Туризм в Татарстане
Дороги, которые нас выбирают... Статья, опубликованная в журнале «Спортивный Туризм» о походе 5 к.с. команды т/к «Траверс» по Центральному и Восточному Кодару Проект "Марийка" - Республика Марий Эл по-туристически

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы
«Общалка» | «Из Рук в Руки» | Фотогалерея | Поиск | Ссылки


Отчеты
Самые популярные
Новые
Все

По видам
Местные маршруты
Велосипедный
Пешеходный
Лыжный
Водный
Горный
Спелео

Поиск


Кнопки

Авторская песня в Казани

Турклуб ТаЕЖный



Версия для печати | Комментарии (0)

Татарский республиканский совет по туризму и экскурсиям

Отчет о водном путешествии четвертой категории сложности по рекам Архангельской области и республики Карелия

Илекса, Вама, Водла

совершенном с 31июля по 21 августа 1995г.

Руководитель группы Голубев Ф.В.

Адрес руководителя: г.Казань

ул. Маяковского, д.31 кв.7

Казань

1995


Содержание:

1.Общий раздел.................................................................................3

1.1 Общая характеристика маршрута......................................4

1.2. Состав группы ........................................................................5

1.3. Сведения о районе путешествия ......................................7

1.4 Общая характеристика маршрута......................................9

2. Организация путешествия .....................................................11

2.1. Выбор маршрута и организация похода .......................12

2.2. Предпоходная подготовка группы...................................13

2.3. Обеспечение безопасности на маршруте ....................14

3. График движения и техническое описание маршрута.16

3.1. График движения по маршруту.......................................17

3.2. Подъезды и выезды ............................................................21

3.3 Техническое описание маршрута.....................................23

4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации ...................32

5. Приложения.................................................................................36

5.1. Список оборудованных биваков .....................................37

5.2. Краткий перечень препятствий ......................................38

5.3. Список личного снаряжения ...........................................41

5.4. Список группового снаряжения .....................................41

5.5. Список медицинской аптечки .........................................42

5.6. Состав ремнабора ...............................................................43

5.7. Раскладка продуктов ..........................................................43

5.8. Смета расходов ....................................................................44

5.9. Список использованной литературы .............................45

6. Фотографический и картографический материал ..........46

 


1. Общий раздел

1.1 Общая характеристика маршрута

  • Район путешествия - Архангельская область и Восточная Kарелия.
  • Категория сложности - четвертая.

    Вид туризма - водный.

    Количество участников - одиннадцать.

    Типы судов :

    катамаран четырехместный - 1шт.

    катамаран двухместный - 1шт.

    каркасно-надувной каяк - 3шт.

    байдарка надувная "Ласточка-21" - 1шт.

    Маршрут путешествия:

    г.Казань - г.Москва - г.Вологда - пос.Суеозеро - пос.Золотуха р.Парманжа - р.Илекса - оз.Водлозеро - р.Вама - р.Водла пос.Водла пос.Пудож - пос.Шалая - г.Петрозаводск - г.Москва г.Казань.

    Протяженность сплава - 265 км.

    Продолжительность путешествия - 22 дня.

    Проведено полевых ночевок - 15.

    Пройдено:

    по озерам - 70 км.

    пешком при разведках - 10 км.

    Средний уклон русла на сплавном

    участке Вама-Водла - 2 м/км.


    1.2. Состав группы.


    Фамилия И.О.
    год рожд.
    обязанность
    опыт водных путешествий
    место учебы

    1. Голубев
    Филипп
    Витальевич
    1973
    руководитель
    Чаткал 5 к.с., уч.,кат.
    Ч. и Б. Черемош 3к.с., уч., каяк
    Тумча 3 усл.к.с., рук., каяк
    Уба 3к.с., уч., каяк
    КГТУ студент

    2. Дунаев
    Дмитрий
    Михайлович
    1975
    казначей
    Воньга 2к.с., уч., байд.
    Усьва 2к.с., рук., байд.
    КГТУ
    студент

    3. Кузнецов
    Роман
    Елисеевич
    1973
    завхоз
    Тумча 3к.с., уч., кат.
    обкатка пор. Ревун
    КГТУ студент

    4. Харьковцов
    Алексей
    Викторович
    1973
    кинофото оператор
    Тумча 3к.с., уч., кат
    обкатка пор. Ревун
    КГТУ студент

    5. Шарашев
    Игорь
    .Минсабирович
    1971
    ответственный за досуг
    Тумча 3к.с., уч., кат
    Тумча 3к.с., рук., кат
    преподава тель

    6. Зеленцов
    Игорь
    Николаевич
    1971
    банщик
    Пшеха 2к.с., уч., байд.
    Сакмара 2к.с., уч.,байд.
    Тумча 3к.с., уч., байд.
    безработ ный
    7. Курин
    Арсений
    Леонидович
    1977
    реммастер
    Кокшага 1к.с., уч.,байд.
    Ай 2к.с., уч., байд.
    КГТУ студент


    8. Корюков
    Владимир
    Сергеевич
    1973
    отв. за страховку
    Юшут 1к.с., уч., байд
    КГТУ студент

