Федерация спортивного туризма Республики Татарстан
О Т Ч Е Т
о горном туристском походе
четвертой категории сложности
Центральному Тянь-Шаню,
совершенном с 25 июля по 11 августа 2012г.
Руководитель группы: Мансуров Д.Е.
Казань 2012
Краткие сведения о путешествии.
Вид туризма: горный.
Категория сложности: четвертая усложненная.
Район похода: Республика Кыргызстан, Центральный Тянь-Шань, хребты Терскей, Куйлю.
Количество участников: 8 человек.
Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 22/18 дней.
Протяженность маршрута: 160,4 км.
Нитка маршрута:
г. Каракол- р. Куйлю В. - р. Экичат - пер. МКТ (2А*, 4444) - р. Чон-Борду Ю. - р. Ирташ - р. Куйлю Ю. - пер. В. Грушина (2Б, 4920) - пер. Каратор В. (2Б, 4619) - р. Куйлю В. - р. Караколтор З. - пер. ФКТ (2Б*, 4450) - пер. Любитель (1Б, 4350) - ледн. Киче-Борду - п. Каракол радиально (2Б, 5272) - пер. Зап. Плечо Каракола (3А*, 4956) - ледн. Айланыш - пос. Джеты-Огуз.
Информация об участниках.
Фамилия, имя, отчество | Дата рожд. | Туристский опыт | Обязанности в группе |
Мансуров Дмитрий Евгеньевич | 03.11.1966 | Ц. Тянь-Шань 6Р (пеш.) | руководитель, видеооператор |
Антонов Алексей Владимирович | 26.03.1972 | фотограф | |
Ахмадиева Гузель Габделхаковна | 02.05.1984 | Алтай 4У (пеш.) | |
Гусманов Ильяс Вакилевич | 17.09.1986 | завхоз | |
Дерзаев Сергей Владимирович | 12.08.1985 | Ц. Тянь-Шань 6У (пеш.) | |
Сафин Альфред Робертович | 22.03.1981 | ||
Смирнов Алексей Леонидович | 09.05.1982 | Ц. Тянь-Шань 6У (пеш.) | штурмовик |
Черножуков Алексей Евгеньевич | 15.03.1977 | Алтай 5У (пеш.) | медик |
Техническое описание.
25 июля (1 день)
г. Каракол - р. Куйлю В.
Длина пути: 5,5 км; перепад высот: +56 м; ЧХВ: 1:35
Погода за день: облачно, временами дождь - переменная облачность - легкая облачность
Выезд из г. Каракол в 8:30.
1. Начало маршрута |
В 14:00 высаживаемся из машины (ЗиЛ-131 вахтовка) на левом берегу р. Куйлю В.
Машина не дошла до планируемой точки (домики пастухов) 4 км из-за сужения дороги, более легкий автомобиль, типа ГАЗ-66 или УАЗ может пройти (рис. 1).
От места выгрузки из автомашины идем сначала по дороге, затем дорога уходит наверх от реки по террасе, а мы идем по берегу реки по галечнику. Встречаются незначительные прижимы (рис. 2).
2. Прижимы на р. Куйлю В. |
Продолжаем движение по тропе по левому берегу реки и через 30 мин подходим к устью р. Караколтор.
26 июля (2 день)
р. Ашутор - р. Экичат
Длина пути: 9,5 км; перепад высот: +543 м; ЧХВ: 5:00
Погода за день: переменная облачность - легкая облачность, ветер - облачно, временами дождь
Выход в 8:10.
Вверх по р. Ашутор
3. Брод через р. Караколтор |
Вверх по р. Экичат
4. Каньон р. Экичат |
Через 1 ч 20 мин спускаемся опять к реке и еще 20 мин идем по широкой долине реки.
27 июля (3 день)
р. Экичат - ледн. Экичат
Длина пути: 3,3 км; перепад высот: +524 м; ЧХВ: 2:25
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 7:10.
р. Экичат
Поднимаемся по широкой пологой долине р. Экичат и через 1 ч 15 мин. выходим на открытый пологий ледник.
Ледн. Экичат
5. Подход к пер. МКТ |
Проводим разведку, тропление ступеней и провеску перил через бергшрунд.
28 июля (4 день)
пер. МКТ (2А*, 4444) - р. Борду (Чон-Борду Ю.)
