Отчеты на сервере «Спортивного Туризма в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/reports/).


Руководитель:Голубев Ф.В.
Категория:5
Дата:Август 1999 г.
Вид:Водный
Маршрут:г.Казань - г.Иркутск - пос.Монды - пос.Зун-Холба - р.Холба (от слияния рр.Барун-Холба и Зун-Холба) - р.Урик - ущелье Амбартагол - ущелье Чертово - пос.Инга - пос.Голуметь - ст.Черемхово - г.Казань

Филипп Голубев, Дмитрий Дунаев. Урик - 99

«...А нынче нам нужна одна победа! ...»
Песня из к/ф «Белорусский вокзал»


Комментании и вопросы слать на dmitry@kfti.knc.ru(Дмитрий Дунаев)

Казанский Туристический Клуб «РАФТ»

Отчет

О водном туристском походе пятой категории сложности по рекам Холба - Урик (В.Саяны), совершенном в период с 31 июля по 21 августа 1999 года.
г.Казань 1999г.


Думаю, нет смысла приводить отчет в полном объеме, т.к. многие интересуются только технической частью и транспортным вопросом. Однако, если кого интересует остальные главы, их можно получить, написав мне:dmitry@kfti.knc.ru

Содержание

  1. Участники похода
  2. Подъезды, выезды
  3. Техническое описание прохождения группой маршрута
  4. Смета расходов


Участники похода



Участники похода.


Слева направо:
[Дмитрий Дунаев] [Дмитрий Ляшко] [Андрей Ляшко] [Елена Ляшко] [Фарид Зинатуллин]
[Маршалов Антон] [Голубев Филипп]


Техническое описание по стилю немного напоминает отчеты, уже содержащиеся в библиотеке Мошкова, поэтому оно немного разбавлено комментариями.


Подъезды и отъезды с маршрута

Маршрут по реке Урик можно начать либо до, либо после первого каньона, что для групп, собирающихся его обносить примерно равноценно (в смысле длины пешей части). Заброска в верховья Урика проще, т.к. сюда идет дорога от пос.Монды. При нас одна из групп забросилась практически к реке (до воды было 200м), однако хорошая дорога кончается в 1км от Урика, что тоже достаточно близко.

Наша группа предпочла более длинную пешую часть обносу каньона и забросилась в поселок Зун-Холба, стоящий на истоке одноименного ручья, впадающего в Урик в 4км ниже первого каньона. На самом деле машина может проехать несколько дальше поселка.

Машину для любого из этих вариантов можно найти в пос.Монды, что не составляет особого труда, однако следует иметь ввиду, что по дороге придется преодолевать пост ГАИ со шлагбаумом, что достаточно просто для заявленных групп.

Во втором случае путь будет пролегать также через пос.Самарта с золотым рудником, где скорее всего вас остановят, проверят документы, обыщут на предмет оружия и фото-видео, а дальше либо вообще не пустят, либо разрешат ехать только на служебной машине рудника (за дополнительную плату, разумеется). Этот вариант стоит обсудить заранее при найме машины в Мондах.

Транспорт до пос.Монды лучше искать в г.Слюдянка, но можно попытать счастья и в Иркутске, где есть организации, специализирующиеся на извозе туристских групп. Скорее всего это будет несколько дороже. Добраться до Иркутска и Слюдянки несложно, т.к. через эти населенные пункты проходит множество поездов.

Сброситься с маршрута более или менее надежно можно от дороги в дер.Инга, которая в 3км ниже устья Урика подходит прямо к воде. Сюда три раза в неделю ходит автобус из г.Черемхово. Этим автобусом пользуются жители пос.Шанхар на Урике и у них можно получить оперативную информацию на счет него. Кроме того машину можно заказать в Инге, что будет несколько дороже, либо поймать попутку до райцентра Голуметь, откуда уехать в Черемхово гораздо проще. Попутки ходят, как правило, в начале и конце рабочего дня. Со ст.Черемхово, находящейся на ветке Иркутск-Тайшет уехать несложно.

Наша группа прибыла на поезде в Иркутск 04.08.99 в 5.00 по Москве. Далее нам повезло договориться с туристами из Санкт-Петербурга, следовавшими на Оку, уехать на заказанном ими автобусе до пос.Монды (цены можно посмотреть в смете расходов). Путь до Мондов проехали за 9,5 часа, сделав на пути следования три остановки.

Одна остановка была сделана в Слюдянке, чтобы искупаться в Байкале и попробывать омуль, которым в изобилии торгуют местные жители. Вторая остановка была сделана в Кырене, где как правило обедают водители и проезжающие группы. В поселке как минимум две столовых, однако пища не изобилует ассортиментом и качеством. Здесь нами был обнаружен ископаемый продукт эпохи перестройки - чай в майонезных баночках вместо стакана. Кроме столовых в поселке есть куча магазинов, где при желании можно купить все. Группы, которые жаждут приключений с местным населением, настоятельно рекомендуем задержаться в этом поселке. Третья остановка в пути была вызвана необходимостью оказать первую помощь пострадавшему в аварии.

пос. Кырен
пос. Кырен

В 20.00 по местному были в пос.Монды, где к нам сразу же подъехал местный водитель и предложил свои услуги. Сговорились ехать до Зун-Холбы.

