«Филькина Грамота» - Статьи на сервере «Спортивного Туризма в Татарстане» (http://tourism.intat.ru/papers/).


Савинков Андрей.    «На Усьву!»
Описание речки

Речка Усьва - полугорного типа. Протяженность маршрута до ст. Чусовой - 266 км.

Расположение населенных пунктов на речке: Средняя Усьва (0 км) - Нижняя Усьва (не жил.) - Безгодово (120 км ) - Громовой (около 40 км) - Усьва (около 20 км) - Мыс (около 40 км) - Бобровка (около 20 км) - Чусовой (около 30 км).

Весной можно начинать сплав с четырех точек: от пос. Средняя Усьва (маршрут около 270 км), от пос. Безгодово (около 150 км), от пос. Громового (около 110 км), пос. Усьва (около 90 км). Летом выше Безгодово лучше не забираться, иначе часть пути придется тащить катамаран на себе.

Летом в засушливое время речка широкая (для того объема воды, которая она несет) и очень мелкая, с галечным дном. Выше станции Усьва часто приходится на перекатах слезать с катамарана в воду и вести его впроводку, т.к. глубина - по щиколотку. Дно речки состоит из острого и очень скользкого галечника, поэтому на ногах обязательно должны быть шлепанцы или еще лучше - тапки-шанхайки. Именно из-за мелководья и каменистого дна ни один дурак не будет сплавляться по Усьве летом на байдарке.

Публика пишет, что весной, начиная от Средней Усьвы, речка узкая и очень быстрая (уже Юшута и гораздо быстрее), при этом в русле встречается большое количество мусора - стволы, упавшие с берега, бревна, коряги, расчески. Между поселками Нижняя и Средняя Усьва проходит газопровод Уренгой - Помары - Ужгород (тот самый, который в Марийке между станциями Яльчик и Илеть). Нитка газопровода переброшена прямо над руслом речки, поэтому проплывающие мимо бревна и коряги с гулким грохотом ударяются об трубу. Еще раз разопровод пересекает речку ниже Бобровки, но там он проходит по дну.

Судя по описаниям в Интернете выше Безгодово есть «Сухие пороги» - нагромождение валунов в русле реки протяженностью около 8 км. Если верить описаниям, летом вода в Сухих порогах вода буквально уходит под землю или течет между валунами узкими ручейками, поэтому тем, кто туда попал летом, придется тащить свое судно 8 км на себе. Зато весной вода покрывает валуны и там можно весело покататься. Там же - выше Безгодово (выше километров на 50 ) можно устроить дневку и слазить на хр.Басег. Вершина Северный Басег (951 м) возвышается над местностью и хорошо видна с воды. Там якобы потрясающие виды местности и можно найти друзы горного хрусталя. От речки до вершины - 5 км (по прямой естественно).

На полпути между пос.Громовой и пос. Усьва есть знаменитый «Шумихинский» перекат. Не знаю, чем он знаменит - летом ничего из себя не представляет. Мы бы его не заметили, если бы о нем ничего не знали. В 4 км выше пос. Усьва - Усьвинский порог. Мы его прошли и приняли за очередной перекат. Когда попали в пределы поселка Усьва, поняли, что тот самый последний перекат и был Усьвинским порогом. Но в принципе, для байдарочников он может представлять опасность: речка перед ним сужается до 15 - 20 м и образует слив высотой до метра и потяженностью метров 15 - 20 (скорее не слив, а «горку»). Внизу, под сливом, прямо по середине на струе из воды торчит каменный «зуб», об который очень хорошо байдарочникам кильнуться и переломить об него байду. Но если верить отчетам о походах, хранящимися в Интернете, весной Усьвинский порог гораздо серьезнее. Весной вода в речке метра на 2- 4 повыше. Народ пишет, что вода с грохотом низвергается с высоты около метра (правда не водопадом, а все же сливом) и сразу же образует сильный прижим под правый берег. Если верить местным, на этом пороге сплавщики частенько тонут. Кстати, по Усьве сплавляется огромное количество сплавщиков (по крайней мере летом), не меньше, чем в майские праздники по Юшуту. В основном на лодках-резинках (типа «клизма»), иногда на рафтах и катамаранах.

