и отрогов массива, пересекая притоки рек Среднего Кечь-Пеля и Правого Кечь-Пеля.
Через два дня пути, т.е. 18 апреля группа без особых затруднений, придерживаясь высоты, вошла в долину притока реки Лев. Харута. Спустилась на озеро и метров 200 поднявшись на гряду из камней, организовали лагерь (фото 4).
5. Шквальный ветер - необходима стенка (первая база) |
19 апреля во время сильного ветра строили стенку. Была объявлена дневка.
В 14:30 сходили на разведку перед восхождением. Ходили без лыж через Пай-Ерские ворота и дошли лишь до 2-го озера. Туман сократил видимость. Вернулись.
Кругом наст, местами фирн, идти без лыж можно, но кошки взять необходимо.
9. Восхождение на г. Пай-Ер |
7. Восхождение на г. Пай-Ер |
20 апреля - день восхождения на г. Пай-Ер по ее восточному ребру с перевала (схема стр. 10).
Подъем в 2:00. Выход в 3:30. Температура -14°С. Ясно. Полное безветрие. Идем без лыж. В 4:00 были у первого озерка, в 4:40 подошли под перевал. В 5:45 поднялись на перевал. Сняли записку туристов г. Архангельска, оставили свою. Наметили маршрут восхождения. Он не вызывает споров и сомнений, гребень вырисовывается четко. Начало проглядывать солнце. Температура +8°С. Слева у гребня почти отвесная стена, метров 400-450 вниз; справа - крутой заснеженный склон. Крутизна склона в пределах 40-50°. Местами идем со страховкой, прижимаясь к огромным камням (и скалам, в 2-х местах навешивали перила).
12. Восхождение на г. Пай-Ер |
11. Восхождение на г. Пай-Ер |
Последний предвершинный взлет, он заснят на фотографии (фото 12), метров 200-300. Очень круто. Градусов 50. Но снег твердый, проваливается лишь под ступней. Идем след в след.
В 9:00 поднялись на вершину к туру. Погода отличная. Ясно.
Полное безветрие. Температура -2°С.
Отсняли отличную круговую панораму. В туре сняли записку Московских туристов (клуб туристов МТС ДСО "Спартак") под руководством Мездрикова, которые были на вершине 11 апреля 1977 года в 18.00.
13. На память о восхождении на Пай-Ер |
Оставляем свою записку и в 9:45 начинаем спуск, пока еще снег не растаял и опасности срыва меньше.
В 11:15 спустились на перевал. Поднялся южный ветер.
В тот же день в 14:50 начали движение в глубь долины под перевал Высотный (фото 15).
В 16:20 поставили палатку возле огромного, высотой 4 метра камня. Поднялся сильный ветер. Попытались поставить стенку, но наст до того оказался плотным, что его не брала даже ножовка.
16, 17. Подъем на кошках на пер. Высотный |
В 6:10 следующего дня начали подъем на перевал Высотный Высота перевала 1100 метров, а крутизна склона 25-35°. Сразу же одеваем кошки, лыжи под клапаном рюкзака. Подъем тяжелый. Через 10-15 минут 2-3 минутная остановка. Снег уже размяк, и каждую ступеньку приходиться проверять. Кошки хоть и набиваются снегом, но держат хорошо и надежно (фото 16, 17).
В 7:45 поднялись на перевал. Сильный южный ветер поднимает поземку, видимость ограниченная. Поискали тур, но не нашли, решили записки не оставлять.
В 8:00 начали спуск с перевала. Спуск крутой, это южный склон, сырой снег подлипает на кошки. Кошки уже не держат, а наоборот, создают большую площадь скольжения. Очень опасно, когда после рыхлого снега нога ступает на твердый фирн или лед. Срыв почти неминуем. Снимаем кошки и рубим (бьем) ступени, идем осторожно, не замечаем веса рюкзаков.
В 8:30 спустились с перевала. Долина рек. Бур-Хойли, Мал. Хара-Маталоу имеют наледи, в некоторых местах уже выступила вода. По льду идти можно на лыжах - нет подлипа. По берегу - подлип. На перевале между долинами рек Бур-Хойла и Мал. Хара-Маталоу совершенно уже нет снега. Идем по каменистой осыпи - лыжи в руках.
Взятие перевала Обманного
29 апреля подъем в 4:00. Пасмурно. По притоку р. Мал. Хара-Маталоу начинаем подъем на перевал. Перевала не видно. Рельеф сложный. Придерживаемся дна долины. Поднимаясь выше, ориентируемся на азимут, впереди сплошная горизонтальная линия, никакой перевальной выемки.
Ориентировку усложняет начавшийся в 8:00 обильный снегопад. Сильнейший подлип, видимость 600-800 метров. В 9:00 снегопад кончился, а в 10:00 на горы стал наползать густой туман.
20. Вид с пер. Обманный на долину р. Хараматалоу |
В 11:30 поднялись на перевал. Но полной уверенности в этом нет. Так как видимость сократилась до 200 метров. Ставим палатку. Дальше идти нельзя.