На выезде из области находится милицейский пост, от обитателей которого пришлось отделываться бутылкой водки, хотя можно, наверное, проехать и так просто. До развилки на Орлик дорога постоянно идет вдоль берега р.Иркут. После развилки она проходит по слегка заболоченому плато, однако имеет вполне приемлимое качество. Затемно добрались до кпп на въезде в пос.Самарту. Дальше нас не пустила охрана рудника. Заночевали вблизи КПП. В принципе, рядом есть балок, но в нем не очень чисто, поэтому предпочли стоять на улице, внутрь затащили только рюкзаки. Воду и дрова найти можно. Утром, 5 августа, уехали в Зун-Холбу на Самартинской вахтовке.

Дорога проходит вдоль какой-то речушки, а иногда и просто по ее руслу. Перед самим поселком Зун-Холба эффектный спуск по серпантину среди заброшеных штолен. В поселке были в 10.30 по местному. Как мы выяснили далее, на машине повышенной проходимости можно попытаться проехать еще несколько километров почти до первого каньона р.Зун-Холбы, но к моменту нашего приезда часть этой дороги за поселком была сильно перекопана трактором, и прехать мы не смогли.

С маршрута начали сбрасываться 18.08.99 с дороги в пос.Инга, в 2км ниже устья Урика в месте, где дорога вплотную подходит к воде. Пришли на место вечером предыдущего дня, где и заночевали. Наутро, успев лишь позавтракать, поймали проезжавшую мимо попутку и, погрузив на нее неразобранные катамараны и снаряжение доехали до бензозаправки на въезде пос.Голуметь. Пока разбирали катамараны и укладывали рюкзаки подъехал микроавтобус, который и подбросил нас прямо до вокзала г.Черемхово. На вокзале мы быстро взяли билеты и уехали домой.

[содержание]

Техническое описание прохождения группой маршрута
Пешая часть

Пешая часть маршрута начинается ниже пос.Зун-Холбо, стоящего у истока одноименного ручья. Во время нашего прибытия на окраине поселка работал бульдозер - строил насыпь. В принципе дорога, пригодная для проезда на грузовике тянется еще некоторое время вдоль ручья, однако из-за насыпи проехать дальше не удалось.

Дорога вдоль р.Зун-Холба
Фото 1. Дорога вдоль р.Зун-Холба

Первые 1.5км тропа идет вдоль ручья то и дело переходя с одного берега на другой. При нашем уровне воды переходить через него не замочив ноги было невозможно, но броды все простые, некатегорийные.

Брод через р.Зун.Холба
Фото 2. Брод через р.Зун.Холба

Вскоре, на правом берегу тропа раздваивается - идет выше в гору и на другой берег. Идти нужно в гору, т.к. нижняя тропа вскоре исчезает. После затяжного (350м) подъема хорошая колея превращается в каменное крошево вездеходной дороги, которая вскоре выполаживается и некоторое время (1км) идет по-верху. Далее на спуске есть развилка, но в итоге обе дороги снова приходят к ручью.

Вездеходная дорога. Развилка
Фото 3. Вездеходная дорога. Развилка

Брод на левый берег.

Дорога некоторое время (2км) идет по левому берегу, далее вновь переходит на правый. Еще через 1км начинается подъем на бом первого каньона р.Зун-Холбы. Тропка достаточно узкая, временами ее перегораживают упавшие деревья. На другой стороне ручья впереди уже видна долина р.Барун-Холбо. Далее бом кончается, и тропа теряется. Точнее, появляется высокогорное заболоченное редколесье, в котором время от времени попадаются тропы. Наиболее явная тропа возобновляется только в месте слияния Барун-Холбы и Зун-Холбы.

Долина р.Холбы в месте слияния двух притоков.
Фото 4. Долина р.Холбы в месте слияния двух притоков.

Поэтому около 500м приходится идти без дороги ориентируясь на место слияния, хорошо, впрочем, видимое. Примерно в 100м ниже слияния ручьев - хороший бивак на высоком берегу. Немного выше бивака тропа на Урик возобновляется. Эта тропа идет вдоль р.Холбы до второго каньона и далее резко забирает вверх. Тем, кто желает идти пешком до самого Урика, наверное, есть смысл не терять высоту, а сразу прижиматься к скальному гребню выше того места, где тропа становиться неявной. По описанию многих других групп путь по верху тоже существует. От слияния ручьев до Урика около 6км.

[содержание]

Водная часть
Описание сплавной части маршрута по реке Холбо.

Одной из особенностей нашего похода является прохождение р.Холбы. Поскольку какого-либо описания его найти не удалось, приводим составленную нами лоцию. Нумерация препятствий и названия - авторские, уровень воды - выше среднего. Река Холбо - правый приток р.Урик. Река образуется при слиянии ручьев Зун-Холбо и Барун-Холбо.

Несколько замечаний относительно общего характера реки. Речка принципиально каячная - с небольшим расходом, хорошим падением, и очень приличным слаломом. Может вполне сойти для разминки перед порогами Урика. Однако в сухой сезон эта речка может изрядно ободрать полиэтилен с вашего каяка, а КНК может вообще до Урика не добраться.

В принципе, на "полиэтилене" можно сплавляться прямо из поселка Зун-Холба, но этот сплав в течении нескольких километров будет похож на затяжной спуск по горке из мокрых кирпичей. Каких-либо непроходимых препятствий до самого Урика замечено не было (тропа все время идет вдоль реки), но пару участков до первого каньона рассмотреть не удалось. Первый каньон - это лабиринт из камней с узкими (около 1м и менее) проходами между ними. Линия движения сильно зависит от уровня воды, но опасности при отсутствии экстремальном паводка нет - везде можно по-колено доковылять до более плогого левого берега.