Сплавляться весной ниже станции Усьва желательно по одной причине - на полпути между ст.Усьва и пос. Мыс речка петляет между сопками, причем правый берег круто обрывается в воду, образуя каменную стену высотой до 100 м и длиной больше двух километров. Кроме того, прямо в воду обрывается скала высотой до 150 м (если верить карте - камень «Стрелец»), на которую ведет тропинка. Открывается панорама гор, вид на речку. Красиво.

Весной нет большого смысла плыть до ст. Чусовой, т.к. после Бобровки речка выходит из сопок и течет в основном по равнине, хотя каменистые перекаты сохраняются вплоть до самого Чусового. Ниже ст. Усьва появляются плесы, на которых приходится лопатить, чем ниже по течению, тем их больше, особенно много их становится после Бобровки. Здесь и выше под словом «весна» понимается вторая половина мая - первая половина июня. В «горах» (т.е. в районе пос. Средняя Усьва) снег полностью сходит к середине-концу мая, сама речка освобождается ото льда в первой декаде мая. Были случаи: народ приезжал 9 мая в Среднюю Усьву сплавляться, пробирался через сугробы к речке, стучался головой об лед и ехал обратно домой в Москву. Оптимальное время для сплава - самый конец мая, начало июня. Но есть один недостаток - клещи (зато их нет в июле).

К слову о живности: речка кишит хариусом-«серебрянкой» (мелким: 10 - 15 см), которого лучше ловить на «саночки». На удочку много не поймаешь. Мы поймали руками одного налима - длиной с мизинец. В тайге есть медведи, но ниже Громового по берегам Усьвы шатается еще большее количество народа - в основном рыбаки и заготовители сена. В Интернете в одном из отчетов я нашел фразу: «местные жители оказались столь же приветливыми, как и местные комары». На самом деле эту фразу стоит понимать буквально, т.к.: во-первых, комаров в конце июля на Усьве просто нет, а во вторых, местные и впрямь дружелюбны. Без их помощи мы бы добрались до речки Усьва с большими приключениями. Местные привыкли к сплавщикам, пытаются помочь дельными советами, даже если их об этом не просят. Присутствие посторонних по-видимому делает жизнь аборигенов менее скучной, к тому же заезжие туристы (а туристов на Усьве очень много) покупают у местных продукты. Последнее, очевидно, важно для местных, т.к. они почти поголовно безработные. Но, тем не менее, не стоит останавливаться на ночевку рядом с поселками. Иначе придется спать в полглаза - придурков везде хватает.

Погода сильно зависит от сезона. Усьва стекает с западного склона Уральского хребта. Западный склон сильно увлажняется по сравнению с восточным, поэтому дождички - явление частое. Когда мы сплавлялись (конец июля 2001 г.), за шесть дней сплава с неба не упало практически ни капли, но нам повезло. Из-за высокого увлажнения западного склона Уральского хребта лес «в горах» в основном состоит из одной ели (елка обычно растет там, где влажный грунт). В результате, местные сопки имеют необычный темно-зеленый цвет.

На отрезке Громовой - Чусовой серьезных препятствий кроме Усьвинского порога нет: ни коряг, ни расчесок, ни завалов из бревен… Сплав на катамаране на этом отрезке проще, чем по Юшуту. Но: весной Усьва, особенно на отрезке Средняя Усьва - Безгодово, совсем другая речка. На ней есть где свернуть себе шею, особенно байдарочникам. У сплава до самого Чусового есть один недостаток: в черте города в Усьву впадает Вильва, цвет воды в которой летом 2001 года был ярко-оранжевым (как апельсиновый сок). Не поверил бы, если бы сам не увидел своими глазами. Местные говорят, что затопило шахту в одном из поселков на Вильве, отсуда и такой цвет речки. От Устья Вильвы до автомобильного моста через Усьву (т.е. до конце сплава) плыть по оранжевой воде 2 км. Это неприятно. Кроме того прямо около автомобильного моста насыпана огромная гора отработанной руды (или шлака ?), на которую вагонетки подвозят все новую и новую отработанную руду. От моста открывается замечательный вид на заводские трубы. В одном из отчетов народ писал, что от моста можно увидеть разноцветный дым из заводских труб. Это действительно так. Мы видели дым следующих цветов: черный, белый, желтый, оранжевый, кирпично-красный. И вся эта мерзость оседает на город. Не понятно, как только местные здесь живут.

Как добраться.

