Туризм в Татарстане
Байка о Байкале. Рассказ о путешествии у озера Байкал по Байкальскому хребту. По необъятным просторам Таймыра Отчет о походе по Горному Алтаю в 1994 году, ставшим последним для Салиховой Нели.

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы

Поиск

Кнопки

Турклуб МАИ

Страница спортивного туризма Архипова И.

Версия для печати | Комментарии (0)

Татарстан, Марий Эл - март 2002

2 марта. День первый. Старт.

Суббота 10 утра. Вокруг снуют любопытные казанцы и гости столицы, с интересом озираясь на кучку авантюристов с рюкзаками и охапкой лыж. Это были мы, наконец-то решившиеся на этот поход, который давно затевался и все время оттягивался и откладывался до лучших времен... Вот они и пришли...
Почти все в сборе, нет только главных затейщиков: Радика и Мышева. Илья уже начал выкладывать свои шуточки, что они не придут, тем самым вводя в шоковое состояние доверчивую Женю. Но не тут-то было... нас не обманешь и вскоре на горизонте появились они..., те кого мы не раз еще будем ожидать на лыжне, сбившись с пути... Все повеселели, когда убедились, что уже никто не опоздает и вся команда в сборе.
Томительно пролетели мгновения ожидания автобуса, который довезет нас до Больших Березей. Выслушав похвалу водителя о хорошей дисциплине (в оплате багажа), мы забили багажный отсек лыжами и рюкзаками и задние сидения нами... Не понимающий нас шофер выразил свое мнение о том куда мы направляемся: «...там трактор в речке утонул, вы его спасать едете?»
Все поехали... шуточки, разделение полномочий, разговоры про олимпиаду... Так незаметно мы и приехали.
12.55. Позади остались уют и тепло автобуса, в спину дует весенний ветер, под ногами хрустит белый снег.
Переправа через р. Ашит около с. Бол. Берези
«Ужасно хочется кушать...» - голодный Илья, который еще не раз был голодным...
Идут последние минуты притирки к недельному похождению: смазка лыж, надевание бахил, докупка продуктов («...а кушать все равно хочется...»).
Некоторые привязали лыжи к палкам, особо нетерпеливые уже поехали на лыжах, некоторым пришлось тащить их в руках... - до конца деревни. Деревня - как много в слове этом для сердца русского сплелось... - шли мы по ней продолжительное время, и продолжительное время нас обволакивал запах... - запах настоящей природы, типичный деревенский запах - навоза. Под ногами нащупывался отнюдь не белый снег, а смесь травы, сена, грязи, навоза и воды...
Первый привал за речкой Ашит и долгожданный перекус... Первые шаги лыжника позади. Деревяшки едут здорово, а пластики отдают... В команде произошло небольшое разделение пополам на деревянных и пластиковых, началось соревнование: «Кто кого?»
А впереди гора, а за ней поля, по которым мы перебирались целый день от одной лесополосы к другой. К вечеру деревяшки стали прилипать, спасало лишь то, что впереди привал...
18.00. ...дым костра создает уют...
Первый день катился как по маслу..., пока масло не кончилось (за час до привала на ночлег). Деревяшки стали прилипать, зато пластики нашли выход из своей ситуации - по свежему снегу не отдает - вот они и шли каждый своей дорогой, а нам открывался широкий выбор из 3-х дорог - направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь - коня все же потеряешь..., вот лыжи и налипали, куда бы ты ни ходил.
Но все уже позади, все греются у костра в ожидании еды и горячих напитков (чая).

3 марта. День второй. Верховье Илети.

Движение вдоль леса

Утро снежное, утро ветреное...
Позади первая ночь, кто-то замерз, кому-то было жарко. Кто-то спал, а кто-то отгонял волков от палатки (им грезилось).
Впереди целый день гуляний и препятствий, а дует такой сильный ветер, что может даже сдуть с полей, по которым нам сегодня бродить.
Помятые бока, продранные глаза, полный желудок, немного времени для борьбы с подлипом, который нас сегодня похоже замучает!!! И вперед надеясь на встречу с солнцем...
Движение по полю в направлении с. Фадейкино
...А вот и оно... - ЯРИЛО ЗДРАВСТВУЙ!!!!
Этого мы и ждали. Весеннее солнце светит и греет, озаряя грозные тучи на горизонте, из которых недавно сыпался пушистый снег... Теперь все ели вокруг в снегу и радуются солнцу и третьему дню весны...
Долгожданная деревня Фадейкино, мост через Илеть, сама красавица-Илеть. Мы двигаемся вверх по течению реки, наслаждаясь видами, как в заповеднике. На речке сидит много рыбаков, которые задают глупые вопросы: «Зачем вам это все надо?»
На мосту через р. Илеть около с. Фадейкино
К концу этого дня всем надоело просто так ходить, и мы перестали стоять на ногах, все начали падать, даже Радик. Переходя через какой-то ручеек крепление слетело сначала у Жени, потом у меня, последний шел Илья, сильно издеваясь над нами и крича, что мы провалились. В результате Мышев прибежал нас спасать. «Не говори «хоп» пока не перепрыгнешь» - Илья вылез из этого ручья, не упав и очень гордился этим, но этого его лыжи не выдержали и поехали обратно в ручей, увлекая за собой Илью. От этих обильных падений пришлось делать привал с горячим чаем.
Солнце садилось прямо в лес, освещая необыкновенным (оранжево-фиолетовым) светом деревья и с неба падал мягкий снежок, напоминая компьютерную заставку, казалось что ты находишься в волшебном сказочном лесу... Все говорило о том, что пора причаливать на ночь.
Второй день все еще казался мягким и легким... Стоило мне высказаться о легкости, как Радик предложил мне взять общественный груз, от которого уже не избавишься... Язык мой - враг мой. :-)