Длина пути: 10,6 км; перепад высот: +244, -922 м; ЧХВ: 5:20
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 7:00.
Подъем на пер. МКТ (2А*, 4444)
8. Перевальный взлет пер. МКТ |
9. На седловине пер. МКТ |
7. Перевальный взлет пер. МКТ |
6. Подход к пер. МКТ |
Поднимаемся по ледовому склону крутизной до 40° По вертикальным перилам - 40 м и еще 30 м по ледовой мульде - по наклонным перилам (рис. 8) и выходим на широкий пологий снежный гребень перевала. Дальше спускаемся по гребню на север около 200 м до максимального понижения (рис. 9). Здесь на скалах находим тур, здесь же находится оптимальное место для спуска.
Подъем всей группы на перевал занимает 2ч.
Спуск с пер. МКТ
12. Ночевка перед каньоном |
10. Спуск с пер. МКТ |
11. Западный склон пер. МКТ |
р. Борду (Чон-Борду Ю.)
Спускаемся по левому берегу р. Борду. Через 2 ч 30 мин, немного не доходя до впадения притока с ледн. Металлург, упираемся в каньон, путь по левому берегу сильно затруднен плотными крутыми лессовыми склонами. Переправа на правый берег р. Борду к вечеру невозможна. Ночуем у берега реки (есть место для палаток) (рис. 12).
29 июля (5 день)
р. Борду - р. Ирташ
Длина пути: 19,5 км; перепад высот: -410 м; ЧХВ: 5:10
13. Переправа через р. Борду
Погода за день: ясно - ясно - легкая облачность
Выход в 6:00.
Вниз по р. Борду
Переправляемся на правый берег р. Борду. Переправа н/к, стенкой по 4 чел., глубина реки 0,6 м. (рис. 13).
Идем по правому берегу и через 20 мин подходим к впадению притока с ледн. Металлург, переходим опять на левый берег р. Борду (переправа н/к) и далее идем по травянистым террасам левого берега, не спускаясь к воде. Через 2 ч 20 мин. плавно траверсом заходим в широкую долину р. Ирташ (рис. 14) довольно далеко (500-600 м) от устьевого каньона р. Борду.
14. Выход в долину р. Ирташ |
Идем вниз по течению р. Ирташ по тропе левого берега. Через 2ч 30 мин выходим в устье р. Куйлю З. к необитаемому вагончику егерей Сарычат-Ирташского заповедника.
30 июля (6 день)
р. Куйлю Ю.
Длина пути: 9 км; перепад высот: +473 м; ЧХВ: 5:30
Погода за день: легкая облачность - облачно - облачно
15. Переправа через р. Куйлю Ю. |
16. Долина р. Куйлю Ю. |
Вверх по р. Куйлю Ю.
Переправляемся на левый берег р. Куйлю Ю. Переправа по перилам, глубина брода 0,8 м., течение сильное (рис. 15). Первый участник проходит с палками на страховке. Переправа всей группы занимает 1 ч 10 мин.
Дальше поднимаемся по левому борту долины реки Куйлю Ю. Есть слабая теряющаяся тропа. Частые наборы/сбросы высоты в обход прижимов на моренных валах боковых ледников (рис. 16).
Через 4 ч 20 мин упираемся в прижим, требуется переправа на другой берег. Вечером невозможно.
31 июля (7 день)
р. Куйлю Ю. - ледн. Куйлю Ю.
Длина пути: 8,9 км; перепад высот: +840 м; ЧХВ: 4:15
Погода за день: легкая облачность - облачно - дождь, мокрый снег
Выход в 7:10.
Вверх по р. Куйлю Ю.
Переправляемся на правый берег р. Куйлю Ю. Утром переправа не представляет сложности.
Поднимаемся травянистым карманом моренного вала и через 45 мин, обойдя каньон, спускаемся в широкую долину. Далее двигаемся по небольшим каменистым холмам, придерживаясь правого борта долины и через 45 мин подходим к языку ледника Куйлю Ю.
Вверх по ледн. Куйлю Ю.
В течение 2 ч 15 мин поднимаемся по открытому леднику, лавируя между ледовыми холмами и глубокими промоинами с водой.
Затем ледник становится закрытым и еще 30 мин идем в связках, тропя раскисший снег по колено.
1 августа (8 день)
ледн. Куйлю Ю. - пер. В. Грушина (2Б, 4920) - плато лед. Каратор
Длина пути: 5,7 км; перепад высот: +496, -160 м; ЧХВ: 8:25
Выход в 6:20.