Для катамаранов при среднем уровне воды река труднопроходима и часто требуется проводка, однако в нашем случае шедший два дня дождь сделал речку вполне сплавной. Катамараны садились на мель не более 10 раз. Через 3км от начала сплава река входит в каньон длиной 1,5км. С этого места начинается наиболее трудная часть сплава. На этом участке длиной 4км нами выделено 5 препятствий. Далее долина реки расширяется и она впадает в Урик.

Наша группа начала сплав по р.Холбо от слияния р.Зун-Холбо и р.Барун-Холбо. Единственный хороший спуск к воде находится в 100м выше бивака непосредственно в точке слияния.

Начало сплава.
Фото 5. Начало сплава.

Препятствие N1

Сразу после старта река делает небольшой левый поворот со слабым прижимом к скале правого берега - пройти здесь легко. К тому же можно проскрестись по мели в левой части русла и попасть в струю уже ниже прижима, а можно пройти вдоль стенки, периодически отгребаясь от него и стараясь не сесть на мель в центре реки. Прижим слабый и на что-то серьезное не способен.

Наша группа реализовала оба варианта прохождения. Фотосъемка - с правого берега, страховка необязательна.

Препятствие N1
Фото 6. Препятствие N1.

Далее начинается шиверистый участок длиной 3км. Мелкие перекаты чередуются с относительно чистой струей. Главное здесь не дать судну сесть на камни лагом. При нашем уровне воды практически не возникало необходимости сталкивать суда с камней. По более низкой воде вероятнее всего участок будет забит камнями, но провести суда все равно можно.

Через 2,5км на правом низком берегу - изба. После нее через 1км долина реки сужается и река входит в каньон. Причалить для осмотра лучше заранее, перед галечным островом на правый берег.

Препятствие N2.

Перед входом в каньон река разбивается на две протоки. Более полноводная левая. В ней - забитая камнями шивера (осторожно!, примерно в ее середине в правой части струи остатки смятой ржавой бочки с острыми краями). Перед слиянием с правой протокой - резкий поворот вправо и две небольшие бочки. Нужно также уйти от обливного камня. Осматривать этот участок лучше всего с острова непосредственно перед прохождением.

Далее протоки сливаются, следуют невысокие щеки и река входит в каньон. Сразу за щеками - небольшое расширение, чистая струя идет по центру, камней нет, есть 2-3 небольших бочки.

Вход в каньон. Фото 1. Вход в каньон. Фото 2.
Фото 7 и 8. Препятствие N2. Вход в каньон.

Через 80м быстротока - второе сужение с камнем справа. После камня следует зачалиться на правый берег для дальнейшего осмотра. Съемку участка удобно проводить с высокой скалы правого берега на выходе, страховку и чалку - из суводи за камнем. Все суда нашей группы прошли этот участок чисто, трудности возникли лишь при зачаливании: последний экипаж отбросило валом от камня справа и, соответственно, от суводи за ним.

Препятствие N3.

Начинается в 50м от прп.N2 на правом повороте. Река делится на две протоки галечным островом. Более полноводная - левая. На входе - слалом между камней, далее протока мельчает, так-же необходим маневр. Левый берег здесь - каньонная стенка, правый - некрутая горка. Основное русло постепенно дробится и смещается под правый берег и по первой-же полноводной протоке необходимо перейти туда. Просмотр препятствия желателен, страховка необязательна.

Наша группа прошла препятствие в целом неплохо, один катамаран после ухода от валуна развернулся на обливном камне и заканчивал прохождение кормой вперед.

Далее на протяжении 2км идет шиверистый участок умеренной сложности. Просмотр с воды. После скального сужения с хорошими суводями следует зачалиться на правый берег для просмотра предпорожной шиверы.

Препятствие N4.

Начинается с прижима к скальной стене левого берега. Красивая скала из белого камня идет вдоль всего этого препятствия и части следующего. Как нам показалось, это весьма мягкий камень и в местах, где есть ощутимый навал воды, могут образовываться карманы.

После небольшого чистого разгона узкое русло проходимой левой протоки в этом месте упирается в отвесную стенку и совершает резкий поворот почти на 90 градусов. Отбойного вала нет, но и прижим не очень сильный. Далее на протяжении 60м река идет вдоль стены и переходит протоками к низкому правому берегу. Идти нужно по протоке сразу после острова. Далее следует небольшой прямой шиверистый участок. У правого берега есть 2-3 суводи, где можно зачалиться. Затем русло опять смещается влево, шивера усиливается и переходит в косой слив у скал левого берега. Это кульминация порога. Далее правый берег становится обрывистым и засыпаным крупным курумником.В этом месте река делает поворот налево с прижимом вправо. Чалиться можно на последующем спокойном участке длиной 70-80м. Съемку удобно проводить непосредственно после слива, страховку - около последнего прижима.

В середине порога на правом берегу находится поляна, окруженная со всех сторон относительно высокими каменистыми склонами. На этой поляне есть несколько биваков - вероятнее всего сюда выходит тропа в обход второго каньона р.Холбы. Судя по окрестному лесу (а точнее по его отсутствию) некоторые начинают сплав отсюда. За дровами пришлость лезть на близлежащие склоны.