4 марта. Третий день. Петровское.

Движение вдоль р. Илеть

Утро третьего дня выдалось опять заснеженным... Мы все утро шли вдоль верховьев Илети. В результате вышли на мост и по дороге пошли в Петровское. Пешком!!! Ноги по этой дороге разъезжались и надо было прикладывать много усилий, чтобы собрать их в кучу. Легче идти пешком, а лыжи?.. Раньше ты ехал на лыжах, но времена меняются и теперь лыжи едут на тебе. Мне «повезло» больше всех - лыжи длиннее, чем у остальных и без дырочек, за которые можно привязать лыжи и везти за собой. Я могла гордиться названием «троллейбуса», ведь у меня были такие же длинные рога.
Обед... Прямо на дороге... Мы стали заложниками интересного действия: из-за того, что мы разложились на дороге, машинам приходилось нас объезжать. И вот две машины уступая друг другу место застряли, а мы сидели и ехидничали.
Петровское..., наконец-то. Илья побежал искать средство связи с городом Казань, очевидно телефон и очевидно на почте. Нетерпеливо он спросил у бабульки: «А где у вас почта?» и не сказав спасибо полетел на почту, а она ему вдогонку: «А если тебе телефон, то он в сельсовете, а не на почте!» Но это ему не суждено было услышать. Зато мы посмеялись и с трудом вернули его обратно. Купив в магазине 2 литра йогурта, мы вышли за пределы деревни и выпили его, наслаждаясь чудным сочетанием этого продукта с нашим состоянием. После этого нас понесло... У Жени развилась такая скорость, что одни пятки сверкали.
...Нас не догонишь...
15.45. Догнав Женю, сделали привал. Уф..., как на марафонской гонке...
Разговорчики в строю:
Радик опять вспоминает про свое тяжелое детство (как ходил в кружок юных разведчиков). Илья стал заговариваться (Радик его заговорил). Всеобщие насмешки... Илья (хитрое создание) незаметно сплавил мне свой пакет с конфетами и забыл, что он у меня... зараза...
Исходя из того, что Женя одержала первенство в этой ходке, было решено увеличить ей груз, чтобы она больше не усмехалась над тем, как мы смешно подкидываем тяжелые рюкзаки коленкой, а она забрасывает его одной левой. Дима не растерявшись предложил свою кандидатуру в качестве добавочного веса... Предложение принято к рассмотрению...
Темнота, а мы все еще на лыжне, сидим и ждем высшие органы с разведки... За это время удалось раскрутить Илью и узнать кому он хотел звонить... (все оказалось банально и ни какой романтики). Пришла разведка и доложила, что идти будем до ужина, пока не найдем дрова. Мы встали с верой в то что еще пахать и пахать, а идти пришлось всего за поворот... Вот еще одна остановка на ночлег... Ночь...

5 марта. День четвертый. Каменная Гора.