    9. Деменьтьева
    Анна
    Николаевна
    1975
    участник
    Кокшага 1к.с., уч.,байд.
    Воньга 2к.с., уч., байд.
    КГМУ студент

    10.Богородская
    Ирина
    Юрьевна
    1972
    медик
    Юшут 1к.с., уч., кат.
    Юж. Буг 2к.с., уч.,кат.
    Тумча 3к.с., уч., кат
    КГМУ студент
    11.Исхакова
    Диляра
    Габдрашидовна
    1975
    участник
    Юшут 1к.с., уч., байд
    КГМУ студент

    Распределение группы по экипажам :

    Катамаран четырехместный: Корюков В.С.
    Богородская И.Ю.
    Дементьева А.Н.
    Исхакова Д.Г.
    Катамаран двухместный : Шарашев И.М.
    Кузнецов Р.Е.
    Байдарка надувная : Зеленцов И.Н.
    Курин А.Л.
    Каяки каркасно-надувные : Голубев Ф.В.
    Харьковцов А.В.
    Дунаев Д.М.


    1.3. Сведения о районе путешествия.

    Район путешествия расположен на юге Архангельской области и юго-востоке Карелии. Этот район представляет собой пологий уступ, разделяющий Балтийский щит (крупное поднятие обширного участка земной коры в северной части Европы, и Русскую платформу.

    На севере, вдоль Онежской губы Белого моря, расположен невысокий кряж - "Ветреный пояс". Этот кряж, имеющий высоты до 350м, принадлежит юго-восточной оконечности Балтийского щита. "Ветреный пояс" на севере круто обрывается к неширокой приморской низине, а на юге постепенно понижается к болотистой равнине бассейна р.Илексы, впадающей в Водлозеро. Холмистая, местами низкогорная территория сложена древнейшими кристаллическими породами, которые постепенно погружаются вглубь Земли, по мере удаления на восток и юго-восток, скрываясь под толщами осадочных пород. Коренные породы вскрываются здесь в руслах порожистых рек, обнаруживаются на склонах долин и берегах многочисленных озер.

    Несмотря на северное расположение, Карелия отличается довольно мягким климатом. Это объясняется близостью к Белому, Балтийскому и незамерзающему побережью Баренцева моря, омываемому течением Гольфстрим.

    Все реки принадлежат к группе со смешанным, с преобладанием снегового, источникам питания. Так у р.Водла снеговое питание составляет 45% всего годового объема стока, дождевое 25%, грунтовое 30%. Летний уровень воды сильно зависит от дождей. Средняя температура воды в августе 14-16 градусов. Замерзание рек происходит в ноябре, а вскрытие - в конце апреля.

    Местность района покрыта густыми сосновыми (до 60%) и еловыми (до 30%) лесами, в которых обитает около 60 видов животных: лось, бурый медведь, волк, лисица, заяц и др. и более 200 видов птиц. Огромны рыбные запасы Карелии. В нижних течениях порожистых рек встречается семга, в озерах - озерный лосось, почти во всех реках водятся щука, окунь, хариус, плотва, лещ, судак, сиг.

    Берега рек покрыты зарослями малины, красной и черной смородины, черники, голубики, брусники, морошки, земляники и др. В августе появляются грибы: белые, подосиновики, маслята и др. Лето умеренное, короткое. Для района летом характерны сумеречные белые ночи, вечерняя заря сливается с утренней. Осень наступает в середине августа. Годовая сумма осадков 500-600мм, что более, чем на 100мм превышает возможное испарение. Поэтому весь район входит в зону избыточного увлажнения. Свыше 70% осадков выпадает с мая по сентябрь. Таким образом, район нашего путешествия выделяется гористым рельефом и таежной экзотикой, постоянного населения почти нет.


    1.4. Общая характеристика маршрута.

  • р.Илекса. Вытекает из южной оконечности Калгачихинского озера, впадает в Водлозеро. Длина реки около175 км. Река имеет малый уклон (около 0,5 м/км), и протекает по заболоченой местности. На реке 7 озер, большинство которых мелководны и заросли камышом и тростником. Пороги Илексы просты в прохождении, и предварительного просмотра практически не требуют. Пороги же с большим уклоном (Охтомпорог, Калакундский) мелки, и проходимы лишь в большую воду. Ширина реки колеблется от 50 до 300 м, расход в устье в среднем 25 куб.м/с. На реке много рыбы и оборудованных стоянок с зарослями голубики.
  • оз.Водлозеро. Самое крупное озеро Восточной Карелии. Площадь 368кв.км, длина 36,2км, ширина 15,9км, наибольшая глубина 16м. На озере 196 островов. Берега невысокие, большей частью каменистые. В Водлозеро впадают три крупные реки: Илекса, Пильма и Тонда, а вытекает Вама и Сухая Водла. Уровень воды в озере поддерживается плотинами на р.Ваме и Сухой Водле, основной сток по р.Ваме. Многочисленные острова с песчаными пляжами делают озеро очень красивым. На одном из островов расположена жемчужина деревянного зодчества - Ильинский погост.