Основной слив пор."Белая Скала"
Фото 9. Основной слив преп.N4 (пор."Белая Скала")

Наша группа проходила порог в два этапа. Вначале был пройден первый прижим и суда зачалились на шиверистом участке перед сливом. Поскольку погодные условия для съемки были плохими, встали на ночлег (место очень живописное) и вторую часть порога проходили с утра. Все суда прошли слив удачно. Заходили немного правее центра русла, на

За основным сливом
Фото 10. За основным сливом преп.N4
сливе уходили еще вправо. Далее экипаж первого катамарана, недооценив свои возможности по маневру, не смог зачалиться в суводи за сливом справа, развернулся, стукнувшись кормой о первый выступ прижима попал в струю, был прижат лагом ко второму и перевернулся. Остальные суда зачалились ниже. Одного участника тут же вытащили в суводь береговым спасконцом, второй зачалил катамаран на каменистый остров в начале следующего препятствия, и береговым спасконцом вместе с катамараном был успешно переправлен на правый берег.

Препятствие N5.

Начинается в 80м от прп.N4. Порог расположен на право-левом изгибе реки. Несложен. Левый берег - бом. В расширении русла - каменная гряда, в следующем сужении - навал на выступ правого берега, далее чистый выход. Осмотр, страховка, съемка по правому берегу.

Вход в преп.N5
Фото 11. Вход в преп.N5

Где-то между препятствиями в скале левого берега находится пещера. При желании в этом месте можно зачалиться и посетить ее.

Дальше на реке серьезных препятствий нет. Шиверистый послепорожный участок тянется 1км, дальше река разбивается на протоки и незаметно впадает в одну из проток Урика и то, что это уже другая река становится понятно не сразу.

[содержание]

Описание сплавной части маршрута по реке Урик.

Река Урик - правый приток Большой Белой которая сливаясь с Малой Белой принимает название Белая и впадает в Ангару. Истоком служит небольшое озеро на склоне западных отрогов Китойских Гольцов.

Описание препятствий дано для среднего уровня воды с незначительными колебаниями.

Дождевые паводки наблюдаются на реке регулярно, в основном в июле и продолжаются от 9 до 18 дней.

Более подробную информацию о характере реки в целом и на отдельных участках можно найти в остальных отчетах по Урику в библиотеке Мошкова.

Основой при сплаве по Урику нам служила лоция из отчета Романова А.П. (г.Казань). Сохраняем их нумерацию препятствий реки. Для удобства описания лоция реки разделена на четыре части. После номера препятствия в скобках дано расстояние от истока.

Участок устье р.Холбо - устье р.Амбартагол.

На этом участке река быстро бежит по долине, иногда разбиваясь на протоки. Проходимые протоки легко читаются с воды. От устья р.Хара-Гол Урик собирается в одно русло. По берегам появляются скальные выходы, а на реке - прижимы к ним и шиверы. В конце участка - сложный каскад порогов Амбартагольского ущелья.

Препятствие N1 (62км). Крутой правый поворот реки со скальным выходом на левом берегу. Река на повороте сужается. Сильный прижим к левому берегу с навалом на камень. Прохождение ближе к правому берегу с уходом от навала. Сразу за прижимом - правый приток Хара-Гол.

Препятствия NN2-5. Каменистые шиверы. Читаются с наплыва.

Препятствие N6 (64км). Небольшой прижим на правом повороте реки.

Препятствия NN7-11. Каменистые шиверы с небольшими прижимами.

Препятствие N12 (65км). Порог "Три бандита". Перед порогом слева скальная стенка, необходимо зачалиться на правый берег на разведку. В левой стороне русла три крупных валуна, видимые с наплыва. Струя по очереди наваливается на все три. прохождение между более мелкими камнями ближе к правому берегу. При высокой воде может понадобиться страховка.

В нашу воду мы не нашли ничего сложного, что могло бы представлять серьезную опасность, поэтому прошли порог с наплыва. На выходе один из катамаранов неудачно застрял в камнях и прпоролся.

Препятствия NN13-16. Каменистые шиверы, переходящие друг в друга. Просматриваются с воды. В конце длинного прямолинейного участка перед правым поворотом необходимо зачалиться на левый берег для просмотра прп.N17.

Препятствие N17. Порог "Змейка". Ориентир - каменистое обнажение на левобережной горе. Перед порогом русло сжимается и вся вода уходит под правый крутой берег. Левый берег - крупновалунный завал, покрытый сверху нанесенными деревьями. На пороге - отличный бивак. На разведку надо причалить до правого поворота. Порог красивый и мощный. Длина около 100 метров и столько-же входная шивера. Состоит из серии сливов, разделенных участками быстротока. Некоторые сливы осложнены подводными

Средняя часть пор."Змейка"
Фото 12. Средняя часть пор."Змейка"
камнями. В конце порога - навал на правый берег. Порог проходили по струе, обходя основные бочки справа под стенкой. В конце уходили от навала в центр струи. Страховку удобно осуществлять спасконцом с левого берега и катамараном из суводи ниже порога.

Слив в средней части пор."Змейка"
Фото 13. Слив в средней части пор."Змейка"

При достаточно высокой воде вход в порог становиться простым, т.к. заливается каменистая входная шивера, однако увеличивается мощность бочек и навала на берег.