В 13:30 разыгралась пурга. Начался шквальный ветер, который не прекращался в течение 23 часов, видимость была нулевая.
Лишь на другой день в 10:00 ветер вдруг прекратился, и все стихло, засветило яркое солнце. Температура +4°С.
21. Озеро в верховье р. Хараматалоу |
Оказалось, что мы действительно на перевале, но прямо по ходу спускаться нельзя. Очень круто. Слева хорошо виден перевал Хара-Маталоу (фото 19).
Проходим в его сторону метров 200-250, одеваем кошки и начинаем спуск. Склон очень крут 30-40°. Но снег тверд и кошки держат отлично. Организуем попеременную подстраховку. Карнизов и надувов нет - одна опасность - возможность срыва. в 12:50 спустились с перевала.
22а. Лавинопасные склоны на ручье |
22. Ручей, впадающий в р. Хараматалоу |
В 14:00 начали движение на лыжах до р. Хара-Маталоу. Большой уклон. Местами ущелье суживается. Следует быть особенно внимательным. Видны снежные конуса, следы небольших лавин (фото 22, 22а).
На реке Хара-Маталоу сплошные наледи, берега практически без снега. На наледи вода, идем прямо по воде (фото 23-26).
В 19:10 встретили туристов их г. Тулы (руководитель м/с Малахов В.Б.).
24. Долина р. Хараматалоу |
23. Долина р. Хараматалоу |
По долинам рек Степан-Рузь, Макар-Рузь шли по руслу рек. Снега мало, он мокрый. Нет скольжения, но нет и подлипа. При переходе с долины реки Степан-Рузь на восток в долину р. Макар-Рузь несколько балок, оврагов. Берега их имеют большие снежные надувы, карнизы, полки, готовые рухнуть в любую минуту, эти опасные места проходили поочередно с большим интервалом.
25. Долина р. Хараматалоу |
25 апреля вышли на перевал Собьский. Трудности в ориентировке не было. Г. Черпая - как маяк. На перевале группу застал густой туман, в тумане разошлись в 100 метрах с туристской группой из Перми, в этом же месте встретили московскую группу Спартака (рук. Доронин).
После полудневки на ст. Полярный Урал (просмолка лыж и ботинок, загрузка продуктами) 26 апреля начали движение по 2-й северной части маршрута. По азимуту вышли на руч. Леквож, затем на руч. Манитошор.
31а. Тур сложенный на вершине Пендирмапэ |
Восхождение на г. Пендирмапэ начали 27 апреля в 9:40 по ручью Манитошор. Полное безветрие. Видимость отличная. Температура +2°С. В 11:30 подошли (все время придерживались дна долины ручья) к юго-западному плечу г. Пендирмапэ (фото 27, 28). Сняли лыжи, в 11:40 по каменистому южному склону начали подъем на плечо. Крутизна 40° (фото 29, 30).
Пройдя плечо в 13:20 поднялись на вершину. Но оказалось, что ярко выраженной вершины нет. По верху идет гребень, представляющий из себя отдельные жандармы высотой от 5 до 10-15 метров, определить без прибора, какой из них является высшей
[страница отсутствует]
Восхождение на г. Ханмей
36. Восхождение на г. Ханмей |
1 мая. Подъем в 5:00. Оставляем палатку и рюкзаки на бивуаке на р. Бадьюган, в 6:50 налегке двигаемся в сторону реки Харбей, чтобы от нее по северному ребру совершить восходе на в. Ханмей. Сильный ветер. Температура +2°C, в 9:00 подошли к подножью. В 10:00 сняли лыжи, начали подъем на северное ребро, крутизна склона 30-35°. Склон сплошь каменистый. Поднялись по склону на ребро, представляющее из себя каменистую осыпь средней величины. 2,5-3 км идем по ребру, в 11:40 подошли к началу крутого каменистого взлета. Преодолев этот участок, в 12:40 вышли на предвершинное плато, площадку 50x100 метров. Последний крутой взлет метров 70-100 покрыт фирновым твердым снегом, рубим ступени. В 13:00 вершина взята. Видим тур. В нем записка группы туристов Московского Дома комсомольца (руководитель Авдеева В.П.). Из записки нельзя понять когда было совершено восхождение - она не имеет даты (фото 35, 35а, 36).
Оставили свою записку и начали спуск, в 14:50 подошли к лыжам, а в 15:30 скатились к Б. Харбею.
2 мая - 16 день похода
37. Снежный мост на р. Б. Ханмей |
Пасмурно. Дует сильный ветер. К 10:30 немного утихло. Начали движение вверх по долине р. Бадьюган, в конце долины видно два перевальных понижения, нам нужно левое, в 13:00 поднялись на перевал (Безымянный).
Крутой опасный длинный спуск. Прижимаемся к северному склону, твердый наст и меньше опасности спустить лавину, в 15:00 скатились к р. Прав. Хаймайсор. В 17:00 дошли до долины Большого Ханмея. Река уже вскрылась и освободилась полностью ото льда. Лишь местами имеются снежные мосты, но они опасные, могут рухнуть (фото 37). Ищем понадежнее - осторожно переходим - оставлять переправу на завтра еще рискованнее - можно вообще не переправиться. В 18:00 встали на бивуак.