    р.Вама. Вытекает из юго-восточной оконечности Водлозера. Сливается с р.Сухая Водла, образуя р.Водла. Длина реки около 24 км, Расход воды в реке регулируется плотиной в истоке, и составляет в среднем 30-35 куб.м/с. Для реки характерно наличие течения на всем ее протяжении. На реке 20 порогов, сложностью 2-5 к.с. Все они проходимы и представляют большой спортивный интерес. Берега реки заросли лесом, много удобных мест для стоянок.

    р.Водла. Образуется при слиянии рек Вама и Сухая Водла, впадает в Онежское озеро. Длина реки около 175 км. На реке 38 порогов. Река в нижнем течении судоходна, используется для сплава леса начиная от пос.Водла. От слияния до пос.Кубово, где находится запань - на 50 км более 20 порогов. Ниже поселка Водла в воде много топляков. Средний уклон 0,328 м/км, расход воды - 40 куб.м/км. Ширина реки колеблется от 30 до 200м. Берега лесистые, много ягод, грибов. Рыбалка всеми видами ловли запрещена (озерный лосось). Много мест для стоянок.


    2. Организация путешествия

    2.1. Выбор маршрута, организация похода.

    Путешествие по данному маршруту является первопрохождением среди казанских туристов. Это очень странно, т.к. данный маршрут освоен туристами других городов очень давно. Тем более удивительно, что маршрут имеет как технически сложные пороги, так и много красивых мест для стоянок и даже включен в классификатор маршрутов. На маршруте по р.Илексе нам однажды попался ряд "автографов" какой-то безвестной казанской группы, побывавшей на Илексе в 1969, 1972, 1973 годах, однако что это была за группа, и где она закончила маршрут так и осталось для нас загадкой.

    Идея совершения похода по данному маршруту возникла у нас из общения с туристами г.Тольятти, прошедших в прошлом году Ваму и Водлу от Кугонаволока. Нашей группе, имеющей для совершения похода IVк.с. опыт лишь с определенной натяжкой, нужна была река с постепенным нарастанием сложности, и наличием препятствий широкого диапазона сложности. Кроме того для участия в чемпионате Татарстана по туризму маршрут должен был быть малоизвестным, охватывающим значительную территорию и содержащим в себе большие познавательные возможности. Таким образом мы остановили свой выбор на путешествии IVк.с. по рекам Илекса - Вама - Водла, пересекающим практически всю западную часть Архангельской области.

    Сроки проведения похода определялись в основном наличием у членов группы свободного от учебы времени, и временем, необходимым для подготовки к маршруту.

    Материал и лоцию на реки Вама и Водла получили из библиотеки г.Самара N66В-86, руководитель Башмаков В.А., описание р.Илексы из книг (см. список литературы).


    2.2. Предпоходная подготовка группы.

    Подготовка к походу велась с марта 1995г.:

     

    • были приведены в рабочее состояние и доусовершенствованы имеющиеся средства сплава: каркасно-надувные каяки, весла к ним и к катамаранам;
    •  Изготовлены двухместный и четырехместный катамаран с надувными элементами нового типа, а также подготовлена к испытаниям оригинальная система каячной страховки. Одной из целей похода являлась проверка надежности данных конструкций;
    • собрана вся доступная информация о маршруте и окружающей его местности, проработаны различные пути заброски на маршрут;
    • проводились тренировки на байдарках и каяках на реке Казанка;
    •  группа участвовала в апреле-июне в соревнованиях по ТВТ на р.Казанка, Сумка, Юшут, Б.Кокшага;
    •  в рамках подготовки к сезону в целом в апреле 1995 года был осуществлен тренировочный выезд на пор.Ревун (р.Исеть), где в условиях максимально приближенных к реальным отрабатывалась слаженность действий группы в различных ситуациях, возникающих на бурной воде.


    2.3. Обеспечение безопасности на маршруте.

    Главная опасность при совершении походов высоких категорий сложности - сам человек, если он:

    1. малоопытен для данной категории;
    2.  недостаточно подготовлен технически и психологически;
    3. обладает низкой дисциплиной и сознательностью.

    Первое проявляется в том, что человек не знает, как поступать в той или иной ситуации, или знает, но не умеет этого делать. Последнее - в том, что он знает и умеет, но не хочет и не делает того, чего требует обстановка и безопасность. В систему мер обеспечения безопасности входят следующие аспекты подготовки и проведения путешествия:

    •  правильность комплектования группы и экипажей;
    •  тактико-техническая подготовленность группы и экипажей;
    •  правильность выбора маршрута и сроков его прохождения;
    •  тактика движения группы;
    • качество снаряжения;
    • не только знание как ликвидировать аварию, но и умение делать это, т.е. отработанность спасработ.