Вверх по ледн. Куйлю Ю.
В течение 2 ч идем вверх по закрытому леднику (рис. 17), снег замерз не сильно, временами проваливаемся по бедро. Тропежка 15-20 см.
Подходим под бергшрунд перевального взлета пер. В. Грушина (рис. 18).
Подъем на пер. В. Грушина (2Б, 4920)
В течение 4 ч 30 мин. подъем по перилам по снежному (70 м), затем по ледовому (210 м) склону крутизной 45-50°. Первый участник идет без рюкзака (рис.19,20, 21).
Спуск с пер. В. Грушина
Для спуска за 10 мин. переходим в связках по снежному пологому гребню на соседнюю (влево по ходу) седловину (рис. 22). Спускаемся в связках в течение 10 мин. по снежному склону крутизной до 30° на плато ледн. Каратор. Тропежка 30-40 см.
Плато ледн. Каратор
В течение 1ч 35 мин двигаемся по плато Каратор в направлении пер. Каратор В. Тропежка 20-40 см. (рис. 23).
2 августа (9 день)
плато ледн. Каратор - спуск с пер. Каратор В. (2Б, 4619) - р. Каратор
Длина пути: 14,2 км; перепад высот: -1588 м; ЧХВ: 6:25
Погода за день: легкая облачность - переменная облачность - дождь со снегом
Выход в 8:10.
24, 25. Спуск с пер. Каратор В. на север |
По пологому снежно-ледовому гребню за 25 мин спустились на седловину пер. Каратор В.
Спуск с пер. Каратор В. (2Б, 4619)
Спуск с седловины на ледник Каратор проходит сначала по осыпи (50 м в связках) (рис. 24), затем по вертикальным перилам (170 м) по ледовому склону, подрезанному внизу бергшрундом, крутизной 35-40°. Спуск всей группы занял 1 ч 45 мин. (рис. 25-26).
Вниз по ледн. Каратор
26. Северный склон пер. Каратор В. | 27. Срединная морена ледн. Каратор |
Вниз по р. Каратор
Идем по правому берегу р. Каратор по слабой тропе и через 2 ч выходим в долину р. Куйлю В.
3 августа (10 день)
р. Куйлю В. - р. Караколтор
Длина пути: 8,3 км; перепад высот: +140; ЧХВ: 2:10
Погода за день: облачность - облачность - облачность
Выход в 13:25. Полудневка, ходили за заброской.
Вверх по р. Куйлю В.
От места ночевки переходим через р. Каратор по мостику, через 20 мин, мимо домиков пастухов, подходим к мостику через р. Ашутор и переходим на левый берег р. Ашутор.
Вверх по р. Караколтор
В течение 1ч 50 мин идем по слабой тропе правого берега р. Караколтор.
4 августа (11 день)
р. Караколтор - ледн. Караколтор
Длина пути: 12,9 км; перепад высот: +931; ЧХВ: 5:50
Погода за день: облачно, ветер - облачно, ветер - облачно, ветер
Выход в 9:43.
28. Восточный склон пер. ФКТ |
В течение 2 ч продолжаем идти по правому берегу р. Караколтор и подходим к концевой морене ледника Караколтор. К слову, можно идти и по левому берегу - там тоже есть тропа. За 25 мин по морене выходим на пологую часть ледн. Караколтор.
Вверх по ледн. Караколтор
В течение 1 ч 45 мин поднимаемся по пологому открытому леднику, придерживаясь левого борта, затем ледник становится закрытым и еще 1 ч идем в связках. Подходим под перевал ФКТ (рис. 28).
5 августа (12 день)
пер. ФКТ (2Б*, 4450) - пер. Любитель (1Б, 4350)
Длина пути: 5,9 км; перепад высот: +565, -610; ЧХВ: 6:50
Погода за день: облачно - облачно - облачно
Выход в 7:25.
29. Подъем на пер. ФКТ | 30. Подъем на пер. ФКТ |
31. На пер. ФКТ | 32. Спуск с пер. ФКТ |
33. Спуск с пер. ФКТ | 34. Западный склон пер. ФКТ |
В течение 15 мин от места ночевки по закрытому пологому леднику подходим под перевальный взлет.