39. Подъем на пер. Медвежий. Вид на долину р. Б. Ханмей
| 41. На ст. 129 км
| |
3 мая. 17-й - последний день похода
Подъем в 4:00. Выход в 6:00. Температура +6°С. Надо спешить выйти на перевал, низом идти опасно: снег набух, карнизы висят (фото 38) прямо над головой. Решаем подняться на плато по твердому насту (фото 39). В 8:15 группа на перевале. Предстоит спуск - он самый сложный из всех, предшествовавших перевалов. Каменистый и очень крутой. Крутизна местами достигает 50-60°, метров 200-ти следует идти в кошках (фото 40), которые держат чем ниже, тем хуже - снег становится мягче. Организуем страховку. Идущий первым идет со страховкой и рубит ступени. Так спускаемся в долину ручья Медвежий. Русло ручья протекает в узком ущелье. Спускаться приходится то по одному, то по другому берегу. Постоянно дежурный следит за состоянием склонов. Ущелье становится шире и ручей приводит нас к железной дороге. Через 500 метров группа вышла на ст. 129 км - конечный пункт маршрута (фото 41, 42).
День пути / Дата | Участок пути дневного перехода | Протяж., км | Чистое ходовое время, ч:мин | Характер пути, естественные препятствия, опасные участки | Метеоусловия | Примечание |
1 / 17.04 | ст.Елецкий - р.П.Кечь-Пель | 22 | 4:00 | Преобладает наст, подлип по южному склону реки | в 14:00 t=-2°C, безветрие, солнце | 33 км заехали на вездеходе |
2 / 18.04 | р.П.Кечь-Пель - долина ручья р.Л.Харута - "Ворота Пай-Ера" | 16 | 6:00 | Траверс склона с твердым обдутым настом, много открытых камней. Местами на осыпях снег отсутствует, растаял | в 8:00 t=2°C, в 10:00 t=6°C, в 12:00 t=10°C, сильный ветер, небо затянуло тучами | |
3 / 19.04 | долина ручья р.Л.Харута | - | - | - | в 3:00 t=-13°C, резкий сильный ветер, пурга, видимость 50-70 м в 14:00 пурга почти утихла, видимость 500 м |
с 5:00 до 7:00 поставили стенку |
4 / 20.04 | восхождение на г.Пай-Ер (по вост. ребру с пер.Пайерского) - базовый лагерь - под пер.Высотный | 8 3 |
3:00 1:30 |
Крутизна склона 40-50°. Обледенелые камни. Отвесная стенка. Страховка - перилы. | в 3:30 t=-14°C, ясно, полное безветрие в 9:00 t=-2°C в 14:50 резкий ветер, поземка, подлип |
|
5 / 21.04 | пер.Высотный - р.Бур-Хойла - долина р.Мал.Хараматалоу | 16 | 8:00 | Крутизна склона, нужны кошки, крутой спуск, мокрый снег, на реке поверх льда выступает вода, полыньи, по снегу сильнейший подлип, по каменистой осыпи пешком, лыжи под клапанами рюкзаков | в 4:00 t=2°C, на перевале сильный южный ветер, поземка в 10:00 t=10°C |
|
6 / 22.04 | долина р.Мал.Хараматалоу - пер.Обманный | 6 | 5:20 | Обильный снегопад, густой туман, видимость 200-300 м, отсутствие видимости | в 4:00 t=-4°C в 6:10 t=2°C, снегопад, туман в 13:00 пурга, шквальный ветер в течение 23 часов, поземка, видимость 2-3 м |
Ночевка на перевале |
7 / 23.04 | пер.Обманный - р.Хараматалоу | 25 | 7:20 | Сложный спуск по крутому фирновому склону (кошки, страховка), на реке вода, подлипа нет | в 5:00 ветер сменил направление в 9:45 шквальный ветер утих, t=4°C, яркое солнце в 12:50 t=6°C |
|
8 / 24.04 | р.Хараматалоу - верховья р.Макар-Рузь | 26 | 10:00 | Мокрый снег, у берегов реки полыньи, опасность лавин | в 6:30 t=4°C, безветрие | |
9 / 25.04 | р.Макар-Рузь - пер.Собьский - ст.Полярный Урал | 21 | 6:45 | Дождь, туман, подлип | в 5:00 дождь, густой туман, видимость 50-100 м | |
Итого по южной части маршрута | 143 | 56:55 | ||||
10 / 26.04 | ст.Полярный Урал (полудневка) - р.Леквож | 11,5 | 3:00 | Наст расстаял, приходится торить лыжгю по колено в сыром снегу | в 12:00 t=8°C, солнце, ветра нет | |
11 / 27.04 | руч.Леквож - руч.Манитошор - восхождение на г.Пендирмапэ | 8 14,5 |
1:50 6:00 |
Снег перенасыщен влагой, местами на южных склонах снег сошел, при восхождении - каменистый гребень, жандармы высотой 10-15 м, спуск по крутому склону 35-40° | в 7:15 t=18°C в 10:00 t=20°C, полное безветрие в 15:10 ветерок, по небу пошли тучи |
На вершине в 13:20 |