Препятствие N18. Шивера длиной 400м. Начинается сразу после "Змейки". Много хаотично расположенных камней, чистых проходов практически нет, но лучше держаться центра русла. После шиверы следует зачалиться на левый берег для просмотра Амбартагольского ущелья. При нашей воде зачалиться было несложно, но при ее повышении с этим могут возникнуть проблемы.

Препятствие N19. Ущелье "Амбартагол".

Данное препятствие - очень сложный сплошной порог длиной 3км с ограниченными возможностями чалки. Примерный уклон в ущелье - 20м/км. По большой воде, наверное, непроходим и опасен. В нашу воду порог тянул на сложную "пятерку" и мы решили его пройти, вещи обнесли. Порог проходили по частям с тщательной разведкой небольшого отрезка, установления места чалки,а также определение запасного места причаливания, выставление страховки и фото-видеооператоров.

Сложность ступеней порога и их длина постепенно увеличивается и после впадения правобережного ручья Хабтагай-Шулуута (место очень живописно) идет самый сложный отрезок.Далее сложность постепенно идет на убыль. Береговая обстановка так-же постепенно усложняется: ущелье превращается в каньон с возможностью пройти низом, а затем каньон вырождается в непроходимые по берегу щеки. Причем как раз в щеках наиболее необходима страховка.

Вообще, тропа для осмотра, идущая вдоль левого берега достаточно трудна. Иногда приходится идти по осыпи над ревущей рекой или по тридцатисантиметровому карнизу на отвесной стене. Особая осторожность нужна при передвижении по тропе после дождя.

По нашей воде каждый отдельно взятый кусок реки был проходим. Мощные бочки имели безопасные языки, иногда, правда, достаточно узкие. Основная сложность состояла в том, чтобы связать воедино линию прохождения разных частей. Порой необходим интенсивный маневр.

Первую ступень порога - три слива в шахматном порядке между огромных камней прошли легко. Проходили ее вместе со входной шиверой, после которой пятидесятиметровый плес. Далее прошли вышеупомянутые сливы первой ступени и зачалились в небольшую суводь левого берега. Следующие три участка - прогонные со сложным маневром, но без опасности переворота. Чистые проходы, в основном, вдоль правого берега. Кончается этот участок крутым двухметровым сливом по всей ширине русла. Более пологий проход справа. Следующий участок начинается двумя пологими сливами, разделенными участком быстротока.

Входная часть Амбартогольского ущелья. Фото 1. Входная часть Амбартогольского ущелья. Фото 2.
Фото 14 и 15. Входная часть Амбартогольского ущелья.

Далее вся струя валит в котел, похожий на ванну "джакузи". Вода в нем напоминает газировку. Котел ограничен спереди каменной гребенкой, а узкий чистый язык находится справа. Опять-таки необходим маневр. Далее - прямой мощный слив, мешанина валов и бочек. Идет участок быстротока вдоль правого берега. Впереди щеки и кульминация участка - уход от каменной гряды в расширении русла до отказа влево и уход от прижима на стенку щек вправо. Далее пройдя щеки необходимо зачалиться на правый берег. Самое сложное позади, оставшиеся два участка идутся проще. Однако расслабляться не стоит, либо, если усталость чувствуется, лучше сделать длительный перерыв. После щек - ступень порога, осложненная прижимом к скале левого берега, куда переходит вся струя. Маневр также непростой.

В средней части Амбартогольского ущелья. Фото 1.


В средней части Амбартогольского ущелья. Фото 2.
Фото 16 и 17. В средней части Амбартогольского ущелья.

Порог проходили с несколькими промежуточными зачаливаниями и страховкой с берега и с воды (шли тандемом). Пару раз не успели с маневром перед "джакузи", в сам этот пенный котел попали полулагом (пытались выйти на чистый язык. Выйти-то вышли, а катамаран повернуть не успели, т.к. в момент гребка у одного гребца весло стукнулось в камень и гребок не получился), однако слились благополучно. После трека ушли влево от обливного камня (проход с наплыва плохо заметен) и зачалились после Щек. Видимо сказалась усталость и при прохождении следующего, более простого участка катамаран чиркнул одним баллоном по прижиму, распоров коридор продолины. Подействовало отрезвляюще, поэтому перед последней ступенью отдыхали дольше. Последняя ступень похожа на предыдущую, только еще проще. Далее левобережный бом выполаживается и ущелье заканчивается. На прохождение ущелья потрачено 4,5 часа.

На выходе из Амбартогольского ущелья.
Фото 18. На выходе из Амбартогольского ущелья.

Обнос вещей - по хорошей тропе левого берега, которая начинается от прп.N18, затем уходит в гору и, срезая поворот, выходит ниже ущелья на удобный бивак. Налегке по тропе можно пройти за 40 минут, с рюкзаком - за час, с рамой катамарана - за полтора-два.

Судя по большому количеству обломков дюралевых труб, весел и касок Амбартагольское ущелье регулярно пытаются проходить. С переменным успехом...

Препятствие N20 (69км). Порог "Амбартагол" с несколькими беспорядочно расположенными сливами. требует сложных маневров между валунами. Проходится по основной струе по большим валам.

Препятствие N21. Простая шивера. После нее справа впадает ручей Амбартагол.

Участок устье р.Амбартагол - устье р.Даялык.