    Группа состояла из 11 представителей клуба "РАФТ" и КГТУ, опыт которых был весьма различным. Подготовленность группы обеспечивалась совместной обкаткой порогов, тренировками на каяках, участием в соревнованиях по ТВТ. Надо признать, что остановив свой выбор на этом практически неизвестном в Казани маршруте, мы замахивались на "четверку" не имея должного опыта. Группе необходима была река с постепенным нарастанием сложности и мощи, т.к. схоженость экипажей при неплохой технической подготовке в целом оставляла желать лучшего. При сплаве большое внимание было уделено разведке препятствий, местам страховки и съемки. Вопросы страховки в нашем походе имели своеобразный характер, т.к. наиболее опытная часть группы проходила маршрут на однокорпусных судах, и имела по сравнению с катамаранами практически те-же шансы на безаварийное прохождение. При лучших ходовых качествах каяков, возникла мысль о возможности взаимостраховки с этих судов как альтернатива замещению катамаранного экипажа на более опытный.

    Для страховки с каяков была выбрана используемая за рубежом система страховки: к пришитой снаружи к спасжилету обвязке со свободно проходящим по направляющим грудным ремнем, в спинной области закреплен отрезок репшнура длиной 5м и диаметром 6мм. Крепление осуществляется с помощью незатягивающейся петли, либо замкнутого кольца от пряжки. Сам репшнур, к другому концу которого привязан немуфченый карабин, укладывается в специальный спинной карман. В случае возникновения аварийной ситуации, на пригодном для страховки участке, каякер подходит к спасаемому, и, пристегнув карабин, направляется к берегу. При этом репшнур освобождается из кармана, и, натягиваясь воспринимает нагрузку. Так как репшнур крепится на спине спасающего, это не стесняет его действий и позволяет в случае необходимости совершать даже такие приемы как эскимосский переворот. В случае непредвиденных осложнений имеется возможность "отстрела" репшнура с помощью нагрудной пряжки.

    Помимо вышеуказанного применялись и традиционные в туристской практике способы страховки :

    •  страховка катамараном с воды;
    •  страховка спасконцом с берега;
    •  взаимостраховка катамаранов при прохождении реки тандемом.

    Всвязи с ограниченной информацией по реке во время осмотра порогов наряду с определением линии движения составлялись схемы порогов и уточнялась лоция. Катамараны были снабжены чалками и спасконцами, запасными веслами. Ремнабор для крупного ремонта имелся один на всю группу. Для страховки группа использовала спасконцы длиной 25, из 6-мм репшнура. Группа имела хорошую медаптечку.


     3. График движения и техническое описание маршрута

    3.2.Подъезды и выезды.

    Для заброски на Илексу существует несколько вариантов, которые разнятся между собой лишь начиная от станции Куша.

    Наиболее рационально забрасываться на приток Илексы Олову, впадающую в нее в 10км ниже калгачихинского озера. Для этого необходимо сойти на ст.Куша, и, договорившись в конторе лесхоза насчет машины, заброситься прямо на реку (75км.)

    Другой, более трудоемкий вариант, которым и воспользовалась наша группа, позволяет заброситься на исток самой Илексы - Парманжу. Для этого мы доехали на поезде до ст.Суеозеро, пересев на мотовоз, добрались до пос.Золтуха и на лесхозовской машине уехали на карьер, расположенный в 6км. от реки. Немного раньше карьера от дороги уходит вправо тропа, ведущая на Парманжу. Обычно водители знают это, и сами останавливают в нужном месте. Кроме того, если повезет, можно договориться в самом карьере насчет вездехода до Калгачихинского озера, до которого отсюда 8км. Наша же группа прошла до Парманжи пешком. Тропа, ведущая к реке, проходит по низменной, часто заболоченной местности, так что порой приходится идти по колено в жиже с риском провалиться по пояс.

    Последний, наиболее трудоемкий вариант связан с волоком по р.Нюхча от поселка Южный, до которого идет узкоколейка от станции Маленьга, и пешим переходом 8км в район Калгачихинского озера.

    •  Несколько советов группам, стесненным в средствах. Для заброски из Казани наиболее дешевым представляется такой вариант :
    1.  Поскольку из Казани в Москву общих вагонов нет, необходимо взять билет на любой пассажирский поезд в плацкартный вагон.
    2.  Взять билет в прицепной вагон Москва - Онега, до Вологды. Вагон отправляется с поездом N220 в 22.35 по Москве.
    3.  В то время, как вагон стоит в Вологде в ожидании поезда Вологда - Мурманск (7 часов), можно спокойно взять билет на этот поезд в общий вагон. Надо отметить, что народу в этих краях ездит мало, и на один вагон набирается едва ли с десяток пассажиров. Вещи же можно перенести, когда подадут поезд.

    Теперь о сброске. Здесь так-же существует несколько вариантов. В зависимости от длины маршрута можно сбрасываться в пос.Водла близ пор.Печки, пос.Кубово - через 25км сплава, или непосредственно в пос.Шала еще через 100км.