12 / 28.04 | руч.Манитошор - два Безымянных перевала - верховья р.Нияю | 19 | 7:20 | Дождь, туман, сложность ориентирования, опасность спуска лавин | в 5:30 t=3°C, идет проливной дождь в 7:00 дождь прекратился, подлип, густой туман в 12:50 видимости не стало |
|
13 / 29.04 | верховья р.Нияю - руч.Хрустальный - пер. через хр.Мал.Пайпудынский - р.Бадьяшор - пер. через хр.Бол.Пайпудынский - руч.Дьявольский - тракт - р.Бол.Пайпудына | 28 | 9:00 | Туман с просветом, в ручьях журчит вода, подлипа нет - снег перенасыщен влагой, повышенная опасность схода лавин в узких ущельях, на перевалах снег стаял, на северных склонах фирн превратился в лед. На перевалах местами нет снега. | в 3:00 t=0°C в 8:30 туман рассеялся, ясно, безветрие, t=10°C, на реках поверх льда вода, наледи |
|
14 / 30.04 | р.Бол.Пайпудына - (2 км восточнее) - пер.Безымянный - долина П.притока р.Б.Харбей - р.Бадьюган | 19,5 | 6:00 | Очень тяжелый подъем по глубокому мокрому снегу, перевальное плато полностью без снега, наличие снежных карнизов в ущельях, слееды лавин - особая осторожность | Дождь шел всю ночь, в 7:20 пасмурно, дождь утих, ручьи вскрылись, бурлят в полную силу | |
15 / 01.05 | долина р.Бадьюган (базовый лагерь) - восхождение на г.Ханмей по С.ребру | 16 | 8:00 | Каменистый склон, крутизна 30-35°, движение по ребру (каменистая осыпь). Предвершинный взлет метров 70-100, фирн, местами лед - рубка ступеней | в 6:00 t=2°C, сильный ветер в 13:00 на вершине t=-2°C, видимость хорошая, сильный ветер |
|
16 / 02.05 | р.Бадьюган - пер.Безымянный - р.Б.Ханмей | 23,5 | 6:30 | Лавиноопасность склонов, переправа через р.Б.Ханмей | в 7:00 t=-2°C, пасмурно, сильный ветер, метель, видимость 500 м | |
17 / 03.05 | р.Б.Ханмей - пер.Медвежий - руч.Медвежий - ст.129 км | 14 | 4:30 | Сложный спускс перевала в сторону руч.Медвежьего, крутизна 50-55°, кошки держат плохо, 200-300 м такого спуска. Наличие на южных склонах нависших снежных карнизов, повышенная лавиноопасность, рыхлые снежные мосты, вскрытые ручьи, подлип | в 6:00 t=6°C, ясно, безветрие, ручьи и реки вскрылись | |
Итого по северной части маршрута | 154 | 52:10 | ||||
Всего за маршрут | 297 | 109:05 |
Примечание:
- В протяженность маршрута не вошла вторая половина километража, затраченного на восхождения, что составляет по трем восхождениям (на г.г. Пай-Ер, Пендирмапэ и Ханмей) - 38,5 км.
- Средняя скорость группы составила:
- по южной половине маршрута - 2,6 км/ч
- по северной половине маршрута - 3,5 км/ч
- по маршруту в целом - 3 км/ч.
4. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
Как уже в достаточной степени можно было усмотреть из графика движения группы и технического описания маршрута группа во время путешествия оказалась в достаточно сложных, крайне необычных для данного района и данного времени года метеорологических условиях.
По прибытию на ст. Елецкий, 15 апреля 1977 года участники группы были очевидцами исключительно теплой погоды. Днем температура была +8-10°С. В глубоком снегу лыжи проваливались выше колена. Наст пропал.
Местные старожилы рассказывали, что такого обильного снега и такой ранней весны они не видели уже лет 20.
Предусмотреть заранее подобных необычных погодных условий при разработке маршрута было невозможно. По всем имеющимся туристским отчетам апрель месяц - начало мая на Полярном Урале - это еще зима, со значительными морозными днями, с твердым настом, возможно сильными ветрами, метелями, к таким условиям группа, была готова, но попасть дважды во время похода под проливной дождь - этого заранее предположить было действительно невозможно.
Уже после окончания путешествия нам стало известно, что из-за усложнившихся метеорологических условий, раннего вскрытия ручьев и рек и особенно трудности и рискованности организации переправ через р. Собь несколько туристских групп не смогли закончить своего намеченного маршрута и вынуждены были выходить к железной дороге раньше графика, а участники некоторых групп даже вывозились на вездеходах (две московские группы путешествовавшие по маршруту третьей категории сложности: руководитель Дорский В.И. - клуб туристов Октябрьского района и руководитель Биргер А.).
