Туризм в Татарстане
«Зима» вернулась в мае. Отчет о походе по Горному Алтаю в 1994 году, ставшим последним для Салиховой Нели. Домашняя страница туристского клуба "Таежный"

Главная | «Филькина Грамота» | Отчеты о походах | Спортивный туризм | Клубы

Люди

Поиск в статьях

Кнопки

Простор2000 - Снаряжение для бурной воды и туризма.

Студия Авторской песни

Юлия Кожанова
Дневник участника голодного похода
Версия для печати | Комментарии (0)

3 ноября. День 1.

В три ночи из Казани выехала ночным марийским паровозом группа "Выживание" в составе:
Дима Мансуров,
Сережа Исаев,
Саша Павлов,
Руслан Мансуров.

В город Йошкар-Олу мы прибыли в 7:30 утра. Сходили в кино, погуляли по городу. Удивились, что там уже наступила зима: все бело, идет снег.
В 13:30 группа голодающих выехала автобусом до поселка Юркино. Группе сопровождения досталось первое испытание: они уехали в 14:00 козьмодемьянским автобусом, обогнали нас и у переправы через Волгу пересели в наш автобус. Ура! Мы снова вместе, хотя не надеялись уже на скорую встречу. Правда, они, бедолаги, едут на подножке, а мы почти комфортно сидим по 3 человека на сидениях "ПАЗика".
Приехали в Юркино в 17:15. Дошли до леса, упали. Сопроводители поели, мы же испили долгожданного кипяточку. Последний раз (он же первый) мы пили воду в Йошкар-Оле в туалете ж/д вокзала.
Вечером отметили Димкин день рождения, играли на свежеподаренном ему инструменте "Вятка" (типа губной гармошки). В общем, все устали в дороге, было не очень весело. Легли спать. Спали как убитые, ночью было тепло. Весь день шел снег, под вечер кончился. В лесу уже почти сугробы, а мы без лыж!

4 ноября. День 2.

Встали в 6:30. Проспали! На дворе около 0°С, снег не идет, но пасмурно. Идем. Самочувствие пока ничего. Есть хочется, как и вчера, но это не вызывает отрицательных эмоций.
Сопровождающие готовят с нами на одном костре, вызывая нашу легкую зависть. Это вполне терпимо, хотя до полного безразличия к еде еще далеко.
Вечером сопроводители сделали раскошный "таежник", и мы все дружно пели песни у костра. Было очень весело. Только у голодных то ли уши заложило, то ли голоса ослабли, но пели нетипично тихо. Ночь прошла нормально, только опять проспали.
Вечером нам бог послал охотников, которые вышли на наш огонек и объяснили нам дорогу.

5 ноября. День 3.

С утра идет снег. +1°С. В очередной раз пожалели, что мы без лыж. Снегу скоро будет по гланды. Идем медленно, того гляди придется тропить.
Командир на всякий случай объяснил, куда надо колоть камфару в случае обморока, ибо у некоторых уже подступает кризис. Ждем этого события на 4 день голодания.
К обеду снег предательски превратился в дождь. Да, мокнуть, голодать и месить снег одновременно нам еще не приходилось. Зато обедаем мы в вагончике с печкой на берегу оз.Когояр. С комфортом!
На привале, как всегда, обсуждали кулинарные вопросы. Кому хочется торт типа "Татарстан", а кому - борща со свеколкой. В общем, еда - это любимая тема для разговоров. Вечером сушились у костра, не переставая при этом мокнуть под дождем, капающем с елки, нагреваемой нашим костром. Короче, наблюдали круговорот воды в природе. Зато стало тепло. Ночью никто не мерз.

6 ноября. День 4.

Опять проспали. Выходим в 7:30. Тепло +3°С, дождя нет, слава Марийскому богу.
Зато днем нам выпали испытания. Шли часа два по болотам. Искупались в ледяной воде на славу: кто по колено, а кто и поплавал. Но все-таки вызывают сочувствие те, кто пошел в вибрах. Как сказал наш командир,
"блажен, кто посетил прелестный уголок
и не забыл надеть резиновых сапог!"

В общем, сегодня у нас был болотный день. Переправа через р.Рутку прошла без приключений. А вечером еще и дождь превратился в снег... Когда мы увидим солнце?!
У нас уже появились признаки горняшки (учащение сердцебиения без особого повода), а желание поесть становится скорее теоретическим. Вечером с живостью обсуждали технологию приготовления некоторых блюд.

7 ноября. День 5.

Траурный день советской власти.
Сегодня в честь праздника выглянуло долгожданное солнце! Правда, стало холоднее, но это не беда. Для нас ведь главное, чтобы над головой не капало, да под ногами не хлюпало...
У кого-то праздник, а у нас кризис. Тошнотики, идти тяжеловато, вот к обеду впилились в тупик, а до Визимьяр еще километров 20. Так что наша группа встречает праздник ударным трудом. Мысли о еде сменяются другими: например, как здорово - ходить в походы. Есть уже никто не хочет.

8 ноября. День 6.