После ущелья река разбивается на протоки. Идти нужно по более полноводным.

Препятствия N22, N23. Каменистые шиверы, проходятся без разведки.

Препятствия NN24-30 (73км). Однообразные небольшие каменистые шиверы. Сильная - N25. Скорость течения 6-7 км/час.

Препятствие N31 (77км). Мелкая каменистая шивера длиной 1км, за ней - левый приток р.Хунда-Гол. За притоком - островки.

Препятствие N32. Шивера. Находится в протоках, в прохождении проста.

Препятствие N33 (80км). Шивера. Заканчивается прижимом к правому берегу в скальных воротах.

Препятствия NN34-36. Шиверы с нарастающей мощью. Притоки Эбер-Губдоло и Нам-Дабан впадают за отмелями и плохо заметны.

Препятствия NN37-38 (83км). Мелкие каменистые шиверы.

Препятствие N39 (84км). На левом повороте сильный прижим к скале правого берега, за прижимом - обливник с ямой. Необходимо резко уходить к левому берегу. Разведка по левому берегу.

Препятствия NN40-45. Простые шиверы, проходятся без разведки. Препятствие N43 - длиной 1,5км. За шиверой N45 на левом берегу - скала.

Препятствия N46, N47 (89км). Шиверы средней сложности, разведка не требуется. То на одном, то на другом берегу скалы.

Препятствие N48 (91км). Шивера. На выходе прижим к правому берегу. Сразу за шиверой скальные ворота - начало "водопадного" каньона.

Урик перед "Водопадным каньоном"
Фото 19. Урик перед "Водопадным каньоном"

Далее характер реки меняется: гладкие пологие сливы заканчиваются прижимами к скальным стенкам, за прижимами, обычно, глубокие омуты. каньон очень красив. Сплав доставляет большое эстетическое удовольствие. Через 2км от входа в каньон - Уриковский Водопад.

Препятствия NN49-59. Пологие сливы с прижимами к скалам каньона. Идутся без разведки.

Препятствие N60 Уриковский Водопад.

Перед водопадом галечный остров. Левый берег - скальная стенка, правый - пологий, поросший лесом. Основная протока - левая. Впереди виден столб водяной пыли, но она не служит ориентиром. Чалиться нужно сразу после галечника на правый берег. В этом месте начинается тропа для обноса длиной 150м, место вытоптано и хорошо заметно с воды. Отсюда до верхнего бьефа водопада около 60м.

Водопад Урика
Фото 20. Водопад на р.Урик

Особых ориентиров на берегу перед водопадом нет.

Мы зачалились на галечник, увидев впереди водяную пыль. С острова заметили впереди тропу для обноса и, убедившись, что там можно зачалиться, перегнали суда к ней. Обнос занял 1,5 часа. Тропа широкая и разборки судов не требуется. Снизу водопад очень красив. Здесь же есть неплохой бивак. В лесу много грибов, в реке ловится хариус.

За водопадом - 2км живописного каньона, но препятствия сложнее, чем в предводопадной части.

"Водопадный" каньон Урика. Сумерки.
Фото 21. "Водопадный" каньон Урика. Сумерки.

Препятствие N61 (93км). Шивера - порог. Очень каменистая. Проход левее центра.

Препятствие N62. Шивера. В русле крупные валуны, проход по правой стороне.

Препятствия N63, N64. Простые шиверы.

Конец каньона - у левого притока р.Хончин. Если есть время и воды много, можно пройти нижний каньон этой реки. Тропа для осмотра уходит вверх по реке по левому ее берегу, но хорошего бивака здесь нет. По расходу воды р.Хончин очень похожа на р.Холбу.

Препятствие N65. Мелкая шивера. Проходится правее от центра.

Препятствие N66. Мелкая, но сложная шивера, требующая маневров среди валунов.

Препятствие N67. Незначительная шивера.

Препятствие N68 (95км). Порог. Перед правым поворотом омут, на повороте слив, в струе полуобливной камень с мощной бочкой за ним. Проходить у правого берега.

Препятствие N69. Прижим к левобережной скале с отбойным валом.

Препятствие N70 (97км). Шивера.

Препятствие N71, N72. Перекаты.

Препятствие N73 (98км). Шивера. Значительный уклон, вал более 1 метра. Перед шиверой - левый приток, на левом берегу развалины брошеного поселка. Через 1,5км - еще изба.

Препятствия NN74-85. Шиверы чередуются с перекатами. Читаются с наплыва.

Препятствие N86 (111км). Шивера длиной до 1км с прижимами к левому берегу. За ней - правый приток р.Янхор. На правом берегу - изба.

Препятствия NN87-92. Простые шиверы со значительной крутизной.

Далее правый приток р.Даялык.

Устье р.Даялык
Фото 22. Устье р.Даялык.

Участок устье р.Даялык - барак Борты.

В месте впадения правого притока р.Даялык (114км) на левом берегу добротная изба с баней. Отличное место для дневки или для базового

Изба в устье р.Даялык
Фото 23. Изба в устье р.Даялык.

лагеря при прохождении этого притока. Много брусники , грибов и рыбы. После Даялыка река поворачивает влево и входит в "Чертово ущелье". На востоке видна горная вершина "Чертова голова". Участок сложен, требует предельного внимания при прохождении. Берега, в основном, каньонные, очень живописны. Разведка и страховка обязательны.

Препятствия NN93-98. Шиверы. Идутся без разведки.