Ниже следует описать те метеорологические условия в межсезонье, в которых оказалась наша группа, чтобы в какой-то степени о них могли бы знать и их учитывать другие туристские группы, пожелающие впредь прокладывать свои маршруты в данном районе в апреле-начале мая месяце.
1. Температурные колебания
от -14°С в 3 часа ночи 20 апреля перед восхождением на Пай-Ер до +20°С 27 апреля во время восхождения на г. Пиндермапе.
2. Шквальный ветер
порывы которого достигали 30-40 метров в секунду 19апреля в районе ручья р. Лев. Харута (была объявлена дневка). На перевале Обманном 22 апреля, когда ветер длился 23 часа. По словам руководителя тульской туристской группы м/с Малахова В.Б. во время данного шквального ветра их палатка (брезентовая) была сорвана, хотя и была вставлена за выступом скалы и закреплена дополнительными репшнурами (фото 5).
3. Туман
с ограниченной видимостью 4-5 метров. На перевале Обманном он длился 22 часа и группа вынуждена прекратить всякое движение по маршруту. На реке Нияю 28 апреля группу также застал туман и в 12:50 была поставлена палатка, т.к. видимость совершенно прекратилась. Туман рассеялся на следующий день в 8:30 (фото 32).
4. Пурга
в двух случаях, в первом - 19 апреля, когда было отменено восхождение на Пай-Ер и была объявлена дневка, а участники группы были мобилизованы на постановку стенки. И второй случай - при подъеме на перевал Обманный,
5. Дождь
он был также дважды. 28 апреля с 5.30 До 7 часов при переходе из долины ручья Манитошор в верховье р. Нияю и 30 апреля в районе реки Бол. Пайпудына, когда дождь лил всю ночь и утих лишь в 7 часов следующего дня. Наличие дождя было для группы неожиданным. Отличное качество зимней палатки из парашютного материала оказались не приспособленными для укрытия от дождя: пол палатки заливался, намокли коврики и спальники. Днем на ветру все это требовало дополнительной просушки. На просушку палатки уходило минут 45. Сложнее было с одеждой. Лучшей от дождя оказалась штормовка из болоньи.
6. Талая вода на реках,
ручьи со склонов, наледи, опасность перехода снежных мостов по всему маршруту.
7. Отсутствие снега
на южных склонах, местами на перевалах ставит группу перед необходимостью движения без лыж. В этом случае лыжи являются лишь лишним весом и помехой. Двигаясь на лыжах по снежным островкам, трудно выдерживать взятый азимут. Попадая на острые камни, портятся лыжи, а без лыж очень скоро рвутся бахилы (фото 34).
8. Сырой снег
по долинам рек, по берегам, в оврагах еще сохранился снег, его еще много, он глубокий, но совершенно сырой, перенасыщенный влагой.
Торить лыжню по такому снегу физически очень трудно и хотя, как правило, подлипа на сыром снегу не бывает, но группа устает быстрее, поэтому требуются более частые минуты отдыха.
9. Обледенелые склоны
опасны особенно ранним утром, после морозной ночи. Желание выйти со дна оврага, балки на склон, где нет уже глубокого снега, вполне естественное, но следует это делать осторожно и осмотрительно, т.к. движение (траверс) склона, покрытого льдом не только затруднен и утомителен, но и не гарантирует от срыва и падения участника в совершенно казалось бы неожиданном месте.
10. Повышенная лавиноопасность
в межсезонье, когда оттепель сменяется вновь морозными днями и, наоборот; когда метель и пурга образу ют многослойные карнизы и надувы, когда неоднородность снега по кристаллизации вполне очевидна и опасным становится каждый покрытый снегом склон (почти независимо от крутизны). В этих случаях не следует пренебрегать даже перестраховкой и применять весь арсенал правил преодоления лавиноопасного участка, склона, требовать от участников маршевой дисциплины, назначение наблюдателя склона, строгого сохранения оптимального интервала. Необходимо иметь лавинное оборудование и правильно его распределить среди участников.
Особенно опасными в лавинном отношении на маршруте оказались склоны по ручью Дьявольскому и Медвежьему (фото 22, 22а, 38).
О режиме дня
Необходимость учитывать особенности метеорологических условий, заставила группу с первых же дней похода выработать наиболее оптимальный режим чередования сна, нагрузки и отдыха, время приготовлений обедов.
Дежурный просыпался сам в 3 или 4 часа по московскому времени. В течение 40-45 минут он успевал приготовить завтрак -5-литровую кастрюлю калорийной пищи и 3 литра чая или кофе.
Ha завтрак, кроме того, полагалась колбаса, сало. Сухари и пеммикан выдавались без ограничения.
Позавтракав, группа к 4-5 часам утра была готова к движению по маршруту. Выход зависел от погоды. И так каждый день.
На снятие палатки, ее вытряхивание и укладку в специальный мешок уходило примерно 10-15 минут. Такое же время требовалось и на установку палатки.