Первая часть подъема на перевал проходит по центральной части слабо-разорванного ледопада, по открытому льду крутизной до 40-50° (150 м перил, время подъема 2ч) (рис. 29-30).
Вторая часть подъема по закрытому слабо-наклонному (30°) леднику (45 мин) в связках (рис. 31).
Спуск с пер. ФКТ
Спуск на ледн. Металлург проходит по снежно-ледовому склону крутизной до 40° в левой по ходу стороне седловины. Длина перил 100 м. Время спуска всей группы - 1 ч. (Рис. 32-34).
Ледн. Металлург
В течение 50 мин по закрытому леднику в связках пересекаем ледн. Металлург по направлению к правому борту и подходим под перевальный взлет пер. Любитель. Тропежка во второй половине дня 15-40 см.
37. Седловина пер. Любитель |
36. Подъем на пер. Любитель |
35. Подъем на пер. Любитель |
Перевальный взлет начинается сразу от ледника Металлург. Поднимаемся плотной группой по подвижной мелкой и средней осыпи крутизной до 40° по широкому кулуару (рис. 35). Камнеопасность невысока даже во второй половине дня. В верхней трети подъема кулуар разделен на 2 части скальным лбом. Идем в правом по ходу кулуаре, поскольку там есть скальные ступеньки. Для спуска лучше им не пользоваться.
В конце подъема начинаются разрушенные скалы, по которым провешиваем 40 м перил (рис. 36). Время подъема группы 1ч 20 мин. (рис. 37).
39, 40. Западный склон пер. Любитель |
38. Спуск с пер. Любитель |
Спуск в восточную камеру ледн Киче-Борду сначала проходит по участку разрушенных скал крутизной до 45°. Провешиваем 60 м перил (рис. 38).
Затем траверсом вправо по ходу по мелкой и средней подвижной осыпи выходим на пологую часть ледника. Спуск всей группы занимает 40 мин. (рис. 39-40).
6 августа (13 день)
ледн. Киче-Борду
Длина пути: 5,5 км; перепад высот: -120, +380; ЧХВ: 4:35
Погода за день: облачно - облачно - облачно
41. Ледопад Киче-Борду | 42. Начало подъема на ледопад Киче-Борду | 43. Подъем по ледопаду Киче-Борду |
44, 45, 46. Подъем по ледопаду Киче-Борду |
ледн. Киче-Борду
За 1 ч по открытому пологому леднику и морене переходим из восточной камеры в среднюю часть ледн. Киче-Борду.
Начинаем подъем в среднюю камеру ледника по центральной части пологого ледопада (рис. 41-42). Через 55 мин подъема ледопад становится более разорванным и закрытым, приходится лавировать между трещинами и сераками (рис. 43-46).
47. Ночевка в ледопаде Киче-Борду |
7 августа (14 день)
ледн. Киче-Борду
Длина пути: 3,7 км; перепад высот: +520; ЧХВ: 4:25
Погода за день: ясно - ясно - облачность, туман, снег
Выход в 6:55.
48. Выход на плато Киче-Борду | 49, 50. Плато Киче-Борду | |
51, 52, 53. Плато Киче-Борду |
По снежным мостам выходим за 40 мин. на плато ледн. Киче-Борду (рис. 48-51). Далее 1ч 20 мин идем в связках в направлении левого борта долины. Тропежка 15-20 см, временами ведущий проваливается в снег по пояс в неразличимые с поверхности трещины, тогда приходится на ощупь искать альтернативные маршруты (рис. 52-53).
30 мин идем вдоль левого борта (здесь глубоких трещин уже нет, тропежка 15-20 см) и резко поворачиваем вправо по ходу в достаточно узкую восточную камеру ледника, ведущую к подножью п. Каракол (рис. 54).
54. Подход к п. Каракол | 55. Разлом на подходе к п. Каракол |
56. Разлом на подходе к п. Каракол | 57. Подход к п. Каракол |
8 августа (15 день)
восх. на п. Каракол
Длина пути: 1 км; перепад высот: +390; ЧХВ: 8:25
Погода за день: легкая облачность - ясно, временами туман, снег - ясно, временами туман, снег
Выход в 8:00.