Добираться до верховьев Усьвы и до ее среднего течения нужно по-разному. Но в любом случае необходимо доехать до станции Чусовой. Раньше можно было сесть на поезд Казань-Соликамск и доехать прямо до станции Усьва, т.е. до речки. Но этот поезд упразднили, поэтому приходится добираться с пересадками. Оптимально до Чусового ехать так: поездами Казань-Пермь или Новороссийск-Екатеринбург (этот поезд почему-то едет на север до Перми, а потом спускается на юг до Екатеринбурга, делая большой лишний крюк) до Перми. Стоимость билета летом 2001 г. - 170 рублей, поезд до Перми идет около 11 часов. Дальше до станции Чусовой - электричкой (около 30 рублей). Первая электричка до Чусового идет в 4 утра, всего их до Чусового за день - штуки четыре - пять. Электричка идет ровно три часа (местные уверяют, что два, на самом деле - три). От Чусового до ст.Усьва нужно ехать электричкой (примерно час сорок минут, 18 рублей), которых через ст.Усьва за день проходит штуки две-три. Эти электрички идут до Губахи, Кизела, Березняков. Есть поезд Пермь - Соликамск, но он один в день и на нем дороже, чем на электричке. От ст. Усьва каждый день ходит автобус (около 11 утра) через Юбилейный (по-моему до Гремячинска). На нем можно доехать до Юбилейного, а от туда 5 км топать до пос. Громовой, который расположен на самой речке. В этом случае попадаешь на примерно 20 км выше ст. Усьва, и сплав включает в себя Усьвинский порог и Шумихинский перекат. Можно, конечно, сплавляться от ст. Усьва, но это не так интересно. От ст. Усьва три раза в неделю ходит автобус до Безгодово (точно идет в выходные - в субботу и в воскресенье, причем летом 2001 г. он уходил из ст. Усьва в 17.00). Тогда появляется возможность забраться на 60 км выше ст.Усьва. Но в сухое лето там мелковато.

Добраться до верховьев Усьвы сложновато, но возможно. Если верить людям, которые туда забирались, то существует два маршрута. Чаще всего публика едет от Чусового до Теплой Горы на электричке (Теплая Гора находится на Койве в ее верховьях, поэтому в случае полного фиаско с транспортом на Усьву можно сплавиться по Койве), затем договариваются с местными о заброске в пос. Средняя Усьва. Доставка туристов до Средней Усьвы в Теплой Горе является одной из отраслей местной экономики. Правда есть проблемма: судя по всему это дороговато. В одном из отчетов за июль 2001 г. приводится цифра в 2000 рублей на 10 человек. Впрочем, небольшие группы по два - четыре человека просто доезжают на попутках, если таковые имеются (место там дикое и в день машин мало проходит). Другой способ заброски на Среднюю Усьву - на мотовозике по узкоколейке от станции Визжай. До станции Визжай можно добраться на той же электричке, что идет на Теплую Гору. Если обломится с мотовозиком, то можно проехать еще две-три остановки до Теплой Горы и либо ловить автомобильный транспорт на Среднюю Усьву, либо сплавиться по Койве. Койва - тоже замечательная речка для сплава. Длина речки от Теплой Горы до Чусового - 213 км. Можно закончить сплав по Койве в ее устье - в Кусье Александровском (сплав получается на пару дней меньше). От самой станции Визжай в трех километрах находится речка Визжай - тоже веселая сплавная речка. Продолжительность сплава по Визжаю порядка 150 км. Но есть проблемма: Визжай впадает в грязную Вильву, после чего плыть по оранжевой Вильве один-два дня. Вообще об особенностях заброски на Среднюю Усьву лучше выяснять в Интернете. Кроме того на соответствующих сайтах есть адреса электронной почты непосредственных участников событий и с ними можно списаться.

Выбираться с Усьвы не сложно. Если плыть до Чусового, то проблемм вообще нет - доплываешь до первого автомобильного моста в черте города и на двух автобусах с пересадкой доезжаешь до ж/д вокзала г.Чусовой. Автобусная остановка находится около моста по левому берегу реки. Но можно поймать попутку и доехать прямо до вокзала. Если плыть от Средней Усьвы, то можно закончить сплав на ст. Усьва, а оттуда до Чусового - электричкой. Лучше все-таки сплавляться дальше - хотя бы до пос. Мыс, т.к. между пос. Мыс и пос. Усьва - живописные скалы и скальные стенки, обрывающиеся в воду с высоты до 100 м. От Мыса ходит автобус до Чусового. Автобус есть и от пос. Бобровка.