Вдоль р. Ировка

Утро холодное,
Луна настырная...
Все еще не хочет уступать место солнцу... Ночи становятся короче, сон мертвее. Сегодня посреди ночи нас разбудил звук, похожий на песню, доносившийся из соседней палатки, похоже выли на луну от холода...
Легкая дезориентация в датах и в количестве времени, проведенном в походе...
Обеденный привал. Чай на костре, все работают и молчат...
Разговорчики в строю:
Радик возмущается: «почему все делают мужчины? Почему бы женщинам не ходить за водой и не колоть дрова?»
И что это его пробило? Мы сидим в чудном месте... Каменная Гора... Не много раньше:
На возвышенности около с. Каменная Гора
Через поля, мимо деревень мы взобрались на это удивительное возвышение, не присущее данной местности. Горы, похожие на Урал, с красивыми стройными соснами и елями. Прекрасная панорама... Добрели мы до святого источника, около которого живет одинокая бабулька с кучей коз и кошками. Пообщавшись с ней (счастье это выпало Жене), мы принесли ей два ведра воды из источника (это выпало на долю Мышева). Удалось посмеяться над нетерпеливым Ильей..., который увидев источник собрался на лыжах и с рюкзаком покорить горные вершины, однако мы его вернули, но с лыжами он не расстался и рассекал на них все пространство. Мы уже возвращались, медленно поднимаясь вверх, когда это случилось... «Горнолыжник Илья» решил последний раз испытать судьбу и напрямую спуститься вниз до тропинки. Скорость развилась бешенная, Илье удалось остановиться, сев на снег, но лыжи этого не выдержали и оторвались от Ильи и устремились вниз... Пришлось «горнолыжнику Илье» догонять свои лыжи пешком. У подножья горы он с ними встретился: они застряли в деревьях... докатался...
Это была наша самая северная точка. Теперь мы будем двигаться на Ю.-З. , приближаясь к дому и к теплу.
К вечеру мы успели заблудиться, и пришлось вставать на ночлег, пока совсем не потерялись. Пока все обустраивали бивак - копали яму для костра, топтали тропинки, готовили дрова - Мышев, взяв компас, отправился на разведку, ища дорогу.
В этот вечер произошли первые срывы в прекрасном настроении Жени. Чувствовалась усталость, и некоторым уже хотелось вернуться.

6 марта. День пятый. Дорога в Зеленогорск.

Движение по лесу в верховьях р. Изюмка

Утро сдалось трудным, пришлось пробираться сквозь такой бурелом, какой в страшном сне туриста не приснится. Дорогу, которую искали еще с вечера, мы все же нашли, после того, как съели шоколадку, еле выпрошенную у Ильи-завхоза, который все берег - на вечер или на 8 марта. Но лучше бы мы эту дорогу не находили, так как все начали прилипать, и пришлось снять лыжи и идти пешком... опять... Вот так ходка за ходкой, привал за привалом и обед, да и после обеда все тоже самое. От этой ходьбы у мужиков высунулись языки, у Димы сбились ноги, а мы с Женей, задавая темп, шли впереди.
На железной дороге около пос. Зеленогорск (49 км)
Вот мы и дошли до Зеленогорска. Утро, перетекшее в день и уже грозившееся стать вечером, который застал нас в этом селе, поторапливало нас. Мы последний раз отоварились в магазине (опять йогуртом) и по шпалам поплелись дальше - необходимо было отойти на расстояние как минимум 1 км от селения. Нас с Женей оставили сзади, а сами все пошли вперед. В результате мы с ней шли по лыжне вдвоем, уже стемнело. Эта темень, лай собак, пролетающие птицы и следы диких животных навевали тихий ужас... Не зная где же остановятся впереди идущие, нам все время мерещился кто-то на лыжне... - это был унывающий Илья, напевающий грустные песни раннего творчества Тани Булановой.
Все же мы дошли, и с железной дороги пришлось свернуть в лес. Там за 50 метров до стоянки меня сломил подлип, что пришлось Радику вытаскивать меня из снега, самостоятельно выбраться не было сил... Сознание того, что это ночлег и надо делать свое дело привело всех в норму.

7 марта. Шестой день. Предпраздничный...

Около с. Березино

Продирая глаза навстречу завтраку, слушая как барабанит весенний дождь по крыше, нет никакого желания вылезать из спальника и продолжать свой путь.... Сегодня последний полный день и предпраздничный, а значит короткий (но будет ли это так?). Идти надо по железной дороге - это самый короткий и занудный путь..., но раз не желает этого начальство, то этого не будет... В результате мы сходим на обычную дорогу (опять складываем лыжи кто куда) и через некоторое время упускаем из виду эту занудную железную дорогу. В итоге выходим к Юшуту около Березино.
После обеда..., через час. У команды истерический хохот... Привал... сидим, ждем Мышева... Холодно, одеваться лень (вдруг Мышев придет и скажет, чтобы мы дальше бежали, придется раздеваться... столько суеты). Куда он ушел никто не знает, остается только предполагать: по нужде, лыжню тропить, на разведку и т.п. Радик не выдержал и пошел за ним, тут нам совсем плохо стало... Неспокойный Илья стал нервничать и тоже поехал за ними, но быстро вернулся, не найдя их.
Ему приходит мысль: «Они нас прокинули!?!? Жизнь потеряна! Человек может умереть от переохлаждения за 20 мин!!! Ни в одном категорийном походе не подохнет столько талантов как у нас! Крысы покидают корабль первыми, а Мыши - ближайшие родственники крыс! - А вдруг Мышев замерз? Ничего нам больше хватит! - Да они там вообще рюмочную нашли за поворотом, костерок зажгли. Греются! Надо им сделать подлянку: рюкзаки утащить назад :)»
Если бы у нас хватило сил на это, то мы бы наоборот помогли им, так как потом нам пришлось вернуться назад почти на ходку.
А дождь все капает. Мокрая одежда примерзает к телу, покрываясь корочкой льда...
Но вот на горизонте за поворотом показалось наше спасение - Мышев и Радик.
Ясновидящий Илья : «Сейчас будет полная ЖОПА!» (SORRY!)
Шли мы еще несколько ходок, когда все же потерявшаяся в кустах дорога нашла более основательную дорогу... И опять на этом привале мы не увидели наших путеводителей (только их рюкзаки). Они увидели свет фар и упороли куда-то... хотя мы ничего не видели и не слышали! Кого-то стало глючить... опять истерический хохот, пение песен, машинальное утаптывание снега... Ура! Мы на верном пути, есть дорога, которая нас приведет куда-нибудь..., а сейчас привал на ночлег на болоте, последний вечер, отмечание праздника и завершение похода, хотя он еще не закончился, торжественное поедание торта и всех сладостей, которые еще остались...