    •  Из пос.Водла в г.Пудож ходит рейсовый автобус, отправляющийся от старой остановки в 6.30 утра. Следует учитывать, что временами здесь бывает наплыв людей, и туристов с багажом могут не посадить. Кроме того в дождливый сезон рейс вообще могут отменить из-за плохой дороги. К счастью нас сия стезя миновала, и мы уехали благополучно. Далее от автостанции г.Пудожа до пристани Шала ходит автобус, прибывающий прямо к отправлению кометы до Петрозаводска. В качестве запасного варианта можно предложить договориться в лесхозе пос.Водла насчет спецрейса прямо до пристани, однако следует учесть, что платить придется не только лесхозу, но и водителю. О комете. Здесь тоже может создаться ситуация с обилием людей. В этом случае можно попробовать уехать в г.Медвежьегорск с автостанции г.Пудож.
    •  Сбрасываться из пос.Кубово проще - здесь и рейсовых автобусов больше, и ехать ближе.
    •  Сброску непосредственно от пристани следует признать наиболее примитивным вариантом, пригодным лишь для людей с избытком энергии.


    3.3.Техническое описание маршрута.

    Илекса.

    Маршрут был начат от стоянки, к которой ведет тропа от карьера. Здесь есть оборудованный бивак и лес для постройки катамаранов. Илекса в этом месте называется Парманжа и представляет из себя протоку шириной 6-8м со стоячей водой бурого цвета. Через 2 часа сплава протока расширяется, и впадает в поросшее камышом Калгачихинское озеро. Сама деревня расположена в средней части озера под левым высоким берегом. Озеро следует проходить держась в 0,5-1км от правого берега, или по фарватеру, отмеченному вешками. Исток Илексы имеет вид широкой заболоченной протоки, выдающейся в озеро заросшими травой берегами. На одном из берегов стоял когда-то указатель, от которого теперь остался лишь столб. Пересечение озера занимает около 1,2 часа. Далее, на протяжении 3 ходовых часов на реке имеется лишь один бивак (см.Приложение). В других местах стоять нельзя ввиду их заболоченности.

    Калгачихинские пороги, равно как и все остальные категории и представляют из себя всего лишь участки быстротока, и порогами называются лишь по той причине, что к ним легко можно привязаться при определении пройденного расстояния. Вообще-же при прохождении Илексы рекомендуем ориентироваться больше на приведенный в приложении список биваков.

    За час сплава до оз.Тун, русло разделяется на 2 рукава длиной до 1,5км. В устье левого притока Чусрека рекомендуем встать на обед, т.к. дальше следует большой перерыв в биваках. Здесь Илекса становится немного полноводнее, и временами даже появляется течение. Река сперва собирается в одно русло, а затем снова разбивается на протоки. Идти нужно главной протокой, которая здесь явно выражена. Через 30 минут справа открывается вид на заросшее Ламбушозеро, а еще через 40 минут начинается озеро Тун. Перед входом в озеро есть единственное спорное место, где река разделяется точно посередине на два рукава. Идти нужно правой протокой, где течение более сильное, и откуда начинается фарватер через заросшее озеро. Фарватер внешне выглядит как "тропинка", "протоптанная" в камышах, и помеченная вешками. Озеро пересекается в течении часа. Через 1км от озера на левом берегу стоит лесничество, где в принципе можно заночевать, однако лучше это сделать через 6-7км на т.н. Носовщине - районе озера Носовское, где на протяжении 4-5км тянутся высокие берега со множеством оборудованных мест для стоянок. Эти места - поистине жемчужина Илексы, и если где и делать дневку, так это именно здесь.

    В конце Носовщины расположен первый "двоечный" порог Носовский, представляющий из себя быстроток на лево-правом "S"-образном повороте с обилием камней в русле. Проходится без просмотра. После порога, берега постепенно понижаются, и через 2 часа сплава начинается самое большое озеро на Илексе - Монастырское. Озеро называется так потому, что на юго-восточной его окраине стоял когда-то монастырь, чьи развалины видны справа на выходе из озера. Озеро довольно велико, и при средней силы ветре здесь нагоняет большую волну. Наша группа попала на озеро при сильном северо-северо-западном ветре, так-что при кильватерной волне суда сносило левее выхода. По этой причине сперва мы двигались по ветру на левобережный хорошо видимый мыс, затем под защитой камышиных зарослей пересекали озеро с востока на запад, а на расстоянии 1км от правого берега вновь перешли на бакштаг. Пересечение озера заняло у нас 1 час. Озера Монастырское и Ик соединяются широкой протокой, изгибающейся вправо, и по сути составляют одно целое. Выход из озера Ик расположен в западной его оконечности, и вполне очевиден.

    Через час сплава река разделяется на 2 протоки. Проходимы обе, но интереснее идти правой. Перед слиянием проток расположен порог Лузский, проходимый правее маленького острова, и требующий быстрого маневрирования на выходе. Далее до оз.Лузское 2 часа спокойного сплава. Следует учитывать, что перед входом в озеро река вновь делится на протоки, и вовремя уйдя в право, при благоприятном стечении обстоятельств можно срезать до 5 км даже не вплывя в озеро. Так или иначе, выход из озера расположен по правому берегу в 0,5км от входа.

    Через час сплава от озера, в заливе левого берега расположен единственный на весь район бивак, правда достаточно хороший, со столом и баней. До Охтомпорога от этого места примерно 2км.