От места ночевки за 20 мин по закрытому пологому леднику в связках подошли под взлет (рис. 58). Далее 15 мин по снежному склону крутизной до 35° подходим под берг, отсюда начинаем вешать перила в ледовом кулуаре крутизной до 50°. Длина перильной веревки - 350 м, время подъема всей группы - 5 ч (рис. 59-62). В конце подъема выходим на пологий широкий гребень. Вершина п. Каракол представляет собой невысокий пологий купол в 100 м к северу от места нашего выхода на гребень, набор высоты с гребня около 20 м. (рис. 63) на скалах около купола нашли тур, оставленный туристами из Томска.
Существует еще альтернативный путь подъема на п. Каракол (рис. 58, показано пунктиром) с седловины пер. Зап. Плечо Каракола, ожидаемая протяженность перильной веревки там, по крайней мере на 100 -150 м короче. Но описания подъема по этому пути у нас не было и характер склона в верхней части подъема был неизвестен.
Спуск с п. Каракол проходит по пути подъема и занимает 2ч 50 мин.
9 августа (16 день)
пер. Зап. Плечо Каракола (3А*, 4956)
Длина пути: 1,7 км; перепад высот: +110, -420; ЧХВ: 4:50
Погода за день: ясно - ясно - облачность, временами туман, снег
Выход в 8:15.
За 20 мин по пологому закрытому леднику в связках подходим под перевальный взлет (рис. 64). Перевальный взлет - снежно-ледовый склон крутизной до 30°, протяженностью около 100 м преодолеваем за 10 мин. и выходим на узкую седловину перевала (рис. 65).
Спуск с пер. Зап. Плечо Каракола
Непосредственно с седловины провешиваем 50м перил по снежно-ледовому склону крутизной до 45° (рис. 65) (спуск всей группы - 30 мин), затем за 30 мин в связках по закрытому леднику крутизной до 40° длинным серпантином (рис. 66-67) спускаемся на основание северного отрога (седловину пер. Васильева).
Дальнейший спуск проходит по скально-ледовому гребню в течение 3 ч. На этом пути попадаются локальные снежно-ледовые склоны крутизной до 45°, где провешиваем перила (20м, 30м и 70 м) и 1 скальный жандарм, который проходим поверху с навешиванием 20 м перил (рис. 68-74). После этого, выходим на широкую седловину (рис. 75). По причине ухудшения метеоусловий проводится разведка дальнейшего пути и, по результатам разведки, ночевка.
10 августа (17 день)
спуск с пер. Зап. Плечо Каракола - ледн. Айланыш
Длина пути: 8,1 км; перепад высот: -1720; ЧХВ: 8:15
Погода за день: ясно - ясно - ясно
Выход в 8:00.
76, 77. Спуск по Казанскому кулуару | |
78, 79. Спуск по Казанскому кулуару | |
80, 81. Спуск по Казанскому кулуару | |
82. Казанский кулуар |
В дальнем конце седловины, на которой проходила ночевка, влево-вниз по ходу движения уходит ледовый кулуар на ледн. Айланыш (рис. 75).
Поскольку этот путь спуска был никак не назван, а также учитывая, что в 2007 году руководитель группы уже спускался здесь, называем этот кулуар "Казанским".
Левый борт этого ледового кулуара представляет собой фирновое ребро крутизной около 40° и протяженностью 400м, толщина фирна на котором составляет порядка 1 м и позволяет уверенно и безопасно передвигаться в связках с попеременной страховкой через ледоруб (рис. 76).
Через 400 м ребро кончается и мы переходим на скально-ледово-осыпной гребешок крутизной 35-40° в центре кулуара (рис. 77-78), где провешиваем 50 м перил по гребню (рис. 79) и еще 50 м с гребня (крутизна до 45° рис. 80-81) на снежник крутизной около 35°, ведущий на пологую часть ледн. Айланыш (здесь идем уже просто в связках). Всего спуск всей группы до пологой части ледн. Айланыш занимает 4 ч 30 мин.
По результатам прохождения, можно сказать, что "Казанский" кулуар (рис. 82) хорошаяальтернатива продолжению пути по гребню до седловины пер. Джеты-Огуз, поскольку не требует от участников хорошей индивидуальной техники, необходимой для траверса непростого скально-ледового гребня.