Итог.

Усьва - красивая, быстрая речка. Оптимальный участок для сплава: пос. Средняя Усьва - пос. Мыс. Оптимальное время для сплава: самый конец мая - первая половина июня. По Усьве лучше сплавляться в большую воду - либо весной, либо летом во время дождевого паводка. Правда, есть прецедент сплава летом в середине июля по малой воде аж со Средней Усьвы на байдарках. ( !!! ) Сплавщики, как они пишут, «пролеели» днище своих трех байдарок. Все эти байды, получив множество пробоин, все же добрались до финиша на ст. Усьва. Четвертая байда не была «пролеена». В результате, ее шкура быстро превратилась в набор ленточек, и ее пришлось выбросить на пол-пути. В конце мая в районе Средней Усьвы еще местами лежит снег, поэтому нужно быть готовым к тому, что может быть прохладно. Правда, уже через два-три дня, как пишет народ, создается впечатление, что попал из весны в лето, т.к. ниже по течению снега нет и становится тепло. В верховьях Усьвы нужно быть внимательным: весной речка узкая (не шире Юшута в районе Мочалищ) и очень быстрая. Изобилует завалами, прижимами под подмытые берега, расческами и прочими неприятностями. Для байдарочника весной могут представлять опасность «сухие» пороги и Усьвинский порог. Одна цитата на сей счет, обнаруженная на одном из форумов в Интернете: «Больше я весной не сунусь на байде в Сухие пороги без страховки надувным судном».




Дополнение от Дмитрия Дунаева (dmitry@kfti.knc.ru)

Несколько слов относительно «... сплава летом в середине июля по малой воде аж со Средней Усьвы на байдарках...»

Подобный прецендент был предпринят в 1993 году группой туристов Вахитовского ЦДЮТ г.Казани. Мне, как непосредственному участнику (и отчасти организатору и руководителю) этой авантюры, хотелось бы написать несколько слов.

Несмотря на то, что те далекие времена еще не успела окончательно развалиться система детско-юношеского туризма доперестроечной поры, с финансами, снаряжением и продуктами уже было сложно. Поэтому выбор маршрута ограничился 2 вариантами - пойти на Урал или пойти в Марийку. Но, поскольку основную часть группы составляли люди, прошедшие за год до этого «двойку», то всем сразу захотелось приключений, и вот, группа из 6 байдарок «Таймень-2» и 12 человек мчится на встречу с загадочной и неизвестной Усьвой. Из технического описания - краткий отчет о первомайском сплаве из библиотеки т/к «Меридиан» и два абзаца из книги «Водные маршруты СССР».

На ст.Вижай удается вполне быстро перегрузится на мотовоз. Узкоколейка проложена напрямую к пос.Средняя Усьва, в то время как автомобильная дорога идет, объезжая все низины и болота. Местами насыпь размыло - рельсы узкоколейки погружаются в болотистую почву. Отмерить время заброски весьма сложно - по пути мотовоз несколько раз останавливается, делает маневры, несколько раз отцепляет или прицепляет вагоны. Наконец, перевалив через невысокий хребтик, дорога идет к поселку Ср.Усьва. Именно так написано на указателе. Туристов обычно выгружают перед мостом. Ниже моста что-то вроде поляны для стапеля, за много лет вытоптанную туристами. Река еще не показывает своего коварства - русло вполне проходимое, кое-где на дне песок. За время сборки байдарок приходят местные ребята - похулиганить, а заодно и стрельнуть конфет и сигарет - в те времена эти вещи в поселке - непозволительная роскошь.

Наконец, все собрано, уложено и одето. «Нас ждет река»,- как писали в героических статьях журнала «Турист» и «Ветер Странствий». А река действительно ждет. Сразу же за поворотом - длинный мелкий перекат, при том, что течение быстрое. Все вылазят за борт, дабы протащить несплавной участок. Кто бы знал, что таким образом придется «сплавлятся» не один километр. Но тут появляется еще один сюрприз - вода в реке совершенно ледяная. Таким образом, сплав начинает превращатся в игру «бурлаки на Усьве». Самым хитрым и изворотливым удается проплыть на байдарке подольше, но все-равно результат один ... Нам сильно повезло - байдарки были проклеены толстой (до 3-4 мм) леей, одновременно похожей на пожарный шланг и на линолиум. К исходу второго дня в некоторых местах даже этот протектор стал протираться... Полуобливные камни в силу какой-то детской шалости окрестили «Грузинами» (здесь нет никакой национальной подоплеки - детям просто пришелся к месту какой-то анекдот). Над рекой слышна тягучая бурлацкая песня:

         "Что такое Усьва - это камни,
          Томный взгляд заждавшихся Грузинов,
          Усьва мне напомнила в душе о самом главном:
          Что будет, когда кончится резина..."