Препятствие N99 (117км). Мощный прижим к правому берегу. По обоим берегам скалы.

Препятствие N100 (119км). Порог после скальных ворот и поворота реки на 90 градусов. Языки сливов чередуются с бочками, чистый проход по левой стороне. Разведка по правому скальному берегу.

Препятствие N100. Фото 1.


Препятствие N100. Фото 2.


Препятствие N100. Фото 3.
Фото 24-26. Препятствие N100.

Препятствие N101 (120км). Мощный порог на правом повороте реки. Правый берег - скала, левый - каменная отмель. Мощный косой слив по центру накрывается отбойником от каменного острова. У правого берега водопадный двухметровый слив с пенным котлом, за ним далее дорожка валов до 1,5м. За порогом - плес. Разведка по левому берегу, страховка за валами на плесовом участке. Сразу за порогом необходимо пристать на отмель справа для разведки прп.N102.

Препятствие N102 (121км). Порог "Чертики".

От песчаной отмели после прп.N101 идет тропа для осмотра порога. Тропа идет вдоль шиверы по лесу и выходит к основной части порога на берег. Берега в пороге сложены из живописных невысоких скальных выходов, стенки в пороге вертикальные, базальтовые. Ширина реки - 10-30м, длина порога 100 метров, сброс воды небольшой, не более 2-3м и выражен неявно. В самом узком месте видны остатки опор деревянного моста. Осмотр показал своеобразный характер воды в пороге. Выделяются две ступени. Первая - это слив воды в месте сужения реки скалами. Характерен навал воды слева и справа к центру. Основную сложность представляют образующиеся при этом мощные, до двух метров, косые валы в сливе, производящие с берега очень внушительное впечатление. При просмотре первой ступени также представляется вероятной возможность попасть на камень справа, но в действительности струя уносит катамаран от камня к центру. Среди валов, чуть левее центра, находится мощная бочка, которую желательно обойти справа (в малую воду вместо бочки большой камень). Вторая ступень нестандартна тем, что по ее центру с уклоном вправо идет мощный, параллельный берегу, вал , вызванный закручиваемой штопором основной струей. Это вал наваливает на правый берег, но существует и менее мощный ответный вал, исключающий возможность удара о правый берег. На самом выходе - небольшая бочка, идется в лоб.

Кульминация пор."Чертики". Фото 1.


Кульминация пор."Чертики". Фото 2.
Фото 27 и 28. Кульминация пор."Чертики".

Проходили порог следующим образом: первая ступень - по центру, правее бочки, вторая ступень - выгребали влево, "на спину" параллельного берегу вала. Один экипаж перестарался и катамаран на уходе влево попал носом в суводь, развернулся и закончил прохождение кормой вперед. Разведка и страховка по правому берегу.

Выходная часть пор."Чертики". Фото 1.


Выходная часть пор."Чертики". Фото 2.
Фото 29 и 30. Выходная часть пор."Чертики".

Дальнейший сплав по Чертову Ущелью и Красному Каньону очень динамичен, однако все препятствия при нормальном уровне воды имеют ярко выраженную линию движения, хорошо видную с воды (каякерам будет несколько сложнее ориентироваться в порогах с высокими валами - их лучше просмотреть). Множество суводей для чалки и страховки с воды дает возможность идти этот участок "с наплыва" достаточно сильной группе. Единственное, что может быть стоит просмотреть - это препятствия до пор.Чертовы Ворота.

Препятствие N103. Одноступенчатый порог. Полутораметровый слив с мощным обратным валом.

Препятствие N104. Трехступенчатый порог. Три слива по 1м с пенными котлами за ними.

Препятствие N105. Шивера - перекат.

Препятствие N106. Порог "Чертовы ворота". Двухступенчатый, каждая ступень метровый пологий слив с пенным котлом за ним. Сливы расположены в левой половине потока. Есть хорошо выраженные языки. Разведка по левому берегу, страховка за порогом.

Препятствие N107. Порог с чистым сливом посередине. Осмотр с правого берега. На левом берегу - остатки брошенного шахтерского поселка Шигна. Дома частично разрушены.

Препятствие N108 (123км). Сильная шивера с большим уклоном и валом до 1,5м.

Препятствия N109, N110. Шиверы.

Препятствие N111. Порог. Три чистых метровых слива вдоль левого берега.

Препятствие N112. Порог. Расположен на правом повороте реки. На входе - прижим к правому берегу, затем левую сторону перегораживает "гребенка", необходимо перейти с левой стороны на правую.

Препятствие N113 (125км). Сильная шивера со значительным перепадом и валами до 1,5м, бочками.

Препятствие N114. Порог. В центре слив до 1м с бочкой, дорожка валов. По краям вода более спокойная.

Препятствие N115. Порог на S-образном повороте. Крутой слив с ямой у правого берега, у левого берега - валы. Проход слева.

Препятствие N116. Шивера.

Препятствие N117. Небольшой порог. Чистые сливы вдоль правого берега.

Препятствие N118. Порог. Скальные останцы на входе на правой стороне, пологие языки между полуобливных камней. Разведка по левому берегу.

Препятствия NN119-121 (127км). Шиверы, читаются с наплыва.