    Охтомпорог 3 к.с. - один из самых сложных на реке - представляет из себя цепь длинных мелководных шивер, проходимых лишь в большую воду. Для групп, идущих на промышленных байдарках порог желательно осмотреть. Наша группа данный порог просматривала с наплыва, определяя линию движения при промежуточных зачаливаниях.

    Из остающихся на реке порогов можно отметить еще лишь порог Калакундский, расположенный близ деревни Калакунда через 15км от Охтомпорога. Воды в этом пороге больше, чем в вышеописанном, и несмотря на малую длину, нам он показался наиболее сложным на Илексе. В пороге - множество невидимых с наплыва камней, поэтому данный порог тоже желательно осмотреть.

    Через 40 минут сплава на правом берегу открывается последняя на Илексе серия благоустроенных биваков, которая тянется вплоть до Водлозера.

    От Калакундского порога до Водлозера - около 25км. На этом пути предстоит еще пересечь последнее Колонтозеро, фарватер которого обозначен вешками.


    Водлозеро.

    Перед Водлозером на правом берегу имеются остатки пристани, а в нижнее течение Илексы иногда заезжает водометный катер. В принципе при штормовой погоде или встречном ветре можно доехать на нем прямо до Вамской плотины. У нашей группы ветер был сильный, но попутный, так что пересечение озера не представило большого труда. Вначале необходимо держать курс на остров Ильинского погоста, хорошо заметный из-за высоких деревьев, растущих на нем. Сам Ильинский погост - уникальный памятник зодчества 18 века - достаточно интересен в познавательном плане. Рекомендуем сделать на острове остановку, и провести здесь экскурсию. Далее следует ряд мелких островов, которые необходимо оставить по правому борту. Слева надо оставить лишь один Шуеостров, кажущийся при прохождении частью берега. После Шуеострова надо быть очень внимательным и не пропустить нужный залив. Ориентиром его может служить узкий проход между мысом левого берега и островом. Зайдя за мыс, на противоположной стороне залива можно увидеть развалины деревни Чуялки, на которые и следует держать курс. Около деревни залив заметно изгибается вправо, и за поворотом прямо напротив деревни расположена Вамская плотина. Из озера сама плотина не видна, однако видны избы следящих за ее состоянием смотрителей. Обнос плотины - по правому берегу.


    Вама.

    Река Вама начинается от Вамской плотины, и на 24км сплава содержит 20 порогов.

    Прежде всего следует указать на принципиальную возможность прохождения плотины на каяках. Плотина представляет из себя яд столбов, заколоченных в грунт поперек всей реки с интервалом 70-80см. Расход воды регулируется с помощью деревянных щитов, опускаемых в промежутки между столбами. Перепад, создаваемый на плотине составляет около 2м, причем 1,5 из них приходится на пологий слив сразу за столбами, а еще 0,5 - на короткий 50 метровый быстроток, переходящий в устьинскую шиверу. При наличии в группе опытного каякера и надежной страховки, можно было бы попытаться пройти плотину между 4 и 5 столбами считая от правого берега. У нашей группы не было этих двух составляющих, поэтому плотину мы обнесли.

    Устьинская шивера - представляет собой быстроток с валами до 1,2м по левому краю. Кроме того в конце шиверы остров делит поток на 2 неравные части. Мы рекомендуем идти левым рукавом несмотря на то, что попасть в него труднее. При прохождении данного препятствия судам с трудом удавался выход из подплотинной суводи, в результате чего байдарка и катамаран-двойка не смогли уйти в левую протоку, а с катамарана-четверки от резкого рывка при пересечении границы струй выпал лоцман. Каяки прошли шиверу по задуманной линии движения по валам вдоль левого берега.

    До Меньпорога, проходимого без разведки - 1км хорошего течения. Далее следует идти осторожно, т.к. через 500 метров быстротока расположен порог Роккай.

    Порог Роккай 4к.с. расположен на слабо изгибающимся влево участке реки. Порог отличается заметным падением и представляет собой толчею валов до 2м на быстротоке длиной 400м. Далее поток постепенно успокаивается. Осмотр порога - по левому берегу. Все суда прошли данный порог удачно, захватив для тренировки самые большие валы.

    Далее следуют два коротких, проходимых без разведки порога, а через 1км от Роккая начинается порог Островной.

    Порог Островной 4к.с., равный по мощи Роккаю, сложнее и длиннее последнего, и отличается более замысловатой линией движения. Начинается порог с острова, делящего русло на 2 неравные части. Левая протока более полноводная и прямая. Здесь скорость течения увеличивается, и появляются косые валы, идущие от валунов, разбросанных по краям русла. Через 100-150 метров толчеи, река делает левый поворот и принимает справа вторую протоку. В этом месте в русле расположена каменистая мель, на которую идет навал воды. В более мелкий правый проход пройти проще, однако он маловоднее, и в низкую воду, возможно, непроходим. Кроме того здесь надо преодолеть сбой струй, возникающий при впадении правой протоки. В левую протоку уйти несколько сложнее, однако проход здесь чист при любом уровне воды. После левого поворота следует 50-метровый быстроток, переходящий в выходную шиверу с валами до 1,5м и несколькими камнями в русле. Наша группа прошла этот порог и слева и справа от отмели. Для того, чтобы уйти в левую протоку, необходимо уходить с центральной струи за 50 метров до поворота. В правую протоку легко попасть, если идти по главной струе. При прохождении порога один каяк перевернулся, и перехватить его смогли лишь на выходной шивере. Осмотр порога и страховка - по левому берегу.