Первое сколь-нибудь заметное препятствие - газопровод. Вокруг в реке и по берегам маляется куча антропогенного мусора - бетонных плит, кусков труб и арматуры. Однако с проходом проблем нет - река совсем мелкая и в случае чего можно все обойти по-колено в воде.

Далее - все по-старому. В некоторых местах река сужается, делаясь более глубокой, однако тут же с берегов свешиваются елки, образуя множественные расчестки. Местами, в русле лежат полузатопленные бревна, на которые тут же натыкаются неосторожные байдарки. Постепенно начинаются продолжительные «Сухие Пороги». На всем протяжении «Порогов» в русле камни средней величины, большей частью полунадводные или сухие, что полностью оправдывает название этих порогов. Второе их название - «Большие Пороги» тоже вполне применимо - пороги тянутся около 8 км. Параллельно с нами идет еще одна группа - у них ПСН и катамаран. Отчасти им проще, т.к. осадка надувных судов меньше и они не такие жесткие. Но все равно практически всем приходится вылазить в воду.

Посреди этого участка порогов на правом берегу - красивые скалы-останцы, на которые мы тут же залезлм.

В какой-то момент нежелание лезть в воду рождает новый вариант движения - мы решаем часть народа пустить по берегу, в то время, как в байдарках останется по одному человеку для проводки. К вечеру выясняется - по берегу идти сложнее, чем по воде, при том, что ноги все равно мокрые по причине многочисленных болот.

Вскоре пороги заканчиваются, идти становится легче... Правда, временами попадаются выходы специфических пород, засыпающих реку острыми камнями. На одном участке произошел очень интересный эпизод. Байдарка выворачивает за поворот и ее экипаж видит странный предмет, быстро приближающийся к ним по реке. Этим странным предметом является машина «Урал»... Дорог в районе практически нет, вот поэтому летом русла таких мелководных рек - как нельзя более подходят для передвижения автотранспорта...

У с.Безгодово правый берег - высокий бом с которого хорошо видны окрестности. В поселке - магазин и почта, пару раз в неделю бывает автобус. За поселком мост местной автодороги.

Далее до самого пос.Усьва русло вполне глубокое, встречаются несложные шиверки и перекаты. Течение быстрое. У какого-то строения на правом берегу (наверное, шахта) бъет большой воклюз, вода из которого впадает в Усьву. За поселком Громовым по обеим берегам видны следы деятельности человека. Так будет до самого ж/д моста. Но до самого моста есть еще одно препятствие - Шумихинские пороги. В малую воду пороги распадаются на три части. В первой части идет ряд мелководных шивер, ничем не отличающихся от предыдущих, далее немного возрастает уклон и начинается вторая часть - шиверистый участок заканчивается сливом с полуподводной плиты, за которой небольшая бочка. После второй части река делает локальный правый поворот, и после короткого трека идет резкий поворот на 90° влево. Перед поворотом - небольшая ступенька, на самом повороте - прижим.

Как я уже отметил - при среднем уровне воды пороги сложности не представляют - струя недостаточно сильна. Однако в паводок, когда воды много, как вторая часть, так и последняя становятся намного сложнее. В то время над порогом были натянута проволока - на нее весной вешают ворота для проведения спортивных соревнований. От порога недалеко до ж/д моста. За мостом на левом берегу - обширная поляна, где, судя по всему и располагаются участники соревнований. Здесь особенно чувствуется нехватка дров, которые приходится возить с другого, крутого берега.

Поселок Усьва нам показался весьма крупным - в нем были и магазины, и клуб, и библиотека, и ... Вообщем, много чего было. Здесь было окончание нашего маршрута, отсюда же мы и уехали на электричке.

Полезные ссылки.

Обзорные карты маршрута из книги «Сто дней на Урале» (М1:500000)

Отчеты из библиотеки Мошкова (www.lib.ru)


CGI script ©2001-2003 by Dmitry Dunaev