Обед, как правило, имел место в 13 часов дня. По времени - продолжался 1-1,5 часа. Это был и отдых. Обязательно устанавливалась палатка. Пока готовился на примусах обед - чаи или кофе и перекус, участники похода заходили в палатку, где могли переодеться, переобуться, отдохнуть, что-то починить, отремонтировать и все это не на ветру, а в палатке (светлой и просторной). Иной раз в обеденный перерыв сушилась одежда, коврики, спальники.
После обеда группа, обычно, делала 3-4 перехода по 45 минут и останавливалась на ночлег в 6 вечера.
Таким образом, группе на дневное передвижение нужно было 8-10 часов, с учетом обеда. В этом случае группа преодолевала расстояние чуть более намеченного по графику.
Объективная необходимость увеличения рабочего дня, а также приурочивание дневок и полудневок к дням вынужденной остановки движения по маршруту (ожидание окончания пурги или тумана) должны усматриваться как вынужденная реакция и тактическое решение ввиду усложнившихся и с каждым днем все более усложняющимися погодными условиями.
Отсюда необходимость очень четкого выполнения распорядка дня, мобилизации всех физических ресурсов группы только на грамотное, безаварийное прохождение маршрута, разрешенного ЦМКК.
Этими же причинами (приспособление к местным метеорологическим условиям) продиктовалось принятие решения воспользоваться погожим днем и совершить восхождение на г. Пиндирмапэ на сутки раньше и не с долины реки Нияю, а до пересечения 2-х смежных Безымянных перевалов, с долины ручья Манитошор (фото 27, 28).
Также решался вопрос и с восхождением на г. Ханмей. Восхождение по графику было запланировано на 2-3 мая, после намеченной дневки 2 мая. Но после проливного дождя 28 апреля и 30 апреля утро 1 мая оказалось обнадеживающим - дождя не было, светило солнце, правда, дул ветер.
Было принято, полностью оправдавшее себя решение: сообразуясь с самочувствием участников группы, ограничиться отдыхом, который группа подучила 30 апреля (с 12:30), выйти на восхождение 1 мая.
Не малое значение имел и тот факт, что участник похода Кузнецов Б.Л. осенью 1976 г. путешествовал в этом районе и был знаком с особенностями восхождения на Ханмей.
Успеху похода, как уже указывалось выше, способствовало, прежде всего: серьезный настрой участников группы, их схоженность, отличная специальная лыжная подготовка, знание своих обязанностей в группе и добросовестное их выполнение как до похода, в период подготовки, так и во время прохождения маршрута.
Оправдала себя оригинальная палатка - полупарашют, примуса "Шмели" - их тандем, заброска продуктов и снаряжения на серединный пункт маршрута.
Удачное завершение маршрута является и удачным окончанием семинара членов МКК молодого туристского клуба КамАЗовцев (г. Набережные Челны).
А поход в межсезонье - это опыт. Опыт удачный. Увидеть Полярный Урал в его весенний период, быть свидетелем пробуждения жизни в таком суровом крае, побывать на трех интересных вершинах Полярного Урала не каждому дано. Поэтому желающих путешествовать в этом крае в межсезонье будет все больше и больше.
Надеемся, что наш опыт поможет будущим туристам в правильной подготовке к походу, позволит заранее предусмотреть каверзы погоды, серьезно к ним подготовиться.
Желаем интересных маршрутов. Счастливого пути.
5.1. Список личного снаряжения
№ | наименование | кол-во |
1 | Рюкзак | 1 шт. |
2 | Лыжи "Бескид" | 1 пара |
3 | Палки | 1 пара |
4 | Солнцезащитные очки | 1 шт. |
5 | Бахилы (березентовые) | 1 пара |
6 | Ботинки типа "рабочие" | 1 пара |
7 | Анарага (цветная) | 1 шт. |
8 | Шапочка шерстяная (шапка-ушанка) | 1 шт. |
9 | Штормовой костюм | 1 шт. |
10 | Спортивный шерстяной костюм | 1 шт. |
11 | Шерстяные носки | 2 пары |
12 | Простые носки | 2 пары |
13 | Нательное белье | 1 пара |
14 | Трусы, плавки | 2 пары |
15 | Нож в чехле | 1 шт. |
16 | Компас | 1 шт. |
17 | Спички | 1 шт. |
18 | Непромокаемый вкладыш | 1 шт. |
19 | Миска, ложка, кружка | 1 компл. |
20 | Туалетные принадлежности | 1 компл. |
21 | Варежки, рукавицы | 1 компл. |
22 | Пенопластовый (складной) индивидуальный коврик | 1 шт. |
№ | наименование | кол-во | вес (кг) | примечание |
1 | Палатка шатровая (капрон) установка на лыжах | 1 | 4 | |
2 | Спальные мешки | 2 | 15 | |
3 | Примусы "Шмель" | 2 | 4 | |
4 | Кастрюли | 2 | 2 | |
5 | Половник | 1 | 0,2 | |
6 | Фляжка | 4 | 1 | |
7 | Веревка вспомогательная (35 м) | 1 | 1 | |
8 | Ледоруб | 1 | 1 | |
9 | Снеговая лопата | 1 | 0,75 | |
10 | Ножовка | 1 | 0,3 | |
11 | Ножи снеговые | 3 | 0,3 | |
12 | Фото-, киноаппаратура | 3 фотоаппарата, 1 кинокамера | 7 | |
13 | Бинокль | 1 | 1 | |
14 | Ремнабор | 1 | 5 | |
15 | Медаптечка | 1 | 2 | |
16 | Фонарик | 2 | 0,55 | |
17 | Безмен | 1 | 0,2 | |
18 | Свечи стеариновые | 1 | ||
19 | Сухой спирт | 0,3 | ||
20 | Топливо (бензин): канистра 10 л фляги 4 л фляга 2 л | 1 2 1 | 10 7 2 | Было взято по 10 л на 1-ю и 2-ю части пути |
21 | Паяльная лампа (для эксперимента) | 1 | 4 | Только в первой части пути |
22 | Санки | 1 | 2 | |
23 | Документация (карты, компаса, маршрутка и пр.) | |||
Итого | 72 |
Распределение группового снаряжения.