    Пор.Пуганда 4к.с. расположен через 2км от пор.Островной. Порог очень похож на пор.Роккай и имеет хорошо заметное падение. Разведка порога по правому берегу, проход - по основной струе.

    Далее на протяжении 12км через небольшие промежутки идут пороги с номерами 9-18, сложностью не выше 2к.с. Обычно это сужения русла с течением и несколькими камнями в русле.

    Порпорог 3к.с. расположен на левом повороте, и ориентиром его могут служить заслоны для рыбы, представляющие из себя своеобразные плетени из тонких бревен, выступающие с обоих берегов на 3-4м. Осмотр порога удобнее производить по левому берегу. Проходится порог по основной струе с зачаливанием после впадения рудиментарной левой протоки.

    Последний на Ваме порог Боровой расположен через два поворота. В пороге большие валы, проход по основной струе.

    Далее до слияния с Сухой Водлой река успокаивается, и временами разбивается на протоки.

    Реки Вама и Сухая Водла в месте слияния текут практически навстречу друг - другу, а Водла, берущая здесь начало, уходит вправо. 


    Водла.

    Первый порог Верхневамский на р.Водле расположен в 200м от устья р.Сухая Водла за левым поворотом реки напротив брошенной деревни. Река разделяется на две протоки, образуя остров. Правая забирает треть всей воды, в ней множество камней, прохождение ее проблематично. Левая протока более многоводна. В ней и находится порог Верхневамский 3к.с. Проходить порог нужно по основной струе вдоль правого берега. Осмотр - по левому берегу, страховка - с воды.

    Второй порог Нижневамский находится через 200м. после Верхневамского. Порог образуется выступающей с правого берега каменистой отмелью, перегораживающей 2/3 русла. Сложность порога сильно зависит от воды, и при высоком ее уровне он почти полностью затопляется, превращаясь в "S" образный поворот с валами 0,5м.При низкой воде на поверхности появляется множество надводных и обливных камней, валы до 1м, которые требуют сложного маневра с пересечением струй. Порог желательно просмотреть. Страховка с воды.

    Нетомский порог 2к.с.- через 8км после Нижневамского - небольшое сужение, валы до 1м. Проходится без просмотра.

    Кинский порог 3к.с. в 9км от устья Вамы и в 500м от устья р.Черевы образован прохождением реки через подводную гряду. Множество крупных камней. Внешний вид зависит от уровня воды. Желателен просмотр.

    Далее следует ряд однотипных порогов, образованых из-за сужения берегов, сложностью не выше 2к.с. Все их можно идти без предварительного просмотра (Перчище, Баранья Голова, Мокриус, Верхние и Нижние Щелкны).

    Порог Падун 5к.с. находится через 15км от р.Вамы, и в 200м от порога Нижние Щелкны после брошенной деревни на правом берегу. С воды порог практически не виден, однако хорошо слышен его грохот. Зачаливаться для осмотра удобно в 30м от самого слива в суводи у правого берега. Порог образуется в результате слива через плиту. Перепад около 1,7м по всей ширине реки. Слив в левой части порога крутой, и прохождение здесь нежелательно из-за сильно останавливающего противотока в бочках. В правой же части слив более пологий, однако его прохождение осложнено валом высотой более 2м, возникающим по центру слива в следствии какого-то внутреннего сбоя струй. После этого "бугра" вода вновь устемляется вниз, образуя собственно бочку. Далее следует обширный спокойный участок, где удобно осуществлять страховку. Прохождение порога технической сложности не представляет, и зависит в основном от правильного захода. Для этого необходимо пройти мимо небольшого обливного камня, стоящего за 50м до слива на расстоянии 45-50м от правого берега. От этого камня следует, набрав скорость идти на "бугор" правее вершины примерно на 1м. В этом случае судно, съезжая с вала оказывается лишь на краю бочки, где противоток слабее. Наша группа многократно обкатывала этот порог, и убедилась в правильности данной линии движения. Было совершено 6 оверкилей. В первом случае каяк, зайдя в порог у левого края слива был остановлен противотоком, перевернут сперва через корму, а после выполнения эскимосского переворота поставлен лагом в бочке и перевернут вторично. Далее произошел срыв юбки, каяк набрал внутрь много воды, притопился, и был выброшен из порога донной струей почти в вертикальном положении. В четырех других случаях перевороты происходили при попадании на большой скорости в бочку за стоячим валом. Байдарка при одном из прохождении неудачно пересекла гребень, где ее развернуло, и перевернуло противотоком бочки. Все прохождения катамаранов на данном пороге были удачны. Страховка осуществлялась с катамарана, с берега спасконцом, и с помощью приемов самостраховки силами членов экипажей судов.