ледн. Айланыш
83. Начало ледопада ледн. Айланыш | 84. Дюльфер с бараньего лба |
85. Дюльфер с бараньего лба | 86. Конец ледн. Айланыш |
Более простой путь спуска проходит по закрытому леднику вдоль левого борта ущелья. Однако путь этот пролегает в опасной близости снежно-ледовых склонов и во второй половине дня не рекомендуется (к слову, в 2007г. руководитель группы именно там и шел). Кроме того, очень не хотелось распутывать трещины, забитые раскисшим снегом. В правильности выбранного пути нас укрепило наличие старой спусковой петли на бараньем лбе. Спуск всей группы со лба занимает 1ч 10 мин.
Еще 45 мин спуска по боковой правой морене и открытому льду и мы достигаем конца ледника и выходим к истокам р. Айланыш (рис.86).
р. Айланыш
Р. Айланыш течет 2-мя параллельными потоками, разделенными старым моренным валом, по гребню которого идет тропа. В течение 1 ч спускаемся по тропе. В конце пути моренный вал кончается и тропа переходит на правый берег правого потока. Появляются первые деревья.
11 августа (18 день)
р. Айланыш
Длина пути: 24,6 км; перепад высот: -700; ЧХВ: 6:10
Погода за день: легкая облачность - ясно - легкая облачность
Выход в 7:35.
Вниз по р. Айланыш (Джеты-Огуз)
В течение 3ч 10 мин спускаемся в лесной зоне по хорошей тропе правого берега р.
Айланыш и выходим к мосту через мощный правый приток. Здесь стоит дом и
несколько юрт, начинается автомобильная грунтовая дорога.
Еще 3 ч идем по дороге и выходим к курорту Джеты-Огуз, откуда уезжаем в г. Каракол
на маршрутном автобусе.
Варианты подъезда, отъезда и проживания. Затраты.
Из Казани в Бишкек и обратно имеется 2 авиарейса в неделю - в понедельник и пятницу. Стоимость билета - 8000 руб.
Заброска из Бишкека в Каракол и далее в д.р. Куйлю В., оформление погранпропусков и проживание в юрточном лагере были организованы через фирму ОсОО "Туркестан Трэвел", топ-менеджер Сергей Пышненко (720075, Бишкек, 8-30-99; тел.: +996 312 511560, +996 543 911451, +996 555 178881; e-mail: psi61@mail.ru, Skype: turkestan_kg, http: www.turkestan.biz). Рекомендуем всем!
Вообще, немаловажным аргументом в пользу выбора района путешествия был юрточный лагерь "Туркестан Трэвел", в котором можно отдохнуть после похода, помыться в душе и просто полежать после обжорства в многочисленных кафе Каракола. Мы любим это место.
Стоимость трансфера Манас - Каракол (транспорт - тойота секвойя и лексус) - 7500 руб. на группу.
Заброска Каракол - р. Куйлю В. (транспорт - ЗиЛ-вахтовка) - 9500 руб. на группу.
Пропуска в погранзону - 1350 руб./чел.
Проживание в юрточном лагере - 250 руб./чел.
Всего затраты на поход на человека составили 28000 руб.
Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.
- В целом можно считать основные задачи, поставленные перед походом, выполненными.
- Основные принципы физической и высотной акклиматизации, примененные на этапе планирования маршрута, позволили группе, ряд участников которой не поднимались ранее на высоты более 4000 м, пройти маршрут без существенных ухудшений самочувствия. На максимальную высоту 5272 м (пик Каракол) поднялись 7 участников, 1 человек оставался на связи в базовом лагере на высоте 4900 м и обеспечивал страховку.
- В течение похода участники, не имевшие ранее опыта прохождения сложных локальных препятствий, получили необходимые навыки и усвоили основные принципы.
- В целом маршрут можно рекомендовать для прохождения хорошо подготовленным группам.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте:
- При подъеме на пер. МКТ на снежных склонах видны следы снежных оползней. Природа их, видимо, в неустойчивости относительно тонкого (до 10 см) верхнего слоя снега при намокании его под воздействием солнца. Мощность оползней невелика, но сбить человека с ног может.
- Сильный подъем дневного уровня воды в реках, особенно в условиях узких долин, препятствует прохождению прижимов и заставляет уменьшать запланированный на день километраж. В частности, на р. Борду и Куйлю Ю.
- Раскисшие снежные мосты на ледопаде и плато Киче-Борду полностью не промерзают даже ночью.
- Группа имела в составе снаряжения спутниковый телефон Iridium и была застрахована от несчастных случаев, поэтому в случае необходимости, можно было эвакуироваться практически из любого места.
Карта маршрута.
Перевальные записки.
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|