В санках находилось: 2 примуса - 4 кг, топливо - 10 кг, вес санок - 2 кг.
По участникам групповое снаряжение и продукты питания распределялись следующим образом: у всех было по 19,5 кг, за исключением фотографа - 14 кг, того, кто тащит санки (у него в рюкзаке 9 кг и первоначальный вес санок - 16 кг), а также у руководителя было 17 кг.
Вес индивидуального снаряжения у всех был одинаков и не учитывался.
5.3. Планируемая и фактическая раскладка продуктов
№ | наименование продукта | планировалось на 1 чел. в день, грамм | всего было закуплено продуктов на поход | фактическая раскладка продуктов на 1 чел. в день, грамм |
I | Хлебные изделия | 120 | ||
Сухари | 100 | 20 кг (32 бух.) | 200 | |
Печенье | 20 | 4 кг | 40 | |
II | Крупы, макароны, концентраты | 143 | ||
Рожки (10 раз) | 100 | 9 кг | 150 | |
Геркулес (4 раза) | 83 | 4 кг | 110 | |
Манка (3 раза) | 72 | - | - | |
Рис+пшено (2 раза) | 72 | 2 кг | - | |
Пшеничная (1 раз) | 72 | 1 кг | - | |
Греча (2 раза) | 72 | - | - | |
Концентрат гороховый (6 раз) | 75 | 4 кг (18 бр.) | ||
Супы сухие (16 раз) | 60 | 7,68 (64 пакета) | 120 | |
III | Мясопродукты | 140 | ||
Колбаса п/копченая | 100 | 20 кг | 200 | |
Шпиг | 40 | 10 кг | 100 | |
IV | Масло, молочные продукты | 240 | ||
Масло сливочное | 50 | 8 кг | 80 | |
Сухое молоко | 40 | 9 кг | 90 | |
Пеммикан сливочный | 150 | 23,5 | 235 | |
V | Напитки, сладкое | |||
Сахар (песок, рафинад) | 140 | 19 кг | 190 | |
Конфеты - карамель | 20 | 5 кг | 50 | |
Шоколад (5 раз) | 25 | 1 кг | 10 | |
Какао | 5 | 0,2 кг (2 пач.) | 2 | |
Кофе | 10 | 1 кг (5 бан.) | 10 | |
Чай | 3 | 1,4 кг (28 бан.) | 14 | |
VI | Специи, соль | |||
Соль | 15 | 2 кг | 20 | |
Перец | 1 | 3 пач. | 2 | |
Лаврушка | 4 пач. | |||
Сухие овощи | 3 | - | - | |
Свежий лук | 15 | 3 кг | 30 | |
Свежий чеснок | 1 кг | 10 | ||
Итого | 870 | 156 кг | 1660 | |
Калорийность | 3700 |
Упаковка продуктов питания.
Сухари в матерчатые мешки по 2,5 кг. Часть сухарей была упакована специальным образом: 10 сухариков, завернутых в бумагу, перетянутых резинкой, упаковывали в матерчатые мешки. Таким образом упакованные сухари не ломались и все остались целыми.
Крупы были упакованы в матерчатых мешках.
Колбаса, шпиг, масло сливочное - расфасованное по 300 г укладывалось в кастрюлях.
Сухое молоко хранили в полиэтиленовых и матерчатых мешках.
Пеммикан - в полиэтиленовых мешках.
Песок - в полиэтиленовых и матерчатых мешках.
Сахар-рафинад - в пачках и полиэтиленовых мешках.
Какао, конфеты, чай, шоколад, печенье - в полиэтиленовых мешках, кофе - в банках.
Соль - в пачке, полиэтиленовом мешке.
Лук, чеснок, перец, лаврушка - в матерчатом мешке.
Заготовка продуктов.
Сухaри: хлеб резали на 12 долек, а затем каждую еще на 4 части, т.е. из буханки хлеба выходило 48 сухариков по 13 грамм, таким образом из 1 буханки в 1 кг получается 625 г сухарей.