    Порог Осиновец находится через 2км от порога Падун. Река здесь разделяется на 2 примерно равных рукава вокруг острова, у которого, как правило в левой протоке стоят лодки. Правая протока сложнее и имеет 4к.с., требует при прохождении более сложных маневров, к тому же нужно пройти две бочки. Левая протока более простая - 3к.с. Наша группа проходила порог правой протокой, и при прохождении было совершено 3 оверкиля.В первом случае при траверзе второй бочки у большого камня перевернулся каяк. Во втором - байдарка лагом попала в выходные валы с пенными гребнями, а в третьем - каяк при заходе в суводь у правого берега задел кильсоном плохо видимый обливной камень и по инерции перевернулся. Каяки были поставлены на ровный киль эскимосским переворотом, а байдарка с экипажем прибита к песчаному пляжу левого берега.

    Между порогами Осиновец и Ируганский расположен порог Боровик. Пороги Боровик и Ируганский можно проходить без предварительного просмотра.

    Порог Печки, самый сложный на реке находится в 10-12км от пор.Осиновец напротив деревни Новая Водла (на левом берегу). Примерно в 1км от порога на правом берегу находится деревянная церковь. Перед порогом в русле много островов, поэтому желательно после церкви идти вдоль правого берега. Порог образуется в результате резкого падения воды в правой и центральной протоке вокруг скалистого острова. Левая протока мелководна, и кончается небольшим водопадом. Центральная протока наиболее сложная. Порог в ней имеет 5к.с. для байдарок. Начинается порог прямым участком с большим уклоном, который резко сужается, образуя серию косых стоячих валов высотой до 1,2м. Далее следует треугольный неравнобокий слив с пенными, сходящимися в центральный "котел", косыми бочками. Левая, более перпендикулярная к течению бочка, имеет сильный противоток, и останавливает даже хорошо разогнавшиеся суда. Правая бочка более косая, и меньшей мощности хорошо проносит, но пройти через нее невозможно, из-за одного из двух рыболовных "плетней", выступающих от берегов на 2м, и сильно ограничивающих маневр. По нашей воде наиболее рациональной и для катамаранов и для байдарок была следующая линия движения: двигаясь на разгонной шивере несколько левее центра русла, за 50м до слива начинать разгон, взяв курс на край правого плетня. После того как небольшим с виду косым валом непосредственно перед сливом судно отобьет примерно на метр влево, оно попадает прямо на правый край пенного котла. По нашей воде две сходящиеся бочки компенсировали друг друга таким образом, что противоток в этом месте был наиболее слаб, и наиболее перпендикулярен к течению. Далее следует быстро зачалиться в суводь у правого берега, т.к. через 60м быстротока начинается неприятная мелководная шивера примерно 3к.с. Страховку с воды и с берега удобнее всего осуществлять из этой-же суводи.

    Порог в правой протоке 4к.с. проще, но значительно протяженнее. Его длина около 350-400м. В пороге сложная линия движения и обилие камней, и он так-же представляет немалый спортивный интерес.

    Наша группа стояла на этом пороге дневкой, и осуществляла обкатку обоих проток. Из 11 прохождений 3 закончились оверкилями. В первом случае перевернулся катамаран-четверка, экипаж которого, не учтя воздействия вышеупомянутого косого вала и наличия небольшого левого сноса, попал в бочку у левого берега, был ею остановлен и перевернулся, будучи снесенным в центральный котел. Остальные два переворота произошли с каякерами при попытке прохождения через центральный котел. Катамаран был благополучно зачален силами самого экипажа, а каяки осуществили эскимосский переворот, и зачалились в суводи.

    Правая протока была пройдена по задуманной линии движения всеми судами.

    На этом пороге наша группа закончила сплав. В 4 часа утра вещи были погружены на катамараны у верхней оконечности острова и перевезены вверх по протоке к деревне Новая Водла на левом берегу с расчетом успеть на утренний автобус до Пудожа..


     4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации

     

    1.  Поход пройден группой полностью и в установленные сроки. Участники закрепили знания и навыки, полученные в ранее проведенных путешествиях, повысили мастерство управления судами при прохождении сложных слаломных препятствий, отработали приемы самостраховки и взаимостраховки с воды в условиях бурной воды. Группа достойно завершила сезон 1995г.
    2.  Путешествие прошло интересно и в познавательном плане. Участники похода познакомились с памятниками деревянного русского зодчества и культурой русского севера.
    3.  Тот факт,что поход проводился в высокую воду, наложил свой отпечаток на характер препятствий - увеличение мощности и самого вида порогов, появление новых проходимых проток, и т.д. предъявили к группе повышенные требования. График движения группы был спланирован с учетом непредвиденных ситуаций, связанных с новизной маршрута. Несмотря на это не обошлось без ошибок тактического плана (особенно в начале), когда на ночлег порой приходилось вставать не на самых лучших для этого местах.


    Спортивный туризм в Татарстане. Баннеры на нашем сайте

    ©1999-2018Dmitry Dunaev & Radik Shafigullin
    Хостинг - «Информационное агенство IF»
    Дизайн и CGI-скрипты - Дмитрий Дунаев

    Дата обновления: 25.11.2009