8 марта. День седьмой - последний. Дорога домой.

Около пожарной вышки на оз. Серебряное

Дорога, дорога ты знаешь так много о жизни моей не простой...
Домой! Домой! Пора домой!
Опять дорога... Лыжи ехали за нами по лужам, а нам приходилось обходить эти лужи, чтобы не утонуть, что иногда не удавалось...
Жить стало легче - Радик забрал у меня общественный груз, а Мышев возил мои лыжи в своих.
Чтобы успеть на поезд в 15:25 мы должны промарафонить очень много и быстро. Теоретически не успевая сделать это, мы все же надеемся, что эта чудо-дорога станет ультра-короткой и мы успеем даже попить пивка...
По лесовозной дороге в сторону ст. Суслонгер
У Димы большие проблемы с ногой, но мы в него верим... Но мы все равно не успеваем на дневной поезд, как бы мы не старались, значит идем на вечерний в 19:28.
Приходим на станцию из последних сил. Дует сквозной ветер, зал ожидания закрыт, холод, пришлось переодеваться прямо на улице, перед пассажирами, высунувшимися из проезжающего мимо московского поезда..., а там тепло... Поиски тех самых сухих вещей, которые были в рюкзаке с самого начала похода и ждали именно этого момента. Переодевание, ненормальный вид, дрыганья от холода развлекали людей на перроне, в поезде, да и нас самих тоже... Не прошло и минуты, как появился оптимистичный Дима, отстававший от нас. Умерший Илья, потеряв желание к жизни, сидел на пуфике возле рюкзака, склонив голову и не реагируя на окружающих. Вскоре вернулись наши кормильцы Радик и Мышев, принеся еще один необычный для похода продукт - бананы.
Пришел поезд. Мы загрузились в него. Покидав заледенелые лыжи на третью полку, усевшись поудобнее, сняв надоевшую обувь, устроив свинарник (пролили пиво, лыжи стали таять и стекать), начался разбор полетов...
Опьянев от тепла, пива и радости удачного завершения похода, преодолевая расстояния, мы все же ехали домой...

Состав группы:

• Дмитрий Шавалиев - руководитель;
  • Рушана Валеева - фотограф;
  • Илья Галиуллин - завхоз;
  • Евгений Мышев - ремонтник;
  • Евгения Семайкина - медик;
  • Радик Шафигуллин - хронометрист.

Маршрут похода

День Дата Участок маршрута км ЧХВ,
ч:мин
Метеоусловия
1 2.03 с. Бол. Берези - р. Ашит - в. 186,6 - около с. Нов. Мазиково 13 3:10 t=+2°C, облачно с прояснениями, редкий снег
2 3.03 р. Илеть - устье р. Шора 20,5 6:06 t=0+2°C, переменная облачность, утром снег
3 4.03 р. Илеть - пос. Петровское - р. Ировка 25 5:37 t=-3-4°C, сплошная облачность
4 5.03 с. Кульшит - с. Каменная Гора - р. Салтачка 23 6:59 t=-4-8°C, ясно
5 6.03 Зеленогорск 29 8:14 t=+3+4°C, облачно с прояснениями, ночью и утром снег
6 7.03 р. Юшут - с. Березино - р. Шора 25 6:41 t=+1+2°C, ночью и изредка днем дождь
7 8.03 оз. Серебряное - ст. Суслонгер 27,5 6:21 t=+2°C, утром и изредка днем дождь; вечером t=-2°C