"Пеммикан сливочный" - высококалорийный продукт на основе сухого молока и сливочного масла, калорийность - 560 ккал/100 г.
Состав: сливочное или топленое масло - 30%, сухое молоко (или детская питательная смесь "Малыш") - 55%, сахарный песок - 10%, какао - 5%.
Способ приготовления: масло растапливается, засыпается молоко, песок, какао. Все тщательно перемешивается, пока не превратится в однородную вязкую массу. Эта масса укладывается в формы и утрамбовывается. Формами могут служить коробки из-под "Малыша", какао и т.п. После застывания на холоде пеммикан готов к употреблению.
5.4. Рекомендуемое меню на день
№ | наименование продукта | кол-во на 1 чел. в день, грамм | калорийность, ккал | кол-во на 6 чел. в день, грамм | примечание |
I. | Завтрак | 330 | 1480 | 1980 | 43% дневного рациона по калорийности |
1. | а) рожки (10 раз) | 100 | 343 | 600 | |
б) или геркулес (10 раз) | 83 | 285 | 500 | ||
в) сухое молоко | 50 | 240 | 300 | ||
г) масло | 50 | 394 | 300 | ||
д) сахар-песок | 25 | 100 | 150 | ||
2. | Сухари (3 сухаря по 13 г) | 39 | 130 | 234 | |
3. | Пеммикан | 33 | 185 | 200 | |
4. | Чай (10 раз) | 4 | - | 25 | |
или кофе (10 раз) | 16,7 | - | 100 | ||
5. | Сахар | 30 | 120 | 180 | |
II. | Обед-перекус | 196 | 825 | 1180 | 24,5% дневного рациона по калорийности |
1. | Колбаса п/копченная | 50 | 150 | 300 | |
2. | Шпиг | 40 | 240 | 240 | |
3. | Сухари (1 сухарик) | 13 | 130 | 78 | |
4. | Печенье, галеты (2 шт.) | 26 | 156 | ||
5. | Пеммикан | 33 | 185 | 200 | |
6. | Сахар | 30 | 120 | 180 | |
7. | Чай | 4 | - | 25 | |
III. | В пути | 36 | 135 | 220 | 4% дневного рациона по калорийности |
1. | Конфеты - карамель | 30 | 110 | 180 | |
2. | Шоколад (5 раз) | 25 | 102 | 150 | |
3. | Глюкоза с витамином "C" | ||||
IV. | Ужин | 300 | 954 | 1790 | 28,5% дневного рациона по калорийности |
1. | а) суп из пакетов (12 раз) | 60 | 210 | 360 (3 пак.) | |
б) или брикет концентрат гороховый (8 раз) | 75 | 247 | 450 (2 бр.) | ||
в) шпиг | 10 | 60 | 60 | ||
г) лаврушка, перец, соль, лук, чеснок | 43 | 256 | |||
2. | Колбаса (можно в суп) | 50 | 150 | 300 | |
3. | Сухари (4 сухаря) | 52 | 174 | 312 | |
4. | Пеммикан | 33 | 185 | 200 | |
5. | Сахар | 40 | 160 | 240 | |
6. | Чай | 4 | - | 25 | |
Итого | 860 | 3400 | 5150 |
Бинт (широкий и узкий), нашатырный спирт, йод, тетрациклин, сульфадимизин, норсульфазол, аспирин, перекись водорода, синтомиционовая эмульсия, анальгин, бесалол, валидол, кофеин, фталазол, левомитицин, лейкопластырь, детский крем, спирт, стрептоцидная мазь, корвалол, мазь Вишневского, сода, вазелин, вата и ножницы.
Запасные пружинные крепления, шурупы, гвозди, дрель, пассатижи, отвертка, жесть, шило, иглы, дратва и нитки, медная проволока, напильник, капроновый материал, брезент, молоток, иглы к примусу.
№ | наименование | сумма на 1 чел., руб. | сумма на 6 чел., руб. |
1 | Стоимость билета на самолет Казань - Домодедово - Воркута | 54-00 | 324-00 |
2 | Оплата провоза туристского снаряжения самолетом | 97-00 | |
3 | Ж.д. билет Воркута - Сейда | 0-30 | 1-80 |
4 | Ж.д. билет Сейда - ст. Елецкий | 1-10 | 4-40 |
5 | Заброска продуктов питания и снаряжения на вторую половину похода (2 чел.) ст. Сейда - ст. Пол. Урал - ст. Елецкий | 1-75 | 3-50 |
6 | Обратный проезд руководителя (самолетом и железной дорогой) ст.129 км - Воркута | 5-10 | 5-10 |
Воркута - Сыктывкар | 22-00 | 22-00 | |
Сыктывкар - Казань | 24-00 | 24-00 | |
7 | Телеграммы | 1-61 | |
8 | Питание в походе по 1-90 на день планировалось на 16 дней. Принято Татоблсоветом лишь на 10 дней похода | 19-00 | 114-00 |
9 | Стоимость билета на самолет Наб.Челны - Казань для завершения семинара | 45-00 | |
итого | 225-86 | 642-41 |