Препятствие N122 (130км). Порог "Красный каньон". ориентиром порога служит резкое сужение русла реки скальными стенками красноватого цвета. Разведка по скалам левого берега. Порог начинается мощным свалом воды с гряды камней, перекрывающей часть русла. Основная струя вдоль правого берега образует прижим к правобережной скале, далее крутой метровый слив с ямой, мощный сбой левой и правой струй, вода сильно вспенена, далее слабый прижим к скальному выступу правого берега. В каньоне Урик течет спокойно.

Препятствие N123. Порог "Крокодилы" находится в 400м от предыдущего. Образован скальными обломками в русле, напоминающими гигантских крокодилов. Прохождение в заходе между скальными обломками, далее необходимо уходить вправо по метровым сливам на основную струю с валами до 1,5м. Слева от струи - мощная суводь.

Препятствие N124. Чистый пологий слив с валом до 1м.

Препятствие N125. Порог. На выходе "гребенка" из подводных камней, свободна только левая сторона. Далее необходимо уйти на середину струи.

Препятствия N126, N127 (132км). Простые чистые сливы не более 1м. В этом районе на скалах можно найти "каменную смолу".

Препятствие N128 (134км). Порог. Осмотр по правому берегу. В пороге - подводные камни, валы, бочки. Проходили вначале по центру, затем, перед выходом, уходили влево от подводных камней.

Препятствие N129 (135км). Порог за последним резким поворотом "Чертова ущелья". Посередине порога - галечный островок. Идти можно по любой протоке, более спокойная левая. Осмотр с левого берега.

Препятствие N130. Чистый слив.

Препятствие N131. Шивера.

Препятствия N132, N133. Перекат.

Урик на выходе из Чертова ущелья. Фото 1. Урик на выходе из Чертова ущелья. Фото 2.
Фото 31 и 32. Урик на выходе из Чертова ущелья.

Отвесные стены ущелья становятся все более низкими и вскоре встречаются лишь отдельные скалы. Участок барак Борты - устье р.Урик.

Препятствие N134 (137км). Порог "Борты". В последний раз поднимаются скальные стены с обоих берегов. Порог хорошо просматривается с воды. Вход и выход по центру.

Последние шиверы более короткие и расстояния между ними увеличиваются.

Препятствия NN135-138. Шиверы с прижимами.

Препятствия NN139-145. Шиверы, перекаты.

Долина постепенно расширяется. Перед следующей шиверой хорошо заметен правый приток. На левом берегу изба.

Препятствие N146 (143км). Шивера.

Препятствия NN147-158. Простые шиверы. За шиверами омуты, где возникают "грибы" от перемешивания стоячей воды со струей. Перед шиверой N155 на левом берегу изба. Приток с левого берега, сразу за ним - домик егеря. Появляются острова, долина расширяется. Река выходит из гор, но течение сохраняется до устья.

Рыбак.
Фото 33. Рыбак.

На правом и левом берегу расположен охотничий поселок Ужир. Отсюда, при случае, можно уехать в пос.Шанхар. Дорога идет по правому берегу. Вдоль левого берега крутая гора тянется вплоть до пос.Шанхар. Перед пос.Шанхар два троса поперек реки (переправа или бывший мост) и водомерный пост. Магазина и почты в поселке нет. В поселке живут очень приветливые люди. У них можно попросить картошки в обмен на деньги или остатки продуктов. При известной щедрости, можно подарить им оставшиеся излишки продуктов просто так (все равно с пустами руками они вас не отпустят :-).

Далее река разбивается на несколько проток, все проходимы. Есть брод для машин. Дорога идет в пос.Новостройка до которого 10км (есть сельсовет, лесхоз, магазин, почта, автобусное сообщение с г.Черемхово).

Нижнее течение р.Урик.
Фото 34. Нижнее течение р.Урик.

Урик впадает в Большую Белую. Правый берег - отрог Саянских гор, слева начинается равнина, лес. Против места впадения тракторная дорога, по ней 2км до поселка Инга (два магазина, пекарня, отделение связи).

Далее сплав по реке Большая Белая.

Через 3-4км река вплотную подходит к характерной сопке на левом берегу. По ее низу идет автодорога от пос.Новостройка через Ингу в Голуметь. Здесь целесообразно закончить сплав.

[содержание]

Смета расходов

NСтатья расходовСумма,
руб/1чел.
Сумма,
руб./7чел.
1дорога Казань-Новосибирск (поезд, плацкарт)293.002051.00
2дорога Новосибирск-Красноярск (поезд, плацкарт)94.00658.00
3дорога Красноярск-Иркутск (поезд, купе)307.602153.20
4дорога Иркутск-Монды (автобус)192.851350.00
5дорога Монды-Самарта (машина)114.28800.00
6дорога Самарта-Зун-Холбо (машина)25.00175.00
7дорога Инга-Голуметь (машина)14.28100.00
8дорога Голуметь-Черемхово (микроавтобус)28.57200.00
9дорога Черемхово-Свердловск (поезд, плацкарт)327.502292.50
10дорога Свердловск-Казань (поезд, плацкарт)122.60858.20
11питание в дороге400.002800.00
12питание на маршруте600.004200.00
13фото, видео28.57200
14аптечка14.28100
Итого:2600.0018200.00
Курс валюты на 31.07.99: 1 доллар США = 25 рублей.

[содержание]

©2000 RAFT (HTML - версия отчета изготовлена Дмитрием Дунаевым).
Переходов: 8513 CGI script ©2002 by Dmitry Dunaev