Ночью было -5°С. Сегодня мы понесли 3 утраты. Уехали домой из Визимьяр двое сопровождающих и одна голодающая (кто по семейным обстоятельствам, кто по состоянию левой ноги).
Прошли мы сегодня 25 км. С ночевкой нам повезло: ночевали в Карасьярах в избушке с печкой. Вечером обговорили меню, которое будет на точке. Преобладают почему-то пироги. А группа сопровождения по-партизански отмалчивается, обсуждают в основном голодающие.

9 ноября. День 7.

Сегодня идти тяжело. Идем по неведомой дороге, которой нет на карте. Вокруг нас жуткие болота. Где-то здесь живет собака Баскервилей...
Дует сильный ветер, метет. Вот дорога привела нас в тупик. Идем обратно. Опять кружим по дорогам до полного упадка сил. Ночуем в развалинах большого барака, где расчистили от бревен небольшую "комнатку" с двумя стенами вместо четырех и без крыши. Прошли сегодня много, километров 28-30. Только где мы - непонятно.

10 ноября. День 8.

Сегодня холодно, -10°С. Светит солнышко, вроде стало повеселее. Выяснили, где идем. Идти еще далеко, а всем скоро пора на работу и на учебу.
Сил что-то маловато. Все эти теории голодания, описанные в книгах, опровергаются нашим опытом. Там говорят, что с 4 дня должно быть легче. А у нас наоборот - первые 3 дня шли легко. Ну кто 3, кто 4, кто 5, а теперь уже всем тяжело. Вообще, интересно, что все люди очень по-разному переносят голодание. У кого-то кризис наступил на 3 день, у кого-то на 4, а у кого-то вообще все время состояние одинаковое, почти нормальное.
В отношении воды все тоже ведут себя по-разному (а ее мы должны выпивать в день не менее 1,5-2 л): большинство впихивает ее в себя с трудом, и ничто не вызывает более отрицательных эмоций, чем необходимость пить. Но некоторые пьют спокойно и даже иногда испытывают жажду, пьют не только за "завтраком", "обедом" и "ужином", но и по пути из ручьев и луж.
Но это было всего лишь лирическое отступление. Теоретические, так сказать, рассуждения. А события у нас разворачиваются драматические. Большая Кокшага была коварна: широкая, с плывущими по воде с довольно большой скоростью льдинами. Не успел наш первый человек сесть в лодку, как она лопнула. У самого берега. Ну и слава богу, что не на середине реки. Парень, конечно, вымок выше колен, но могло быть гораздо хуже.
Сейчас мы сидим у костра, и командир обдумывает аварийный выход с маршрута. Решили идти ночевать в Долгую Старицу. Это 17 км. Идем в полной темноте по наезженной колее, с высокой скоростью. Хорошо идем! Но тут командир посмотрел случайно на компас... Идем на запад! А нам туда не надо. Пришлось остановиться ночевать в лесу - в темноте правильную дорогу искать бесполезно.

11 ноября. День 9.

Утром нашли дорогу, без особого труда (если не считать почти полного отсутствия сил) вышли в Долгую Старицу. Тут нам пообещали, что в 2 ч дня будет автобус на Кокшайск. Мы обрадовались, но рано. Автобус не приехал. Позвонили на Черное Озеро, там сказали, что автобус будет обязательно завтра в 7 утра.
Ну что ж, поживем пока в сельсовете. Жарко натопили печку, так что самим плохо стало. Переночевали с комфортом: в тепле, на матрасах (!). Завтра, может быть, повезет нам...

12 ноября. День 10.

С утра, теша себя самыми радужными надеждами, позвонили насчет автобуса - и тут вышел облом. Нету! Придет только через пару дней. Да... Это уже не смешно. Что ж, поход продолжается. Идем пешком в Черное Озеро (12 км) в надежде на почтовую машину до Кокшайска. Идти уже совсем не хочется, поход уже должен был кончиться сутки назад. Но ничего, дошли. Теперь нами пройдено уже 181 км. Померзнув часа два на почте, мы все-таки, еле-еле уговорив водилу, уехали на почтовой машине. Правда высадили нас где-то на дороге между Новочебоксарской ГЭС и Кокшайском, где мы, опять же изрядно померзнув, кое-как на попутках доехали до Чебоксар. На дворе зима, -7°С, ветер, снег. Ужасно холодно. Из Чебоксар доедем на автобусе до Свияжска, потом на поезде до Казани. На этом транспортные муки можно считать законченными.
Десятый день голодания (незапланированный) проходит не лучше и не хуже, чем 8 или 9. Только холодно.
В буфете Чебоксарского автовокзала все кажется с виду очень вкусным и заманчивым. Видит око, да зуб неймет. Группа сопровождения изрядно поела. Ну нам не привыкать. Вот приедем домой - там уж и начнем постепенно выходить из голодания. Да, поход получился действительно на выживание. Экстремалки хватило по самые уши. Что погода, что приключения с переправой и с автобусами. Впечатлений хватит надолго. Таких суровых условий мы сами не ожидали, но вроде бы выдержали.

Вернулись домой уставшие, даже слегка обалдевшие от такой экстремалки. И гордые, что все это выдержали. Похудели на 7-8 кг, чем вызвали бурю насмешек (и сочувствия, конечно) среди своих друзей-туристов в клубе. Родственники и коллеги по работе вообще в ужасе от наших исхудавших мордашек.
Ну, ничего. Отъедимся, отдохнем, будем снова на людей похожи.